Содержание:

Ох, и непоседливы эти малыши! Кажется, что в них спрятался маленький шустрый моторчик. Помните слова из песенки: "Он весь день куда-то мчится, он ужасно огорчится, если что-нибудь на свете вдруг случится без него". Так и есть! Для малыша, который только начинает открывать мир, движение необходимо, как воздух. Чем "шустрее" он будет, тем больше сможет понять, постичь, потрогать ручками и попробовать "на зуб".

Потребность в движении заложена в малыше с рождения. И задача мам и пап не только помочь ребенку гармонично развиваться, осваивать новые навыки и умения, но и не отбить желание заниматься спортом в будущем. "Не беги - упадешь! Не лезь - свалишься!" Как часто мы слышим подобные окрики на детских площадках. Чаще всего они принадлежат любящим бабушкам, опекающим внуков и внучек. А потом удивляемся, откуда у подросшего ребенка лишний вес, плохие отметки по физкультуре, почему он неуклюжий, "неспортивный", закомплексованный. Ведь малышу просто необходимо и бежать, и лезть, и даже падать. А как без этого? Только так, через собственные ощущения познается огромный и притягательный мир.

Закрепить врожденную любовь к движению, сделать кроху более ловким и выносливым, направить неуемную энергию в "мирное" русло помогут нехитрые игры и упражнения, которыми мы с радостью поделимся с вами.

К содержанию

Возрастные ступенечки

Далеко не все родители знают, что физическое развитие малыша нераздельно связано с его интеллектуальным развитием. Чем лучше ребенок умеет бегать, прыгать, лазить, тем быстрее и гармоничнее развивается его мозг. Поэтому важно, чтобы с самого раннего возраста спортивные занятия были для малыша источником радости и удовольствия.

Существуют определенные специалистами нормы физического развития малыша. Подобные нормы очень условны, у каждого ребенка свой индивидуальный темп развития. И не стоит расстраиваться, если ваш кроха по каким-то параметрам "не дотягивает". Но знать их необходимо для того, чтобы в играх уделять внимание "слабому звену", не требовать от крохи непосильных по возрасту умений и вовремя приступать к развитию того или иного навыка.

Вот ориентировочные показатели физического развития для трехлетнего малыша. Ребенок выполняет одновременно два действия - топает и хлопает; легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом; быстро проходит по наклонной доске; перепрыгивает через линию на полу; прыгает в длину с места на двух ногах; спрыгивает с небольшой высоты; бегает, подпрыгивает; бросает и ловит мяч; подражает движениям сверстников; катается на трехколесном велосипеде.

К содержанию

Эй, топтыжка, топни, топни...

Для деток, которые едва научились ходить, подойдут игры и упражнения, помогающие совершенствоваться в этом непростом деле. Покажите крохе разные виды ходьбы, и пусть он повторяет за вами. Вот идет верблюд, медленно и важно выбрасывая ноги вперед, вот скачет лошадка, высоко поднимая колени, вот крадется на носочках хитрая лисичка, вот вразвалочку топает увалень-медведь. А теперь поскакал зайка, а за ним пятится спиной вперед маленький крабик. А вот и бабочка закружила над цветочками, весело маша крылышками.

Для малышей очень важен игровой момент. Старайтесь весело обыгрывать любое упражнение, увлекая кроху собственным примером. Учите ребенка ходить на носках и на пяточках, на внутренней и внешней стороне стопы.

Малыши очень любят различные игровые стишки. Вы наверняка и сами знаете немало таких игр. Например, "Баба сеяла горох" или "Шел король по лесу..." И даже, если часть слов забылась, их можно по ходу игры придумать заново. Главное, что бы было весело. А вот еще один такой стишок - "Заинька".

Заинька, походи,
Серенький, походи,
Вот так, вот сяк,
Походи...

Дальше вместо слова "походи" в каждом новом четверостишии добавляем: подбодрись, топни ножкой, поскачи, повернись, приседай, попляши, хлопни ручкой, поклонись и т.д. Хорошо, если вы будете не просто рассказывать стишок, а напевать. Такие игры помогают малышу лучше понимать речь взрослых, выполнять действия по команде, и, конечно, способствуют физическому развитию. В них можно играть и дома, и во дворе, собрав вокруг себя в кружок маленьких "заинек".

К содержанию

Мелом расчерчен асфальт на квадратики

Современные дети почти не играют в классики. А игра эта хороша во всех отношениях. И чувство равновесия развивает, и координацию, да еще и считать учит. Попробуем адаптировать ее для 2-3 летних малышей.

Найдите довольно широкий участок асфальта, расчертите клетки классиков. Они должны быть небольшими, чтобы маленькие детские ножки могли легко совершать прыжки. Конечно, бита нам пока не понадобится. Покажите малышу, как нужно прыгать из одного квадрата в другой, стараясь не наступать на линию.

Пусть сначала кроха прыгает двумя ногами. Даже это будет для него непростым заданием. Для большего веселья, посадите в последнюю клеточку игрушку, которая "заблудилась" и ее нужно "выручить" из беды. Совсем маленьким достаточно будет просто переступать через линии.

По мере совершенствования, предложите крохе прыгать на одной ножке. Но не расстраивайтесь, если у него не будет получаться. Это сложный, но очень полезный навык, который, как правило, удается деткам ближе к трем годам.

Если вы напишите в клетках крупные четкие цифры, то поможете ребенку быстро их выучить и освоить порядковый счет до 10. Сначала малыш будет прыгать, а вы - считать, а потом он и сам с удовольствием будет это делать.

Еще можно дополнительно нарисовать в каждой клетке круг, следы или просто положить по листочку с дерева. Задача малыша - попасть ножками в обозначенное место. Здорово, если вы будете прыгать с ребенком по очереди, и, конечно, иногда тоже наступать на линию...

К содержанию

Мячи и мячики

Мяч - замечательная игрушка! И полезная, и веселая одновременно. Дома хорошо катать мячик друг другу или в заданном направлении (например, сделав ворота из кубиков или расставив на полу кегли), а на улице можно и побросать его, не боясь что-нибудь разбить. Умение бросать мяч - важный навык.

Обратите внимание ребенка, что бросать мяч можно по-разному: из-за головы, от груди, снизу вверх, двумя руками, только левой или только правой. Постепенно осваивайте все способы и совершенствуйтесь в них. Не менее важно научить малыша ловить мяч. Начинайте с маленького расстояния, почти вкладывая мячик в руки крохи, потом расстояние увеличивайте.

Важно подобрать подходящий мяч. Он должен быть достаточно большой, но при этом легкий. Хорошо подойдет немного спущенный пляжный мячик, который малышу будет удобно ловить и удерживать в ручках. Умение ловить мяч можно начинать осваивать с воздушных шаров. Их любят все без исключения малыши.

Играть в футбол нравится не только мальчишкам. Девочкам тоже доставит немалое удовольствие толкать мяч ногой на радость папе. Такое упражнение хорошо развивает координацию и чувство равновесия. Не менее полезен и упрощенный баскетбол. Если у вас нет специального кольца с сеткой, можно поиграть в импровизированный баскетбол, поставив на скамейку или другую возвышенность картонную коробку и пытаясь забросить в нее мяч. Это развивает точность и глазомер.

Бросать в коробку можно не только мячики, а и шишки, камешки, каштаны. Природный материал всегда найдется под рукой во время семейной прогулки в парк или лес. Используйте деревья для бросков в цель (пусть малыш бросает шишки то одной, то другой рукой) или устройте с крохой "охоту" на папу, стараясь попасть в него шишкой.

Если при помощи скотча прикрепить к мячику веревку, получится отличный тренажер для малыша. Повесьте его на ветку дерева на уровне груди ребенка, и пусть он бьет по нему ручками сбоку или снизу вверх. Если прикрепить мяч над самой землей - сможет отрабатывать точность ударов ногой маленький футболист.

К содержанию

Обручи-скакалки

Спортивные занятия станут еще увлекательнее, если вам удастся привлечь в союзники и других мам малышей. До трех лет, в силу возрастных особенностей, детки еще не могут играть в командные игры-соревнования. Но с радостью поиграют в предложенную вами эстафету, где основной целью будет не соревнование, а веселье и движение.

Хорошо, если у вас найдется пара пластмассовых обручей. Для этих целей их можно купить специально и выносить на улицу. Стоят они совсем недорого, а пользы принесут много. Положите обручи на некотором расстоянии друг от друга (чем младше детки, тем меньше должно быть это расстояние). В одном обруче-"домике" у вас будут жить игрушки (шишки, камешки и т.д.), которых нужно "переселить" в другой домик.

Теперь каждый малыш берет по игрушке и с радостным визгом относит ее в другой обруч. Затем возвращается за следующей, и так до тех пор, пока все предметы не перенесены. Для того, чтобы усложнить игру, покажите малышам разные виды передвижения: на цыпочках или на пятках, прыжками или приставным шагом. Можно провести мелом на асфальте прямую или извилистую линию (или положить длинную ленту) и предложить малышам пройти по мостику из одного домика в другой. Линий может быть и две, тогда нужно идти точно между ними.

Разложите на пути у крох принесенные из дому листы бумаги, и пусть они топают по "кочкам", переходя с одного листа на другой. Можно разложить между "домиками" ветки и крупные камешки или кирпичи для того, чтобы детки через них перешагивали. Если у вас нет обручей, нарисуйте круги мелом. А можно даже домики нарисовать, тогда все будет более натуральным.

Еще обручи можно катать, стараясь, что бы они не падали. Очень нравится малышам "ловить рыбку" или "бабочек" - бегать за мамами или друзьями и надевать на них легкие обручи. Если вы захватите на прогулку скакалку, можно будет поиграть в лошадку. Сначала кучер - мама, потом малыш.

А можно поиграть и в паровоз: кто-нибудь из мам впереди, а детишки-вагончики - сзади, ухватившись за длинную скакалку. Надоело быть паровозом - превращаемся в гусеницу или сороконожку. Ну, а теперь, кто поймает змею? Тащим скакалку за собой, а стайка малышей пытается наступить на нее ногой. Еще можно пускать мыльные пузыри, а крохи пусть подпрыгивают и ловят их. Конечно, в эти игры мама может и сама поиграть с малышом, но в компании-то веселее!

К содержанию

Горки-лесенки...

Хорошо, если в вашем дворе есть детская спортивная площадка. Если нет, поищите ее в соседних дворах или отправляйтесь с крохой на школьный стадион. Малыши обожают лазить по лесенкам. Нужно это всячески поощрять. Вы сослужите ребенку плохую службу, если, страхуя, будете придерживать его руками. Малыш должен учиться рассчитывать только на свои силы, ведь в какой-то момент вас рядом может не оказаться... Это не значит, конечно, что страховать его не нужно совсем. Просто спокойно стойте рядом и наблюдайте. В случае падения вы всегда успеете подхватить малыша.

На лесенке можно поиграть в занятную игру, которую назовем "кошка и мышка" или "зайчик и волк" в зависимости от предпочтений крохи. Малыш будет мышкой, а мама, соответственно, кошкой. Лесенка - это мышкин дом. Здесь она может спрятаться от хитрой кошки. "Кошка" спит в сторонке, мышка "бегает" и пищит. Но вот "кошка" проснулась. Быстрее, "мышка", залезай на лесенку!

Почаще давайте ребенку возможность повисеть на турничке. Пусть он попробует покачаться вперед-назад. А поднимание и опускание ножек хорошо укрепит его брюшной пресс. Всевозможные горки - это тоже не просто развлечение, а штука весьма полезная. И больше всего принесут они пользы, если на крохе надеты старые брючки. В этом случае маме будет легче с горкой смириться.

На больших горках надо соблюдать определенную долю осторожности, а с маленьких можно съезжать и на спине, и на животе, и даже стоя на ногах. Постарайтесь не определять для ребенка рамки словами: "Так на горке не катаются"...

К содержанию

По тропинке, по дорожке

Стоит ли говорить, что для развития выносливости с малышом нужно как можно больше ходить? Но далеко не все крохи соглашаются следовать за мамой в нужном направлении. Здесь тоже помогут веселые игры. Например, "в догонялки". Сначала убегает малыш, а мама догоняет и обнимает его, а потом кроха ловит маму. "Побежали к дереву!" - говорит мама и увлекает ребенка к ближайшему дереву. "А теперь ты сам беги вон к тому кусту! ". Так, короткими перебежками, можно преодолевать большие расстояния.

Если ваш путь лежит не вдоль оживленной дороги, а через дворы, используйте бордюр тротуара в качестве тренажера, позволяя малышу идти по нему. Сначала кроха будет держать вас за руку, а потом научится и сам сохранять равновесие.

Тротуарная плитка тоже пойдет в ход. По ней можно прыгать одной или двумя ногами, не наступая, или, наоборот, наступая на стыки. Если у вас на пути лежит ветка или бумажка - перешагивайте или перепрыгивайте через нее, если встретите пустую пластиковую бутылку - поиграйте ею в футбол, а если увидите скамейку - постарайтесь через нее перелезть.

Веселое развлечение для крох - игра с собственной тенью. С ней вместе можно побегать, или попробовать наступить на нее... Старайтесь использовать малейшую возможность, что бы вовлечь кроху в игру. Тогда любая дорога принесет массу веселья и пользы.

Но, пожалуй, важнее всего ваш положительный пример. Трудно ждать от ребенка спортивных рекордов, если выходные папа проводит на диване, а мама в последний раз делала пробежку на уроке физкультуры. Так что начинайте изменения с себя!

Юлия Каспарова, ykasparova@mail.ru.