Содержание:

Водитель, люби пешехода!Так наши классики Ильф и Петров взывали к совести владельцев железных коней. Любить его есть за что, ведь это он построил дороги, которые отобрали у него автомобили. Но если серьезно, то чтобы всем было удобно, требуется взаимопонимание. Водитель нередко оказывается в роли пешехода, а вот пешеходы не всегда умеют крутить баранку. А ведь уметь меняться местами хотя бы мысленно необходимо, чтобы понять, что машина не умеет тормозить мгновенно, как не бывает мгновенной реакция, а на гладком зеркале льда делать это и вовсе опасно.

Для уверенного вождения по современным дорогам недостаточно просто наличия водительских прав. Если возможности позволяют, пройдите контраварийную подготовку в школе водительского мастерства, это поможет не только приобрести навык реагирования в "нештатных" ситуациях, но и снизить вероятность трагического исхода ДТП.

  • Помните, что на нерегулируемом пешеходном перекрестке пешеход всегда пользуется преимуществом перед транспортным средством.
  • Пешеход может споткнуться или поскользнуться при переходе дороги, особенно в зимний период.
  • Повышенное внимание "старым" и "малым", по понятным причинам.
  • Следить надо не только за переходящими по зебре пешеходами, но и теми, что идут по краю тротуара или дороги. Нужно ожидать, что человек внезапно начнет переходить улицу.
  • Среди пешеходов могут оказаться слабовидящие, плохослышащие или люди, "медитирующие" в пути (к примеру, подростки с плеерами).
  • При угрозе наезда на пешехода, ваша задача – любым способом предотвратить непоправимое. Жизнь дороже "железного коня", даже если вы купили его в кредит.

Водитель, люби пешехода!Ночная езда небезопасна. Резкое уменьшение расстояния видимости, сектора обзора и контрастности "картинки", влияние суточных биоритмов на общее снижение работоспособности водителя – все это приводит к снижению концентрации, и, как следствие, к столкновениям и наездам.

Факты говорят, что в темное время суток происходит в среднем 50% общего числа ДТП, хотя интенсивность движения в 10 раз меньше, чем днем. Из наездов на пешехода около 60 % наездов совершается в темное время суток, когда видимость ограничена. При движении в темное время суток по неосвещенным дорогам водитель видит только ту часть дороги, которая освещена фарами автомобиля. Способность глаз к восприятию световых контрастов ниже, чем при дневном свете. Особенно "плохо видны" на дороге в ночное время пешеходы и велосипедисты.

  • Правильно выбирайте скорость: остановочный путь при экстренном торможении не должен превышать расстояния видимости.
  • Поддерживайте чистоту лобового стекла
  • Регулярно протирайте фары.
  • Включайте ближний свет даже при движении по освещенной дороге. Габариты - только для стоянки.
  • За городом при движении через неосвещенные населенные пункты будьте особенно внимательны, не нарушайте скоростной режим.
  • Чувствуете, что засыпаете? Остановитесь и поспите хотя бы полчаса. Если это невозможно, запаситесь орешками, жвачкой, умойтесь, откройте окно, выпейте кофе.

К содержанию

Пешком под стол

Если взрослые пешеходы нередко сознательно идут на нарушение Правил дорожного движения, то дети, делают это чаще по незнанию. Поступки ребенка непроизвольны и импульсивны, а способность оценивать риск невелика. Поэтому детей необходимо активно защищать, в процессе городского планирования адаптируя инфраструктуру под их психологические особенности. Создавать безопасные переходы, устанавливать предупреждающие знаки, "лежачих полицейских". Кроме того, активно пропагандировать культуру поведения на дороге.

Что могут сделать родители? В первую очередь, подавать правильный пример поведения на дорогах, последовательно комментируя собственные действия. А неправильного примера не подавать. Если вы, как опытный взрослый в условиях мегаполиса научились быстро бегать и стремительно реагировать, то не факт, что у ребенка, копирующего все ваши действия, это получится.

Во-вторых, до 7-10 лет крепко держите ребенка за руку все время, если вы находитесь возле дороги. После, если вы уверены в его реакциях, можно брать за руку только на переходах.

Водитель, люби пешехода!И, наконец, дома можно в игровой форме знакомить ребенка с дорожными правилами (сегодня для этой цели существуют настольные игры "Большая прогулка", а также пособие ДНОУ "Методики Н.Зайцева" "Дорожные знаки", крупный формат которого идеально подходит для детей даже самого маленького возраста).

В качестве образовательного пособия можно использовать книги серии "Детская дорожная безопасность" Издательского дома "Третий Рим", в которых для родителей изложены педагогические рекомендации по обучению детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. Для детишек же - яркие иллюстрации, изложенные простым языком правила поведения на дорогах, масса кроссвордов, викторин и других интересных заданий по ПДД.

Детей постарше можно посадить за компьютер, поиграть в правила - на сайте www.gai.ru есть он-лайн экзамен, который можно проходить бесконечно, следя за статистикой. Чем не "игрушка" на результат?

Водитель, люби пешехода!Статистика "говорит", что самый опасный детский "пешеходный" возраст 7-14 лет. Поэтому родителям школьников необходимо серьезно отнестись к урокам грамотного поведения на дороге и правильной экипировке ребенка, который передвигается по улицам самостоятельно. Обучение детей 5-12 лет правильному переходу через улицу и правильному движению на перекрестке может снизить аварийность на 10-20%.

Правила дорожного движения (четвертый раздел "Обязанности пешеходов") достаточно четко регламентируют поведение пешеходов на проезжей части. Коротко напомним ключевые моменты.

  • Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам... а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
  • Переходя на красный свет, рискуешь попрощаться с белым. Это мы усвоили, но всегда ли помним "железное правило" на дороге?
  • При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
  • Выход из-за препятствия (одна из главных причин "пешеходного" травматизма). Предварительно оглядываемся.
  • Если красный сигнал застал вас на середине дороги, не мечитесь как старушка из анекдота (я влево и она влево, я вправо и она вправо), а стойте на осевой линии до включения зеленого света.
  • Автобус обходите сзади, трамвай - спереди (кстати, это правило нарушается очень часто). Даже к медленно движущемуся транспорту не стоит подходить близко.
  • Если вам нужно "поймать" машину, не выходите на проезжую часть, таксист вас и так заметит - ведь это его заработок.
  • Особенно внимательными будьте в зимнее время и в непогоду (в наших условиях, это означает практически всегда).
  • В аварийной ситуации, когда столкновение неизбежно, старайтесь сгруппироваться и закрыть голову руками, рюкзаком, сумкой. Можно попытаться подпрыгнуть и вскочить на капот автомобиля.

Водитель, люби пешехода!Самыми опасными для пешехода зонами считаются перекрестки, скоростные участки автомагистралей, зоны с ограниченной видимостью. Именно там случается большинство наездов. Поэтому здесь – повышенное внимание. Постарайтесь поставить себя на место водителя: скорость 60 (а уже тем более 70-90) км в час – совсем не 5 км в час! Объясните ребенку понятие "тормозной путь" и "инерция" с помощью простых физических опытов.

Екатерина Чинарова
В статье использованы фотографии с сайта "За рулем"