Содержание:

Приходиться смириться: в сутках ограниченное количество часов. Вы, скорее всего, работаете, но даже если нет, в любом случае всеми видами спорта полноценно заниматься нельзя. И нам кажется, что правильнее выделить один вид спорта и довести его до блеска, чем касаться всего понемножку и всюду только скользить по поверхности.

К содержанию

Футбол

Футбол — это вид спорта, который и по своей популярности, и по богатству движений, конечно, можно выбирать основным. Большое преимущество футбола и в том, что маленький рост не является здесь препятствием для достижения великих результатов. Замечательно, если у вас родился мальчик (хотя для девочек существует элегантный теннис, в котором, кстати, физические данные не так уж важны).

Какие задачи мы ставим, начиная играть с ребенком полутора — трех лет? Научиться бить по неподвижному мячу — с места и с разбега. Научиться ударам с лета. Научиться вратарской подаче мяча — выбиванию его из рук ногой и коленом. Начинаем учить тому, как вести мяч ногой. Учим падению назад на мат с попыткой в падении задеть мяч ногой.

Мы думаем, что в этом возрасте домашняя игра со взрослым полезнее дикой неуправляемой игры со сверстниками. Дома можно играть маленьким мячиком, на маленькие воротики. Ребенку поочередно приходится то атаковать, то защищать ворота. Вносим понятие штрафного удара. Удары ногой в стеночку.

Достаточно отработки элементов, а пустить их в ход можно будет спустя пару лет. Учимся ударам головой и пяткой. Учимся попадать мячом в цель — в бутылку или в маленькие пустые ворота. Вбрасывание мяча двумя руками, пасы друг другу на увеличивающемся расстоянии.

Мы играем мячами разных размеров и разного веса, но большая часть тренировки проводится мячом на палке, что значительно сокращает все подготовительные операции.

Домашний футбол — это колоссальное удовольствие и отличная разрядка для взрослых. Если же у вас в семье только девочки, то их, конечно тоже можно учить ударам ногой, тем более что к тому времени, когда они вырастут, женский футбол и женский бокс уже займут свое место в программе олимпиад. Но пожалуйста, не отдавайте своих дочек в бокс!

К содержанию

Баскетбол

Многие сложные игры, такие как баскетбол и ручной мяч, совершенно не обязательно начинать осваивать в год. Но существует базовое "умение", его нужно выделить и постепенно накапливать. Мы уже писали о "любви к мячу", и такие приемы как ведение мяча, бросок одной и двумя руками, игра "об стеночку" — вполне могут вводиться в программу для двух лет, и к трем годам многие вещи у ребенка уже должны получаться.

Не менее важно наличие в доме крепкого баскетбольного кольца, обязательно с сеткой — дети это очень любят. Нужно кидать в кольцо маленькие мячи и вырабатывать точность. Нам самим очень нравятся кипарисные шишки. Каждый день во время прогулок в парке мы кидаем тридцать-сорок раз в цель — по звенящим столбам и оборванным афишам. Мы тренируем точную работу рук под контролем глаза, кидаем шишки с двух рук, но основная нагрузка идет на доминантную руку.

Рекомендуемое начало занятий — 2-2,5 года. Не забудьте, что мы входим в область действий, которыми управляет развитая кора головного мозга: при броске ребенок использует доминантную сторону тела, приближая максимальную зрелость своих движений.

К содержанию

Ролики

Нам удалось доказать себе правильность тезиса о том, что одна спортивная дисциплина должна быть доведена до максимально высокого уровня. Это сулит множество физических и умственных приобретений, очень сильно влияет на становление характера, на ощущение себя спортивной личностью, равной многим взрослым детям. Мы пишем, в основном, об одном ребенке, хотя сейчас наш опыт значительно расширился. И с разными детьми, с которыми мы общаемся, мы пробовали уже самое раннее начало катания — и в десять, и в пять месяцев. Федя Ф. начал заниматься довольно поздно. ...Масару Ибука, президента японского общества раннего развития детей, рекомендует ставить ребенка на ролики в момент, когда тот учится ходить, а Феде было уже полтора года. К этому времени он давным-давно (с семи месяцев) ходил.

Вот главные положения, к которым мы пришли.

Начиная занятия до полутора лет, вы вынуждены ставить ребенка на пластиковые ролики типа "Фишер-Прайс". Лучше всего, чтобы они были с высоким сапожком, в который входит детская нога в обуви. Найти ролики подходящего размера невозможно, об этом вообще не стоит задумываться. Мы занимались в течение первого года на роликах, которые больше на десять размеров, чем нога. И это не помешало ребенку блестяще овладеть каждой из пар, на которой он катался.

"Колеса" пластиковых роликов выглядят, как широкие цилиндры, катятся они не очень быстро, и ребенок быстро выучивается на них не ездить, а устойчиво вышагивать. И это нас вполне устраивает: ему все-таки постоянно приходится контролировать свою неустойчивую обувь, и обучение уже происходит.

Но уже к двум годам мы рекомендуем сразу ставить ребенка на "ножи", на однорядные "роллерблэйдз", и чем они быстрее, тем лучше. В первые месяцы учебы все катание происходит только за руку. Самостоятельное катание мало ускоряет прогресс, небезопасно и только тешит родительское тщеславие, а ребенок чувствует себя весьма неуверенно и испытывает дискомфорт.

Обратите внимание: для занятий "за ручку" у ребенка должны быть сильные руки, и это неотделимо от ежедневной брахиации. Ребенку нужно научиться держаться только за одну руку взрослого, повисать на ней, и это не должно повлечь за собой растяжения и травмы.

Вам нужно постараться забыть о том, что ребенок на роликах, и проводить занятия в интересных местах, где все внимание ребенка будет сосредоточено на витринах, клетках со зверями, ярких огнях, шумной музыке, и отвлечено от процесса учебы. Не надо концентрироваться на роликах, ненавязчиво и незаметно выработается привычка к ним, а потом уже и удовольствие от катания. И все только за руку!

А когда же он будет кататься сам?.. Доман часто пишет, что, придерживая ребенка за руку, вы служите плохую службу его вестибулярному аппарату, который привыкает полагаться на опору, зависеть не от собственного умения и т.д.

Мы пришли к совершенно другим выводам. Сейчас мы уверены, что все дети, с которыми ездят за руку, быстрее и увереннее начинают кататься и отказываются от помощи, когда могут без нее обойтись. Ребенок довольно быстро привыкает к роликам на ногах, несмотря на то, что они относительно тяжелые. Катание тренирует мышцы ног, живота, развивает чувство равновесия, ведет к какой-то невероятной растянутости, страхующей травмы.

Много месяцев ребенок не должен серьезно падать. При этом, разумеется, мелкие падения происходят, но они не очень чувствительны благодаря маленькому весу. Ребенку необходимо самому научиться правильно падать, взрослый научить этому не может. Как можно дольше не катайтесь на специализированных площадках, ребенку там будет только скучно. Переходить на площадку можно, когда ребенок начинает испытывать удовольствие от катания как такового, а до этого еще месяцы и месяцы учебы. Через достаточно короткий промежуток времени вы сможете "тащить" своего ребенка за собой по делам, вы убедитесь: это намного легче, чем возить его в коляске. Большие универсальные магазины, в которых такие ровные скользкие полы, были нашим главным "плацдармом", там мы быстро отказались от катания за руку. И в тех магазинах, где сторожа были настолько умны, чтобы понять разницу между двухлетним катальщиком и носящимся на роликах подростком (катание в супермаркете запрещено инструкцией), мы накатали самостоятельно десятки километров. При этом нам никогда не были нужны ни шлем, ни налокотники, ни наколенники. Необходимость в такой защите появилась только на роликовой площадке, когда мы стали осваивать склоны и горки. Отсутствие шлема и перчаток на площадке сразу снижает скорость учебы. Мы сделали специальные штаны с пришитыми наколенниками и взрослым наколенником, вшитым сзади и делающим безболезненными падения назад. Мы поняли, что "учить" ребенка невозможно. Все тренерские объяснения в два года не доходят до адресата. Но ребенок очень легко придумывает естественные ходы сам, нужно только создать ему возможность для эксперимента. Например, для отработки катания назад мы возили его по супермаркету, он держался за тележку и ехал спиной вперед. Какие движения при этом производить ногами, он придумывал сам.

Главным недостатком учебы в супере является необходимость что-то покупать. Дети, которых мамаши возят в тележках для покупок, и Федя на роликах смотрели друг на друга с завистью. Но его "зависть" быстро прошла, как только он понял цену независимости и скорости передвижения. В 2 года и 4 месяца он легко пробегал 50 метров за тридцать секунд, в два с половиной года — за 26 секунд, 100 метров — за 42 секунды. К этому возрасту он уже легко лавировал между полками магазинов и без труда ездил спиной вперед (за минуту проезжая 50 метров). В 2 года и 7-8 месяцев Федя легко проходил с нами по городу дистанцию пять-десять километров, где-то просто катясь за руку, где-то пробегая куски пути самостоятельно. Случалось, что он не снимал, да и не хотел снимать ролики по два-три часа. Мы придерживаемся старого голландского принципа: нравятся ли тебе серебряные коньки или нет, но иначе, как на коньках, до Амстердама не добраться. В солидных книгах по "детской физкультуре", с которыми мы сталкивались, рекомендуют пятилетним малышам на роликах кататься два-три раза в неделю по двадцать минут, чтобы не переутомляться. Феде эти книги мы решили не показывать.

К трем годам Федя на роликах пробегает 50 метров за двадцать секунд, а сто метров — за сорок-сорок одну секунду (мы говорим о свободном быстром катании без желания поставить рекорд или кого-то догнать).

Во время катания на площадке мы попробовали отказаться от тормоза, чтобы облегчить в дальнейшем переход ребенка на лед. Перемена оказалась неощутимой, он сразу приспособился к новым условиям торможения.

Мы придаем большое значение регулярности занятий, особенно это касается катания с гор, с крутых спусков, перешагивания и перепрыгиваний через препятствия на площадке. Даже несколько минут в день могут поддержать уровень, иначе вы откатываетесь назад и теряете все, что приобрели. Главное, что крутые спуски, повороты требуют известной решимости и смелости ребенка, и не нужно заставлять его все время совершать подвиги: если вы катаетесь каждый день, то, что казалось подвигом, превращается в привычное дело.

К трем годам мы освоили большое количество роликов. Существуют еще очень верткие двухрядные ролики, они требуют другого развития мышц, несколько иных движений ног и корпуса, и в течение дня мы хоть несколько минут катаемся на разных парах. Все-таки постоянные тренировки в любом виде спорта вызывают пресыщенность, и для нашего героя главное удовольствие — побегать без роликов. Но он хорошо понимает, что далеко идти без роликов — это большая нагрузка, и никогда от роликов не отказывается. И где-то после года тренировок появилась любовь к скорости на спусках, и он много раз подряд на площадке забирается на горы и съезжает вниз.

Практический вопрос: можно ли купить роликовые коньки в городе Н.? Этого мы не знаем. Жизнь подсказывает, что если вы чего-то хотите, достать всегда можно. К сожалению, пришлось убедиться, что на дорогих роликах кататься намного лучше, чем на дешевых, и прогресс тоже ощутимее. Но это скорее исключение, чем правило: занятия спортом с ребенком можно построить очень дешево, так что они будут по карману большинству семей.

Ролики ставят перед ребенком сложные задачи и совершенствуют его физические данные. В условиях севера ролики могут быть хорошим подспорьем лыжам и конькам — ведь кататься не обязательно на улице, можно и в школах, длинных коридорах, вестибюлях. Не забывайте, что все профессиональные игроки НХЛ, в том числе и Вейни Грецки, летом много времени катаются и играют в хоккей на роликах!

К содержанию

Хоккей

Мы не специалисты по хоккею, но надеемся, что станем таковыми, когда наши дети еще немного подрастут. А пока мы с удивлением открываем для себя, что настоящая клюшка должна быть с загнутым крюком и такой длины, чтобы доставать до подбородка, по телевизору всего этого было не разглядеть. Но как люди, жившие некоторое время в Канаде, где хоккей является государственной религией, мы свидетельствуем, что канадские папы дарят своим канадским сыновьям их первую клюшку на третий день рожденья и отправляют в хоккейное плаванье. Мы же к этому возрасту уже сломали пять утяжеленных пластиковых клюшек и остановились на деревянной с автографом Марио Лемью. Мы отпилили от нее половину, но все равно она выше своего хозяина.

Мы решили в этой главе вместо сухих рекомендаций дать отрывки нашего спортивного дневника.

2 года 3 месяца. Купили набор пластиковых клюшек и пластиковых мячиков. Мячи на второй день укатились на шоссе под колеса, и мы обзавелись мешком сосновых шишек и несколькими высохшими лимонами. Каждый день разыгрываем сюжет: Федя (на роликах) выбивает шишки на дорогу, а мы защищаем край тротуара и "понарошке" сердимся на него.

2 года 5 месяцев. Игра происходит на роликовой площадке. Для оживления мы раскладываем шишки вдоль глубокой ямы, а Федя объезжает ее, сбивая шишки вниз. Клюшки оказались слишком легкими, и мы начали день ото дня утяжелять их, доведя одну до шестисот граммов, а вторая, родительская, весит килограмм. Тяжелой клюшкой тоже делается десять-пятнадцать ударов, своей же он бьет мощно и свободно. Перешли на кипарисные шишки, потому что он сосновых отлетают чешуйки, которые мешают кататься, и нам стали делать замечания. После дождей много времени проводим в лужах, выбивая воду в сторону прохожих. Веселая озорная игра, очень вредящая подшипникам роликов. Она требует большой устойчивости на коньках, но все-таки дважды за месяц упал в лужу.

2 года 7 месяцев. Каждый день по сто ударов на площадке. Уже неделю назад начал возить крышечки от кока-колы до водосбросного люка и вталкивать их туда клюшкой. Работает клюшкой как специализированным тонким инструментом. Из-за его консервативности каждое введенное новое упражнение пару дней вызывает протест, но зато потом становится непременным ритуалом. Если он сам придумает, как выгоднее всего возить крышечки до люка, это будет какой-то полностью природный хоккей, его этому никто не учил. В пластиковые клюшки вставляем длинные металлические штыри, но все равно они выдерживают недолго.

2 года 9 месяцев. Практически с начала занятий стала меняться техника его катания. Чтобы было удобнее ударить шайбу, мальчик начал откатываться назад, ехать задом по кругу. Сегодня он естественно с легкостью может ехать с клюшкой назад, как возвращающийся к своим воротам защитник. Частью тренировки стали удары по воротам и длинный пас теннисным мячом. Выполняет довольно точно. Несколько минут мы пасуем друг другу мяч через длинный "барьер", похожий на высокую волну (на роликовой площадке есть целая цепь подобных препятствий). Мяч всякий раз появляется на гребне в неожиданном месте, и Федя стоит наготове, пытаясь бить по катящемуся с горки мячу. Полюбил ли он за полгода игру? Не знаем. Забираться и ехать с гор он точно любит. Играет тоже всегда охотно, но сам не предлагает. Может быть, любовь возникнет позже.

Последние фразы дневника можно было бы и опустить, но нам важно сказать, что от ребенка первых лет жизни не нужно ждать сумасшедшего энтузиазма и влюбленности в игру, которая естественна для шести-семи-восьмилетнего мальчика. Главное, чтобы не воспиталось отвращение, а нейтральное отношение — это уже очень неплохо.

К содержанию

Велосипед

Большинство читателей, видимо, уже видели это транспортное средство, и мы сначала решили его в подробностях не описывать. Но потом мы изменили свое мнение. Очень многое в том, в каком возрасте ребенок начинает кататься на трехколесном велосипеде и насколько хорошо он катается, может определить одна деталь велосипеда, которой мы раньше в природе не видели. Это палка или ручка, которая прикрепляется сзади по центру, и позволяет родителям, почти не сгибаясь, подталкивать велосипед и помогать ребенку удерживать его в равновесии.

В последние годы на Западе мы видели велосипеды трехколесные велосипеды с такими ручками. Но не нужно быть гениальным конструктором, чтобы сделать это самому. К любому велосипеду надежно прикрепляете ручку от швабры, и в тот момент, когда ноги начинают доставать до педалей, можно начинать учебу.

Что же нового вносит такая ручка? Ни у одного родителя не может хватить терпения долго, прогнувшись в три погибели, подталкивать и придерживать велосипед, а ведь это нужно делать много месяцев подряд, а может и больше. Ручка дает вам возможность расслабленно прогуливаться с ребенком, оказывая ему минимальную поддержку, которая, кстати, происходит в этом случае не рывками и толчками. Вы осуществляете постоянное ровное дозированное подталкивание, которое прекращается, как только ребенок перестает нажимать на педали. Таким образом, ребенок учится главному умению, необходимому для освоения двухколесного велосипеда, — он учится быстро вертеть педали. В первые недели учебы, чтобы ноги не соскакивали, можно фиксировать их в педалях. Совершая на трехколесном велосипеде долгие поездки, ребенок овладевает нужными движениями и укрепляет необходимые для катания группы мышц. Он приучается рулить и тормозить, и быстрее на год или два может приступать к освоению двухколесного велосипеда, который ставит перед ним уже новые задачи.

Беда в том, что обычно очень трудно бывает найти совсем маленький двухколесный велосипед. Как только вам это удалось, к такому велосипеду, снабженному дополнительными маленькими колесиками-балансирами, вы снова прикрепляете длинную рукоятку и осуществляете самую минимальную помощь, без которой не получается движение или не удерживается равновесие. Наличие рукоятки не означает, что вы катаете ребенка, как в коляске. Если ребенок не хочет крутить педали, то лучше просто прекратить занятие. Конечно, это не касается первых этапов учебы, когда вы, пользуясь той же ручкой, катаетесь маленькими порциями по комнатам или по длинному коридору.

Если вы занимаетесь целым комплексом спортивных видов, то бег, ролики, лыжи, коньки помогут ребенку быстрее крутить педали; акробатика, гимнастика, брахиация, общая координированность ребенка помогут ему освоить прыжок с велосипеда, и он не будет этого бояться. Из-за сложности соскакивания с велосипеда мы не видим необходимости практиковать самостоятельные поездки на двухколесном велосипеде до середины четвертого года, кроме тех случаев, когда велосипед выбран в качестве главной спортивной специализации.

Навыки управления велосипедом, которые вы прививаете в год, к трем годам дают блестящие результаты. Сейчас в продаже существуют дорогие машинки с электромоторами, которые управляются трехлетними детьми. Понятно, что большинство молодых пар не в состоянии купить ребенку такую игрушку, но если вам представится случай посадить свое чадо за руль такой машины, вы увидите, насколько легче ребенок-велосипедист справляется с "почти настоящей машиной".

К содержанию

Плаванье

Наверное, это единственный вид "малюточного" спорта, положительные результаты которого ни у кого не вызывают сомнений. Большинство авторов, чьи книги мы изучали, в том числе и Глен Доман, и Сесиль Лупан, пишут, что дети, плавающие с первых месяцев жизни, намного быстрее развиваются физически и умственно. Мы читали описания восьми-девятимесячных детей, которые без помощи взрослых переплывают бассейн, сами прыгают с бортика в воду, и достоверность этих описаний не вызывает у нас сомнений. Скрипалев пишет, что он учил детей плавать в ванной, и в четыре-пять месяцев дети спокойно опускали голову и выдыхали в воду.

Наши собственные достижения в плаванье описываются фразой: "Отрицательный результат — тоже результат". Так стоит ли, в таком случае, нам писать о плаванье?..

Все-таки стоит. Больше всего нам не хватает мелких кусочков чужого опыта, простых деталей, которые самим часто не приходят в голову. Так вот, никаких "методик" для обучения плаванью ребенка до года мы не нашли, ни в отечественной, ни в англоязычной литературе. Сами мы вложили много сил, чтобы, купая детей в детской ванночке, научить их выдыхать в воду. Ориентировались мы на советы Скрипалева и Никитиных. Наши занятия заключались в том, что мы погружали ребенка в воду, по одному совету, в положении на спине, предварительно подув ему в лицо (в этот момент ребенок задерживает дыхание); по другому совету — вниз лицом, пытаясь делать это в момент выдоха. Были какие-то крошечные успехи. А наш окончательный вывод таков: учить ребенка плавать должен специалист.

Без помощи тренера родителям не нужно производить эти испытания над детьми и собственными нервами. Делать это нужно в настоящем бассейне, лучше всего в домашнем, без хлорки. И купание не должно быть слишком длительным. Многие авторы пишут, что ребенок привыкает пить слишком много воды и может наступить "водяное отравление". В глубоких больших ваннах вы держите ребенка сидящим на дне, окружаете его плавающими или притопленными игрушками и, ничего не форсируя, даете ему возможность самому опускать лицо в воду, при этом никогда не оставляя его одного и ни на секунду не расслабляясь. Ваши ошибки могут вызвать у ребенка серьезную водобоязнь, для преодоления которой понадобятся годы.

Особый случай — сильно недоношенные дети. Они должны много времени проводить в воде, и родителям необходимо разрабатывать собственные методики "вытаскивания" таких детей.

Эта глава остается для нас принципиально открытой, тем более что "макать" ребенка в воду — это настоящая нервотрепка.

К содержанию

Шахматы

Мы не считаем возможным обойти тему "Шахматы", но мы должны честно сознаться, что нам пока тут совершенно нечем похвастаться (мы говорим о возрасте до трех лет). Конечно, самое важное — это родительская преданность шахматам, а мы сами играем редко. Может быть, неудачи связаны с тем, что большая часть поиска пришлась на второй год жизни, но в этом возрасте ввести идею разных ходов мы не смогли, и только с горем пополам, нетвердо были выучены фигуры.

В шахматной литературе обучение в этом возрасте не обсуждается, и мы начали думать, что шахматную учебу надо разделить на основной и подготовительный этапы. Таким образом, мы пришли к мысли создать временные "пред-шахматы". Мы делаем доску, на которой вдвое меньше клеток, чем на обыкновенной, но клетки крупные, берем два набора фигур, лучше всего забавных — пусть это будут зайцы и волки, и начинаем осваивать понятие "съел". Или пусть это будут зайцы и кочаны капусты, хотя капуста, конечно, не может съесть зайцев. Но можно вводить движение в одном направлении, по временным правилам, по одной или по две клетки вперед и по диагонали. Мы должны постигнуть саму условность игры. Например, зайчиха-мама ходит на две клетки, а зайчата — на одну. Наш сын Федя в два года называл себя "вожаком", а своего младшего брата "просто самцом". Так вот, вожаки, предположим, ходят на две клетки, а рядовые самцы лишь на одну.

Это временные шахматы, понятно, что Каспарова за них будет ни усадить, но мы двигаемся в нужном направлении. Такую доску можно нарисовать на стенке холодильника и передвигать на ней магнитные фигурки.

Большинство сильнейших шахматистов современности начали играть в четыре-пять лет, но нам кажется, что родители-шахматисты, осваивая "предшахматы", которые они сами разработают, смогут существенно снизить этот потолок, веря в то, что раннее начало даст более глубокое погружение в шахматы и более тонкое владение этим искусством.

К содержанию

Лыжи. Коньки. Экзотические виды спорта

Мы уверены в том, что занятия редкими, некоммерческими видами спорта ничуть не менее полезны для физического и умственного развития ребенка, чем любой самый престижный вид. Главное, чтобы родители чувствовали этот вид спорта и были в состоянии кропотливо им заниматься.

Эта глава также является для открытой, собственного опыта мы не имеем. В литературе существуют описания занятий конным спортом в возрасте до двух лет (а Доман пишет об индейских детях, которых сажают в седло в первый год жизни). В книге Сесиль Лупан можно прочесть об уроках верховой езды для младенцев.

В Америке на западных склонах появляется все больше малюток на лыжах. По сообщению очевидцев, они лихо катаются, хотя на вид им не больше трех лет. Правда, никакой литературы по этому поводу мы не обнаружили.

К сожалению, даже развитый капиталистический рынок не производит (во всяком случае, в массовом количестве) спортивный инвентарь младенческого размера. Мы слышали, что в Нью-Йорке и Лондоне существуют магазины для спортсменов-лилипутов, можно с ними списаться. Или делать крошечные лыжи и крошечные крепления самому.

О коньках мы уже писали: в два года и десять месяцев Федя Ф. мог проехать сорок-пятьдесят метров на тяжелых роликах своих старших сестер (на пятнадцать размеров больше его ноги). Скорее всего, на льду ситуация будет аналогичной: ищите самые маленькие коньки, а ребенок к ним приспособится.

Говоря о коньках, нужно упомянуть необходимость специальной музыкальной подготовки, которая является существенной частью фигурного катания. В учебной программе для наших юных спортсменов есть часы, когда они смотрят записанные на видеопленку постановки классических балетов, к трем годам уже ориентируясь в этом мире, как-то чувствуя язык балета и получая от этого удовольствие. Музыка и танцы должны стать составным элементом жизни ребенка-фигуриста.

Михаил Федотов

Статья предоставлена альманахом "Раннее развитие"