Содержание:

Существует три способа поступить в вуз, и все они дополняют друг друга: ЕГЭ (плюс дополнительные испытания), Всероссийская олимпиада школьников и (отдельно!) олимпиады школьников. Важно не путать второе и третье.

К содержанию

Панацея от ЕГЭ

До недавнего времени ежегодно проходило несколько сотен самых разнообразных олимпиад. В июне 2007 года был основан Российский совет олимпиад школьников (председатель — В. А. Садовничий). Одна из его центральных задач — определить ограниченный список олимпиад, которые действительно способствовали бы раскрытию выдающихся способностей участников. В 2008-2009 годах таких олимпиад будет 120. Новая схема олимпиадного движения выглядит следующим образом.

Всероссийская олимпиада школьников существует давно, проходит в четыре этапа по общеобразовательным дисциплинам: математике, физике, химии, биологии, русскому языку и т. д. Это уже отлаженная система, поддерживаемая Министерством образования и науки. Победители разных этапов получают льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Какие именно — зависит от каждого конкретного вуза. Причем правила ежегодно меняются, поэтому важно заранее выяснить этот вопрос в выбранном вузе.

Олимпиады школьников — инициатива вузовского сообщества. Они проводятся и по общеобразовательным дисциплинам, и по целым комплексам предметов. Например, по технике и технологиям, социальным и гуманитарным наукам, экономике и управлению, культуре и искусству. Что это дает? Таких предметов в школе нет, но победа в олимпиаде, скажем, по естественным наукам позволяет получить льготы по биологии и химии. Другими словами, результаты олимпиад засчитываются на вступительных испытаниях по специальностям, где эти предметы считаются профильными.

К содержанию

Проверено временем

Принято считать, что студенты, зачисленные в вуз по результатам олимпиад, — самые талантливые. Отличаются ли они от тех, кто поступил традиционным путем? «Такие студенты, по нашим наблюдениям, учатся добросовестнее остальных, лучше сдают экзамены. И знаете почему? Они точно не ошиблись, придя к нам, поскольку уже давно хотели посвятить себя физике, — делится размышлениями Владимир Трухин, декан физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. — А что такое стандартные экзамены? Это результаты безликого ЕГЭ плюс дополнительные испытания. Среди поступивших традиционным путем немало тех, кто ошибся: одним на самом деле ближе математика, другим — филология... Но среди зачисленных в университет по результатам специализированных олимпиад таких нет. Вывод: необходимо учитывать способности и интересы абитуриентов, чтобы все были на своих местах. Например, во Франции в некоторых вузах отбор длится целых три года! Это долго, но честно: в результате среди студентов нет случайных людей. А у нас в стране олимпиады — пока единственный способ выявить настоящие таланты в разных областях».

К содержанию

7 вопросов о вузовских олимпиадах

Кто имеет право проводить олимпиады школьников? Один или несколько федеральных органов государственной власти, органы власти субъектов РФ; государственные вузы и негосударственные вузы, имеющие аккредитацию; научные учреждения при участии школ, гимназий, лицеев — государственных и коммерческих (при наличии аккредитации).

Когда проводятся 120 олимпиад школьников? Ежегодно с 1 сентября по 15 мая. Олимпиады включают несколько этапов — среди них есть и заочные, в ходе которых применяются дистанционные образовательные технологии. Важно: заключительный этап олимпиады подразумевает участие только в очной форме.

Сколько этапов насчитывают олимпиады школьников? Олимпиады проводятся на четырех уровнях: общероссийском, межрегиональном, региональном и локальном. Важно: льготы при поступлении имеют только победители первых трех уровней. Локальный этап считается подготовительным к трем остальным.

Кто участвует в олимпиадах? Учащиеся общеобразовательных учебных заведений (на добровольной основе). Но к участию в заключительном этапе допускаются только победители и призеры предшествующего года аналогичной олимпиады в случае, если они продолжают обучение в школе.

В чем разница между победителями и призерами олимпиад? Победители — участники, награжденные дипломами первой степени. Призеры — обладатели дипломов второй или третьей степени. Остальные участники могут награждаться свидетельствами и грамотами. Важно: количество победителей и призеров не должно превышать 45% от общего числа участников заключительного этапа олимпиады.

Каким критериям должны соответствовать олимпиады, вошедшие в число 120? Обязательные признаки: существование олимпиады не менее двух лет; творческий характер испытаний; беспрепятственный и бесплатный доступ школьников к участию; свободный доступ к информации об олимпиаде (задания, состав участников, победители и призеры); наличие опыта и финансовой возможности проводить подобные мероприятия.

И самый важный для абитуриентов вопрос: какие льготы предоставляются победителям и призерам при поступлении? В течение одного года с момента утверждения списка победителей и призеров в зависимости от уровня олимпиады победители и призеры имеют право (по решению вуза) реализовать одну из трех льгот:

  • быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов по единому государственному экзамену по предмету, соответствующему профилю олимпиады;
  • быть приравненными к лицам, которые успешно прошли дополнительные вступительные испытания профильной (при поступлении в образовательные учреждения высшего профессионального образования), творческой и (или) профессиональной направленности, предусмотренные Законом Российской Федерации «Об образовании», — по предмету, соответствующему профилю олимпиады, в порядке, определяемом приемной комиссией образовательного учреждения;
  • быть зачисленными в образовательное учреждение без вступительных испытаний на направления подготовки (специальности), соответствующие профилю олимпиады.

К содержанию

Пробный год

Все ли вузы принимают результаты олимпиад школьников? Согласно пункту 19 приказа Министерства образования и науки РФ № 285 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников», победители и призеры олимпиад имеют право на льготы по решению образовательного учреждения. Как рассказал Никита Анисимов, ответственный секретарь Российского совета олимпиад школьников, «теоретически любой вуз может засчитывать результаты олимпиад при наборе абитуриентов, и это должно быть прописано в положении о приеме в учебное заведение. Другой вопрос, что по критериям министерства выделяются три уровня олимпиад, которые дают льготы, и пока из министерства не поступали разъяснения касательно прав победителей олимпиад разного уровня. В приказе ничего не говорится и о разграничении государственных и негосударственных вузов. Негосударственные вузы, получившие государственную аккредитацию, имеют право быть организаторами олимпиад из перечня 120. Соответственно, они могут засчитывать результаты олимпиад на приеме как минимум в свое учебное заведение».

Конечно, победители и призеры олимпиад отдают предпочтение знаменитым вузам с высококлассной научной базой. Обычно они учатся на очных отделениях, посвящая много времени теоретическому погружению и научно-исследовательской работе. Совсем немногие призеры (а тем более победители) олимпиад поступают в негосударственные учебные заведения. И все же важно знать, что между государственными и негосударственными вузами в отношении учета результатов олимпиад по закону разницы нет. Привилегии победителям и призерам четко прописаны — это не скидки при платном обучении, а исключительно льготы при приеме.

Выиграв олимпиаду в одном вузе, можно поступать в другой, но опять-таки — если такое право предусмотрено правилами учебного заведения. Например, ученик из Астрахани, победивший на олимпиаде по математике в МГУ или Бауманском университете, может пойти учиться в волгоградский вуз (ближе к дому, не нужно ехать в Москву и пр.), принимающий к себе победителей олимпиады второго уровня. Подобных прецедентов пока нет, поскольку олимпиадное движение в подобном формате — явление новое и вся система начнет обкатываться только в этом учебном году. Но теоретически должно быть именно так.

К содержанию

Тонкие моменты

С одной стороны, чем больше вуз примет победителей олимпиад, тем лучше для вуза. С другой стороны, есть опасность несправедливости. Об этом говорил Виктор Садовничий в своем докладе «O деятельности Российского совета олимпиад школьников»: «Олимпиада должна иметь равные условия и предоставлять равные льготы для всех. К примеру, МГУ им. М. В. Ломоносова признает победителей общероссийских олимпиад по физике и по химии. Но тогда этот вуз обязан признать все общероссийские олимпиады, которые проводятся в этом году, и зачислять любого победителя с любой олимпиады со льготами. Представители многих факультетов университета уверены, что таких льготников будет больше, чем предполагает план приема. Можно быть жадными до талантливых ребят, но нужно все время соизмерять свои возможности с реальностью».

«Если победителей окажется больше, чем бюджетных мест в вузе, — не вижу проблемы, — пояснил Никита Анисимов. — Просто на престижных специальностях и направлениях наберется много абитуриентов с высшим баллом по профильному предмету. Их не станут зачислять без экзаменов, и реальный конкурс будет идти по сумме баллов за ЕГЭ по остальным предметам. Пример — МГИМО, специальность „Международные отношения“: конкурс по четырем ЕГЭ — русский язык, история (профильный), иностранный, обществознание. В конкурсе много олимпиадников по истории, следовательно, у каждого из них 100 баллов по истории. Но суммируются-то все ЕГЭ! Значит, будет конкурс, и даже тот, кто на ЕГЭ по истории без всяких олимпиад набрал 85 баллов, имеет много шансов, если по остальным предметам он показал высокие баллы».

К содержанию

Больной вопрос

Способна ли школа подготовить талантливых учеников к олимпиаде, которая дает льготы при поступлении в вуз? «Самородки есть везде, — считает Светлана Алфутова, завуч по учебно-воспитательной работе Московской городской лингвистической гимназии № 1513. — Конечно, олимпиада ставит высокую планку, и обычные общеобразовательные школы не всегда в состоянии дать ученикам необходимые знания. В школах с углубленным изучением того или иного предмета, лицеях и гимназиях дела обстоят лучше. К примеру, если школа предлагает углубленное изучение химии, у ее учеников есть хорошие шансы занять призовые места на олимпиаде по этой дисциплине... Участие и победы в олимпиадах — показатель уровня учебного заведения. Вместе с тем необходимо понимать, что много победителей быть не может: в олимпиадах первые места занимают единицы».

К содержанию

Много победителей не бывает

Сложно ли победить на олимпиаде? Что труднее — поступить или победить? Стандартным путем (ЕГЭ + дополнительные испытания) идут 95% школьников, для которых и существует классическая абитуриентская программа. Это выпускники разного уровня подготовки — от низкого до отличного. Многие из них участвовали в олимпиадах, но все-таки предпочли идти по пути ЕГЭ и дополнительных экзаменов, поскольку так психологически комфортнее.

Психологический комфорт — немаловажная составляющая. И абитуриенты, выбирающие вариант «олимпиадного» поступления, видят для себя больше плюсов именно в этом способе покорения вуза. Речь идет о школьниках с творческим или нестандартным мышлением, активно проявляющих интерес к той или иной дисциплине или комплексу дисциплин.

Анна Кононова