Содержание:

"Раздельное обучение помогает учителям лучше узнать каждого из близнецов". Это утверждение опять-таки звучит весьма разумно, но его можно интерпретировать и обратным образом. Ребенок проводит в школе ограниченное время, и многие события его жизни происходят за ее пределами. Едва ли учитель лучше поймет ребенка, если он не знает его со-близнеца, с которым тот проводит столько времени вне школы.

"Близнецы могут расстроиться, если учитель будет их путать". Конечно, это больше относится к монозиготным близнецам. Однако близнецы привыкают к тому, что их постоянно принимают друг за друга. Главное, чтобы второго близнеца не хвалили за то, что сделал первый, а первого — не ругали за ошибки второго.

К содержанию

Решения не принимаются раз и навсегда

Вместе или раздельно обучать близнецов — это не то решение, которое нужно принимать до поступления детей в школу и неукоснительно соблюдать в дальнейшем. В австралийском исследовании три из четырех пар близнецов в течение первого года учились вместе, причем именно в школе им посоветовали не расставаться, чтобы лучше приспособиться к новому окружению. На втором году жизни в школе разделение близнецов стало более обычным делом, а к началу третьего года около половины близнецов обучались в разных классах. Нужно помнить, что близнецы, особенно в течение первого класса, сильно меняются:

"Близнецы, которые начинают учиться в моем классе, сильно зависят друг от друга, но, по мере того, как у них появляется чувство безопасности в присутствии других детей, они находят собственные пути и становятся независимыми учениками. В трудные времена они защищают и поддерживают друг друга. В такие минуты мне хочется пожелать и всем другим ученикам быть такими счастливчиками!"

Что важно, одна из четырех пар разделенных близнецов на следующий год опять начинала учиться вместе. По многим причинам разделение на этом этапе не пошло им на пользу. Школы, понимающие специфику близнецов, гибко реагируют на их потребности. Учителя, родители и сами близнецы должны видеть, что ход их обучения постоянно отслеживается специалистами и что при необходимости можно будет изменить ситуацию.

К содержанию

Дом и школа — не одно и то же

Соперничество между близнецами — одна из распространенных причин раздельного обучения. Следовательно, когда соперничество имеет место, стоит рассмотреть вариант обучения близнецов в разных классах. В Австралийском исследовании соревнование между близнецами гораздо чаще замечали родители, а не учителя. Более того, между родителями и учителями не было согласия в этом вопросе: соперничество обычно имело место либо дома, либо только в школе. Следовательно, то, что близнецы соревнуются между собой дома, вовсе не значит, что разделение будет правильным ответом на их поведение в школе. С другой стороны, если учителя жалуются на соперничество близнецов в школе, а дома такового не наблюдается, нужно задуматься, а не провоцирует ли школа на такое поведение. Иногда одноклассники настраивают близнецов друг против друга, и это будет продолжаться, даже если поместить их в разные классы.

К содержанию

Общение родителей и учителей

Принятие решения об обучении близнецов требует взаимодействия и обмена информацией между родителями и учителями. "У меня в первом классе училась девочка — монозиготная близняшка — поскольку политика школы была направлена на их разделение. Мне и другим учителям казалось, что все идет хорошо. Но мы не знали, что у обоих сестер были ужасающие ночные кошмары, что оказывало огромное влияние на их жизнь дома. Когда их перевели в один класс, проблемы дома кончились, но появилась проблема для учителей — как их различать!"

К содержанию

Близнецы проводят в школе не 24 часа в сутки

Разделение иногда считается универсальной панацеей от всех бед. Это "лекарство" от всех проблем близнецов, будь это соперничество, социальная незрелость, задержки в речевом развитии или трудности усвоения навыков чтения.

Следует помнить, что близнецы не проводят в школе всю жизнь. Хотя раздельное обучение может быть частью программы оптимизации развития и обучения близнецов, оно не является решением само по себе. Нужно также обратить внимание на изменение ситуации дома или продумать специальные меры помощи.

Порой раздельное обучение может усилить проблемы, существующие у близнецов. Чем старательнее разделяют некоторых близнецов, тем разрушительнее становится их поведение по отношению друг к другу. В результате разделения они утрачивают умение жить как единая пара. К тому же, они всеми силами пытаются привлечь к себе (или наоборот — переключить от себя) внимание со-близнеца. Эти дети вырастут, но на всю свою жизнь останутся близнецами, и их нужно научить справляться с неизбежными конфликтами, а не просто разлучать их.

К содержанию

Должны ли близнецы участвовать в принятии решения?

В идеале разделение должно произойти тогда, когда сами близнецы этого захотят. Очень часто близнецам в средней или даже в начальной школе приходит мысль о том, что было бы неплохо попробовать годик поучиться по отдельности. Однако желания детей нужно тщательно обдумать. Может быть, они хотят остаться вместе, потому что таким образом привлекают к себе больше внимания и поэтому им не нужно развивать навыки общения. Или, например, они только что подрались, и их желание учиться раздельно продлится лишь час или два. Мнение детей должно учитываться, но не может заменить решение родителей и учителей.

К содержанию

Разделять близнецов — значит сравнивать учителей

Часто упускается из виду один очевидный факт. Тем не менее, он может значительно усилить проблемы и соперничество между близнецами. Обучение близнецов в разных классах неминуемо влечет за собой сравнение учителей, и некоторые из них при мысли об этом чувствуют себя неуютно. Решение о разделении близнецов — это вопрос не только учебный; его решение требует и учета конкретных личностей. Допустим, в этом году одного ребенка будет учить Марья Ивановна, а второго — Василий Петрович. Марья Ивановна — педагог, умеющий заразить учеников своим интересом к предмету, а Василий Петрович — более авторитарный преподаватель. Тогда один ребенок будет приходить домой с позитивным настроем по отношению к учебе, а второй — с прямо противоположным. Лучше, если этот вопрос будет рассмотрен до разделения близнецов, чем после того, как значительные различия между учителями станут очевидны.

К содержанию

Что если в школе только один класс?

Во многих сельских школах вопрос разделения близнецов не даже не поднимается, потому что там есть только один класс. Тем не менее, и тут существует несколько важных моментов, поскольку, как было сказано, разделение близнецов — не единственное решение всех проблем. В любом случае, нужно обратить внимание на то, как одноклассники ведут себя с близнецами. Кроме того, родителям, учителям и другим взрослым стоит задуматься, не является ли их собственное поведение источником проблем близнецов.

Для тех близнецов, которые всегда хотят быть в курсе того, что происходит с их со-близнецом, разделение в пространстве одного класса может быть лучшим решением, чем обучение в разных классах. Поэтому не нужно бояться сельских школ только потому, что обучение в разных классах невозможно.

К содержанию

Стоит ли вообще задумываться о раздельном обучении?

Хотя разделение близнецов не является обязательным условием обучения или психологической коррекции, существуют определенные ситуации, в которых оно служит единственным решением уже возникших или потенциальных проблем. Типичная ситуация — когда близнецы слишком зависят друг от друга и принимают близко к сердцу, когда одного из них как-то выделяют. Например, если учитель обратился к одному из близнецов, второй сделает что-то, чтобы перевести его внимание на себя. Лучшим ответом на такое поведение может быть разделение близнецов по классам, но если подобная ситуация имеет место и дома, нужно принимать дополнительные меры.

Еще один случай, когда разделение необходимо — это если близнецы сильно мешают друг другу проявлять активность. Например, один из них ни за что не приступит к выполнению следующего задания, пока не убедится, что второй тоже закончил предыдущее. Многие взрослые замечали у близнецов такое поведение и вынуждены были решать, допустимо оно в данном случае, или сильно мешает как самим близнецам, так и всему классу. Хотя в последней ситуации разделение может оказаться полезным, нужно задать вопрос: почему такое происходит? Возможно, у близнецов настолько низкая самооценка, что они боятся сделать что-то по-своему? Или, может быть, близнецов постоянно сравнивают другие дети и ожидают от них совершенно одинаковых поступков?

Еще одна ситуация — когда один из близнецов значительно превосходит второго по способностям. Это легко может стать порочным кругом, когда один ребенок чувствует себя все увереннее после каждой "победы" над со-близнецом, а второй все больше опускается в пучину беспомощности. Разделение может быть выходом из сложившегося положения, но этого недостаточно: нужно обратить внимание на поведение других детей в этой ситуации. Возможно, они всегда подчеркивают различия между близнецами? Близнецы, даже обучающиеся в разных классах, могут, оказавшись дома, по-прежнему сравнивать свои способности и достижения, если им в этом не препятствовать. Об этом стоит задуматься не только родителям; вспомните бабушек, которые всегда дают что-то вкусненькое близнецу, который принес больше "пятерок". Итак, чтобы помочь близнецам, раздельное обучение нужно дополнить и другими изменениями в их жизни.

Возможность разделения близнецов по классам стоит рассмотреть, если: один ребенок заметно превосходит другого по развитию способностей; один ребенок считает себя неудачником; отношения между близнецами носят деструктивный характер; близнецы настолько зависят друг от друга, что неспособны общаться с другими детьми; наблюдается соперничество, при котором целью одного из детей становится превзойти своего со-близнеца; близнецы поляризуются (становятся противоположностями друг друга); близнецы вмешиваются в дела друг друга, например, один ребенок постоянно докладывает родителям о достижениях и успехах со-близнеца.

К содержанию

Помните о потребностях близнецов

Отсутствие согласия между родителями и учителями по поводу разделения близнецов может очень легко перерасти в борьбу за власть над жизнью детей. "Я знаю, что лучше для моей семьи". "Я знаю, что нужно детям в моей школе". Нужно учитывать, что повлиять на детей может не столько решение — разделять их или не разделять — сколько конфликты вокруг этого решения и нежелание обеих сторон пойти на уступки. Может случиться, что родители хотят, чтобы их дети были центром внимания, и не позволяют разделить их именно по этой причине. Может быть, директор или классный руководитель решительно настроен всегда разделять близнецов, не считаясь с пожеланиями родственников.

Сибурина Алина
Статья предоставлена интернет-порталом "Близнецы"
интернет-портал