Содержание:

В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии —
Там царствует фантазия
Во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
Борис Заходер. "Моя Вообразилия"

Как попасть в Вообразилию? Пускают ли туда малышей, которые только-только начинают говорить простые слова, рисуют свои первые палки и закорючки и совсем мало знают о нашем мире? А родители, переживающие: "Не могу, не умею придумывать игры и занятия для ребенка", — смогут ли они найти дорогу в волшебную страну?

К содержанию

Немножко волшебники

Не ждите, пока ребенок сам научится фантазировать и выдумывать, покажите ему пример. Продемонстрируйте малышам занимательное (и полезное) представление. Детям постарше предложите повторить ваши поделки и придумать собственные.

Для первого волшебства возьмите бумажную полоску. Пусть в ваших руках она обернется змеей. Затем сверните из нее розу, сложите собачку. Надорвите край — вот и ушки зайца. А если затем закрутить спиралькой один конец — улитка.

Эти превращения заинтересуют и грудничка, и школьника. Для самых маленьких подберите и показывайте вместе с поделкой игрушечных или нарисованных зайчиков, улиток, змей. Не забывайте и о звуковом сопровождении — криках животных, подходящих стихотворениях или веселом приветствии от лица бумажного гостя.

Для второго волшебства вам понадобится небольшой мячик. Что это, яблоко? Покажите малышу, как вы сорвали его с дерева и едите. Нарисуйте на мячике глаза, рот — узнает ли зритель героя сказки? А теперь представим, что мячик — маленькая икринка. Кто же из нее вылупится? Головастик (хвостик сделаем из кусочка изоленты). А если не один хвостик, а восемь ножек?

Может быть, на семейном празднике все гости, и большие, и маленькие смогут совместно придумать следующее волшебство? Приготовьте обычные предметы — карандаш, шнурок, перчатку, колокольчик, пуговицу. Интересно, во что они превратятся.

К содержанию

Что на что похоже

Разговаривая с ребенком, рассказывая ему о мире, не забывайте сравнивать новое с тем, что он уже знает, искать общие признаки по форме, цвету, звуку, запаху, действиям, размеру. Обратите внимание крохи на картинку с зеброй и полосатое покрывало, ковер и папину меховую шапку, шорохи опавших листьев и шуршанье газеты. Малышей такие совпадения смешат и удивляют. Но потом и ребенок начнет приносить вам для сравнения различные предметы и радоваться, если вы догадаетесь, чем пирамидка похожа на часы.

С ребенком постарше ищите не только общие, но и отличающиеся признаки. Чем похожи огурец и морковка? А чем отличаются друг от друга? Помните, что малышу недостаточно слов, дайте ему настоящие огурец и морковку и пусть сравнивает их, используя все свои органы чувств.

К содержанию

Палка, палка, огуречик

Что рисует ваш ребенок? Только каракули? Это замечательно! Предложите ему совместное творчество. Пусть сначала малыш что-то изобразит, а потом вы дополнительными штрихами превратите его закорючки в машины, дома, зверей (но прежде убедитесь, что ребенок не возражает против вашего участия). Постарайтесь, чтобы узнаваемость предметов достигалась минимальным вмешательством в детский рисунок.

А если поменяться ролями? Самым маленьким такая игра не под силу. Но даже двухлетка может сказать или показать, как круг превратить в яблоко, а прямоугольник в автомобиль. А рисовать, точно следуя указаниям ребенка, придется вам.

Если хочется поскорее удивить родственников первыми поделками малыша, займитесь аппликацией. Нарежьте из цветной (желательно двусторонней) бумаги заготовки разной формы, смажьте лист картона клеем или крахмальным клейстером. И пусть юный художник выкладывает узор.

Научившись видеть, на что похожи каракули, вы сможете обходиться без дополнительных материалов. Рассматривайте кляксы, облака, лужи, морозные кружева на стекле, игру теней, узор на обивке кресел автобуса. Если малыш слишком вольно обходится с картинками, обнаруживая трактор в овальном облаке, не критикуйте и не спорьте с ним. Но, рассказывая о том, что вы увидели, укажите на детали рисунка, объясните, почему он похож, к примеру, на птицу: "Вот клюв, раскрытые крылья, маленький хвостик…" Хорошо, когда ребенок, обнаружив схожесть абстрактной картины с реальным объектом, продолжает искать все новые и новые ассоциации.

К содержанию

Перевоплощение

Еще на первом году жизни малыш начинает использовать в играх предмет-замену. Берет палочку и делает вид, будто ест ей. А ложкой проводит по волосам — расчесывается. Задача родителей в этот период — всячески поддерживать и развивать такую игру.

А примерно через год ребенок вдруг и сам превращается в зверя или машину, ползает на четвереньках, издавая характерные звуки и требуя соответствующего обращения.

— Выпей, Феденька, кефир.
— Фыр!
— Может, скушаешь зефир?
— Фыр!
— Ты конфет не хочешь?
Что за чудеса!
— Я сегодня — лошадь
И хочу овса!
Андрей Усачев

Некоторые дети так входят в роль, что неделями и даже месяцами вам приходится общаться с кошкой, зайцем или трактором. Любители разнообразия каждый день примеряют на себя новый образ. А какой-нибудь маленький "козленок" обрадует вас: "Ты, мама, коза, а ты папа, — козел".

Как использовать эту особенность поведения для развития фантазии? Прежде всего, обращайте внимание на точность исполнения. Пусть ребенок постарается повторить походку и повадки выбранного героя (показывайте пример, смотрите фильмы, посетите зоопарк). Предложите не просто бездумно мяукать или лаять, а делать это с определенной интонацией, говорящей о голоде, радости, грусти, желании поиграть.

Изобразите какое-нибудь животное, пусть малыш догадается, в кого вы превратились. С ребенком постарше по очереди показывайте друг другу пантомимы-загадки. Вдвоем, а лучше всей семьей, играйте в "жизнь медведей" или "машины на стройке".

К содержанию

Воздушные замки и игра воображения

Вы пробовали играть без машин, кукол и даже предметов, их замещающих? Например, предложите крохе бегать по воображаемой полянке и срывать воображаемые цветы. А потом прятаться от дождя в домике, обозначенном сомкнутыми над головой руками.

Еще одна игра — строительство. Обсудите, какой дом вы будете строить и что для этого нужно. Какая техника понадобится, какие детали. Конечно, ведущая роль в игре-рассказе поначалу ложится на родителя. Описывайте этапы строительства, придумывайте происшествия и интересные ситуации на стройплощадке. Малыши могут выбирать количество этажей и комнат, цвет стен, форму окон.

Разумеется, с помощью воображения можно не только строить дом, но и готовить обед, выращивать овощи на огороде, разыгрывать происшествия в детском саду, шить наряды для куклы, украшать квартиру.

Если записывать выдумки, через некоторое время будет проще вернуться к игре. В дальнейшем опыт таких игр станет хорошей основой для литературного творчества.

К содержанию

Кротозабр и компания

Вы знаете, кто такой кротозабр? Нет? Может быть, придумаете вместе с ребенком, как он выглядит, добрый или злой, что любит делать и с кем дружит. С малышами сочиняйте сказку в режиме вопрос-ответ, пусть ребенок своими "да", "нет", короткими односложными подсказками направляет ход повествования.

Поделки и рисунки малышей — замечательный материал для игр. Выстраивайте вместе с ребенком фантастический мир странных существ, их невиданных жилищ. Это творческий мир, поскольку здесь нет ничего неправильного и неумелого, а только неизвестное и необычное. Может быть, и взрослые, которым в детстве критика и страх ошибки помешали рисовать и лепить с удовольствием, попробуют создавать неведомых зверюшек.

* * *

Чем еще стимулировать развитие воображения?

  • Старайтесь проявлять фантазию в каждодневных делах. Малыш будет в восторге от необычного оформления еды, украшений комнаты, каких-то совсем незначительных элементов оформления квартиры, особенно тех, которые вы сделаете своими руками.
  • Предлагайте разные способы исполнения рутинных обязанностей. Это и действенный способ справиться с капризами ("Не хочешь спать? А давай поставим детскую палатку и устроим в ней постель!"), и просто возможность порадовать малыша ("Устроим праздничный ужин при свечах?").
  • Фантазируя и выдумывая что-то, объясняйте ход ваших мыслей малышу.
  • Поощряйте творчество ребенка. Хвалите поделки и рисунки. Записывайте сочиненные малышом афоризмы, стихи и сказки. Терпимее воспринимайте проказы маленького сорванца, ведь он не только испортил или разбросал вещи, но и построил дом, сконструировал машину, изобрел новый музыкальный инструмент.
  • Не старайтесь обеспечить ребенка игрушками на все случаи жизни. Занятия с предметами-заместителями очень важны дошкольникам. Позволение принести с улицы палки и камни, оставить себе коробочки от йогуртов или бутылочные крышки не только осчастливит малыша, но и принесет ему большую пользу, чем очередная игрушка-копия взрослой вещи.
  • Читайте книги (не только сказки, но и познавательные произведения, энциклопедии). Полученные знания расширят творческие возможности малыша. Развивает фантазию знакомство с различными персонажами, воображаемые прогулки по невиданным местам, множество действий, предметов, явлений, которые ребенку приходится представлять, выдумывать, додумывать.
  • Постарайтесь давать ребенку больше нового опыта и впечатлений. На прогулках чаще выходите за пределы детской площадки. Посещайте театры, музеи, выставки, ботанический сад и зоопарк. Покажите ребенку море, лес, горы.
  • Помните, что родители — главный пример для ребенка. Читайте специальные книги и развивайте восприятие, воображение. Воспитывайте в себе творческое отношение как к отдельным делам, так и к жизни в целом.
* * *

Какой смысл в играх, требующих столько усилий от родителей и, в большинстве случаев, не предполагающих активных действий малыша? Не проще ли подождать несколько лет и воспользоваться проверенными пособиями для тренировки воображения, записать ребенка в изостудию, купить подходящие развивающие игры?

Если во время игр кроха с интересом и любопытством наблюдает за всем, что вы делаете и говорите, — значит, занятия не напрасны. Пройдет немного времени, и вы обнаружите, что ребенок освоился в "стране Вообразилии", и хотя иногда и нуждается в помощи, все же и вам есть чему у него поучиться.

Юлия Луговская, julug@inbox.ru.