Содержание:

Детских компьютерных игр сейчас море. Как ориентироваться, отправляясь в плавание по нему, - горячий вопрос для родителей.

Многие мамы и папы спокойно относятся к тому, что у их двухлетнего отпрыска есть своя, и не маленькая, коллекция дисков, и он с упоением играет у монитора. А доктора, между прочим, утверждают, что до пяти лет ребенка вообще нельзя подпускать к компьютеру - вредно для здоровья. Но, кажется, компромисс найден. Недавние исследования доказали, что нижняя возрастная планка для маленьких геймеров - три года - вполне допустима. Ведь ребенок смотрит "мультики", кассеты, поэтому если он будет по 15 минут дважды в неделю играть, можно не беспокоиться. Именно время - определяющий фактор безопасности. Кстати, с пяти до семи лет время игры можно увеличить до 20 минут, а с восьми - уже до получаса. А в какие игры будем играть?

К содержанию

Для маленьких "чайников"

Чтобы получать истинное удовольствие от игры, нужно по-свойски обращаться с мышкой и клавиатурой, поэтому первые виртуальные игры ребенка чрезвычайно просты: он быстро запоминает, на какую клавишу нажать и где щелкнуть курсором, чтобы добиться нужного действия на дисплее. Кстати, это отличный тренинг для зрительно-моторной координации. Играя вместе с забавными зверушками или знакомыми героями сказок и "мультиков", ребенок учится раскрашивать, рисовать, запоминает цвета, получает первые представления о форме, объеме и т. п. Игры развивают смекалку, воображение, заставляют быстро принимать решения. Программы построены по принципу "поработал - отдохнул": задачки перемежаются играми, фрагментами "мультиков", песенками, стихами, есть игры с физкультпаузами (занятия проводит забавный герой), караоке, флеш-песенками. Специалисты советуют обратить внимание и на такой момент: оснащена ли программа встроенным таймером - это дает возможность мамам и папам контролировать время игры, а ребенок без бурных протестов готов смириться с тем, что его железный друг "устал" и хочет "отдохнуть".

Существуют "автономные" игры и "сериалы". Например, первые диски коллекций "Несерьезные уроки" или "Развивай-ка" рассчитаны на детей от двух до четырех лет. Это "раскраски", уроки рисования, логические задачки. Играя, малыш запоминает названия животных, предметов и т. д. А дальше игры, входящие в серии, "растут" вместе с ребенком: усложняются задания, увеличивается объем информации, дети знакомятся с основными понятиями цвета, формы и объема, узнают много нового об окружающем мире. Виртуальные сериалы хороши тем, что, встречаясь с уже знакомыми персонажами, ребенок, не напрягаясь, входит в игровую среду, он более сосредоточен, быстрее воспринимает информацию и выполняет задания.

К содержанию

Обучение как развлечение

С пяти-шести лет ребенку подойдут игры, развивающие навыки, необходимые в школе: сложение, вычитание, чтение, распознавание музыкальных звуков, а также тренирующие память, быстроту реакции и внимание ("Маленькие драконы", сериалы "Несерьезные уроки", "Лего" и др.). В основе игр лежит принцип положительных стимулов: сделав что-то не так, маленький геймер получит объяснения и помощь от веселых героев игры, чтобы в следующий раз ему было легче принять правильное решение. Ребенок может выбирать задания разных уровней сложности, что приучает его к самостоятельности. Детям, которые активно играют, намного легче адаптироваться в школе, считают многие педагоги, так как они более уверены в себе и собраны, умеют сопоставлять, анализировать, думать.

К содержанию

Do you speak English?

Среди обучающих есть особая группа игр, с помощью которых малыш начинает учить языки: английский, немецкий, французский. Уроки иностранного ведут герои любимых мультиков и сказок, например Мышка Миа, забавный пес Клиффорд и др. Вместе с ними малыш попадает в захватывающие переделки, решает веселые задачки, на лету схватывает отдельные слова и целые фразы, запоминает буквы. А детям, у которых уже есть начальные знания, можно купить более сложные игры, в которых ребенок погружается в языковую среду, осваивает азы грамматики. Важный момент: такие игры часто озвучиваются носителями языка, поэтому малыш изначально настраивается на правильное произношение, интонации. А динамичная фабула игры, захватывая ребенка, вызывает у него активный интерес к языку, что в будущем облегчает процесс обучения.

К содержанию

Шутеры в сторону!

Многие дети в семь-восемь лет играют на компьютере не хуже мамы с папой. Например, в "шутеры" (где можно серьезно пострелять) или "экшн" (а-ля боевики) и прочие взрослые жанровые игры. Ничего хорошего в этом нет - нешуточные страсти, которые ребенок переживает у монитора, со временем могут привести к так называемой компьютерной зависимости: игра затягивает как наркотик, и родителям порой приходится обращаться за помощью к психологам. Конечно, детям нужны игры с острым сюжетом, захватывающими приключениями - непоседе они помогают выпустить пар, а ребенку, у которого есть проблемы с быстротой реакции, концентрируют внимание. Но игры должны соответствовать возрасту. Ученые Института человека РАН, изучавшие влияние компьютерных игр на психику детей, пришли к выводу, что мозг семилетнего ребенка еще не настроен на защиту от виртуальной агрессии и жестокости, поэтому взрослые игры могут нанести ему серьезные эмоциональные и психические травмы. Специалисты советуют подбирать детям игры с элементами жанра "квест" (от английского - поиск) или "аркады" (приключения). Для старших это могут быть серии о тролле Кузе или "Кибер-шпионы" с веселыми приключениями и хитроумными состязаниями, развивающие находчивость и сообразительность, диски по мотивам замечательных диснеевских фильмов: "В поисках Немо", "Король-лев. Гордость Симбы", а для малышей -"Дональд Дак. Утиные истории", "Тигра и Винни-Пух" и другие.

Ольга Андреева
Статья из октябрьского номера журнала
Мой Кроха и Я