Среди впечатлений раннего детства чтение занимает едва ли не самую важную роль. Оно оказывает колоссальное влияние на развитие сознания малыша, формирует его эмоциональный мир. Так когда и как читать ребенку, чтобы это принесло наибольшую пользу, стало ярким счастливым воспоминанием на всю жизнь?

Начинать можно еще до рождения. Малыши в утробе прекрасно слышат. Ритмизованная поэтическая речь гармоничнее прозаической. Поэтому малыши лучше реагируют на стихи. Вы можете читать все, что вам нравится, от Пушкина до Мандельштама. Только лучше избегать слишком смелых футуристических и постмодернистких экспериментов; их нервный, резкий негармоничный строй может не понравиться маленькому. Можно приучать детской поэзии: сказкам Пушкина, Чуковского, стихам Хармса и Милна.

Новорожденным можно начинать читать хоть с первого дня. Если вы читали малышу во время беременности, продолжайте рассказывать ему те же стихи и сказки. Малыш вспомнит их, и они будут успокаивать его, станут сигналом, что он попал в мир, с которым и раньше был связан. Когда кроха начнет держать головку и фокусировать взгляд, вы можете класть его на животик ( но ни в коем случае не на спину!) и показывать книги с крупными и яркими картинками: коротенькие стишки и потешки, простенькие сказки. Если малыш отворачивается через две-три минуты, не думайте, что ему неинтересно, просто маленькие дети не могут долго сосредотачиваться на чем-то одном. Читайте ровно столько, сколько нравится вашему ребенку (а лучше даже чуть меньше). старайтесь выбирать книги, где минимальному количеству текста соответствует максимальное количество картинок. Идеально - картинка к каждому предложению или поэтической строчке. Но можно брать и коротенькие стишки, расположенные по одному на странице Не забывайте объяснить малышу непонятные слова, покажите на картинке что лапти - это такие ботиночки, в печке готовят, а в колодце берут водичку. Кстати, если у вас есть старшие дети, которые уже умеют читать, они иногда с удовольствием вам помогут, и такое совместное чтение может положить начало дружбе ваших детей. Только ни в коем случае не превращайте чтение в их постоянную обязанность. Это , скорее, должно служить наградой, , выражением вашего уважения и доверия к старшему. В первый год не нужно стремиться прочесть много. Достаточно двух-трех хороших сборников стихов и сказок и пары кассет (к примеру, сказки Пушкина и "Конек-Горбунок").

Читая детям, мы не задумываемся, что чтение может служить совершенно разным целям: оно может развлечь или утешить ребенка, дать ему новые знания и избавить от застарелых страхов, подтолкнуть к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв.

Для малышей чтение - это прежде всего общение, время, когда папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. … Когда ребенок устал или болен, нет ничего полезнее такого эмоционального "чтения-общения". Не думайте, что вы балуете малыша, читая ему в постели, эти минуты ему необходимы. Хотя некоторым нравится слушать на сон грядущий захватывающие приключения, большинство детей предпочитает спокойные, нестрашные сказки, лучше уже знакомые. Встречаются и такие, кто способен годами слушать одну и ту же сказку на ночь. Не стоит с этим бороться, возможно, повторение знакомой истории дает крохе необходимое перед сном ощущение стабильности. Если малыш болен, не переутомляйте его чтением и не пугайте страшными историями, но и не отказывайте: интересная книга заставит забыть о жаре и насморке, удержит в постели выздоравливающего непоседу.

Чтение новых книг (назовем его условно "литературным чтением") стоит отложить на то время, когда малыш активен и бодр, к примеру, сразу после дневного сна. Есть дети, которые с готовностью начинают слушать новую книгу. Другие относятся ко всему новому с осторожностью. Им стоит заранее рассказать о своих планах, дать сначала самостоятельно посмотреть картинки, попытаться заинтриговать . "А знаешь, один человечек жил в маленьком домике на крыше и умел летать! Хочешь, я тебе про него почитаю?". Если малыш активно отказывается или просто скучает, не настаивайте, возможно он просто еще не дорос до этой книги или она не соответствует его складу характера. Читайте детям действительно только очень хорошие книги, проверенные временем, добрые и умные, написанные правильным литературным языком. Не стоит потакать малышу и читать новомодные поделки, популярные среди его сверстников. Книга обязательно должна быть хорошо издана, с хорошими яркими иллюстрациями. Если средства не позволяют вам покупать такие книги (хотя они стоят на порядок дешевле кукол Барби и трансформеров), берите их у друзей или в библиотеке, только не показывайте детям убогие издания на скверной бумаге с блеклыми безвкусными иллюстрациями.

Часто умеющий читать ребенок боится подступиться к большой и сложной книге. Помогите ему, начните читать вслух вместе.Такое "опережающее чтение" очень полезно. Часто, втянувшись, малыш продолжает читать самостоятельно или, дослушав до конца, перечитывает книгу сам еще раз.

Многим детям необходимо обучающее чтение с элементами развития речи. Если вашему малышу трудно пересказать содержание прочитанного, если он плохо запоминает стихи, косноязычен или у него не очень большой запас слов, с ним необходимо заниматься, и чем раньше, тем лучше, иначе ему будет очень сложно учиться в школе. Для занятий берите небольшие произведения, написанные хорошим русским языком. Переводная литература для этой цели не очень подходит. Очень хороши специально для этого созданные "Рассказы из азбуки" Толстого и "Рассказы для детей" Ушинского, но многим детям не нравится их нравоучительность. В этом случае можно взять "Денискины рассказы", рассказы Зощенко, совсем маленьким - небольшие сказки ("Лиса и журавль", "Волк и лиса",). Главное, чтобы сюжет был ярким, динамичным. Прочитайте текст медленно, выразительно. Потом предложите ребенку в двух словах рассказать, о чем он. Если трудно, задайте наводящие вопросы. Можно разыграть рассказ в лицах (или куклах) с той степенью подробности, на которую способен ваш малыш. Может будет проще, если вы будете говорить"за автора", а он от лица героев. Если малышу трудно запомнить даже коротенький сюжет, попробуйте сделать "мультик": пусть ребенок с вашей помощью вспомнит и нарисует основные сцены, а потом, опираясь на картинки ,"озвучит" мультфильм. Если у малыша хорошее чувство юмора, можно предлагать ему какие-то совсем абсурдные подсказки, смеясь, он, возможно, вспомнит как было дело. Можно попробовать изменить сюжет. Например, представить, что было бы, если бы бабушка не открыла волку дверь. Не ругайте малыша за неудачи и не торопите: расстройства речи исправляются крайне медленно. Но если вы увидите, что занятия вообще не дают результатов, обязательно обратитесь к логопеду.

Особое место занимает познавательное чтение энциклопедий и научно-популярной литературы. Оно ни коем случае не должно заменять или вытеснять литературное чтение. Это может затормозить эмоциональное развитие малыша. Если ребенок задал вам "научный" вопрос, предложите вместе поискать ответ в словаре. Заодно поучите его работать со справочной литературой, пользоваться алфавитным указателем. Даже если вы знали ответ, не забудьте порадоваться найдя его вместе с малышом. Никогда не навязывайте ребенку научно-популярные книги. Предложенные не вовремя, они вызовут у ребенка скуку или протест. Но уж если дитя заинтересовалось энтомологией, крестовыми походами или астрономией, не пожалейте денег, купите нужные книги даже если уверены, что увлечение продлится недолго. Вдруг - именно в этот раз надолго, а если интересы малыша и изменятся - ничего страшного, он узнал, что хотел и отправился дальше.

Дошкольное детство - уникальный, мимолетный период в жизни ребенка, и от того, чем как мы его заполним, зависит вся дальнейшая судьба малыша. В наших силах сделать так, чтобы чтение стало органично и естественно вошло в его жизнь.

Ася Штейн, andreios@mtu-net.ru, филолог-классик.