Содержание:

Плотный учебный график и привязанность к играм на компьютере оставляют все меньше времени для физической активности детей. Как заставить ребенка двигаться больше — а не три раза в неделю на уроках физкультуры и два раза — на занятиях в спортивной секции? Остается дорога до школы, выходные и праздники — и все это требует участия родителей. Может быть, начать прямо в ближайшие зимние каникулы?

Лишний вес у детей

Мать сидела в кресле, держа в руках газету, но никак не могла расслабиться. Снова и снова она перечитывала статью о полных немецких девочках и мальчиках. В ней говорилось о детях, которые забыли, как бегать или залезать на деревья, и практически лишились способности удерживать равновесие. Еще там говорилось о детях, которые не могут пятиться, потому что все время спотыкаются. И еще хуже: о детях, которые не понимают, по какой причине они должны все это делать.

Она посмотрела на часы, со вздохом поднялась с кресла и положила газету на подлокотник. Позже она должна будет еще раз перечитать эту статью.

К содержанию

В школу — на машине, потом — кружки и репетиторы

Утром пошел дождь, и мать отвезла сына в школу на машине: если он просидит все утро в мокрой одежде, то его простуда усилится. На этой неделе она везла его уже пятый раз: в понедельник у него был слишком тяжелый ранец, во вторник тоже, в среду вся семья проспала, и они чуть не опоздали, а в четверг у него появился насморк.

В пятницу перед школой образовался небольшой транспортный коллапс. Мест для парковки не хватало, а мимо еще проезжали другие люди, спешившие на работу. «Если бы родители по крайней мере подвозили соседских детей, то на дороге было бы меньше машин», — подумала мать и не очень хорошо припарковалась на дорожке у входа в школу. Официальная парковка была от школы примерно на таком же расстоянии, как и их дом.

К полудню распогодилось, но она обещала сыну забрать его из школы — ему так нравилось ездить на машине. Дюжина других матерей и парочка отцов, судя по всему, обещали сделать то же самое. Требовалось довольно много времени для того, чтобы уставшие после уроков дети выползли из школы и сбросили свои тяжелые ранцы к ногам родителей. Мать использовала это время для того, чтобы рассказать другим родителям о прочитанной ей статье.

— И это не удивительно, — с волнением сказал один отец, — подумайте, занятия спортом отменяются чуть ли не каждую неделю!

Родители согласно закивали, их становилось все больше.

— Но дело не только в этом, — добавила другая мать, — я часто думаю, как много времени мы в детстве проводили на улице. Только сделали уроки и сразу убегали, а возвращались только к ужину. Сегодня это уже невозможно хотя бы из-за количества машин на улицах!

Все кивали в ностальгической задумчивости. Одна женщина предложила присесть на скамеечку в школьном дворе. Похоже, что сегодня придется дольше дожидаться выхода детей.

— Но послушайте, — возразила мать, стоявшая в самом центре дискуссионной группы около скамеечки, — сегодня не так уж легко дать детям возможность много двигаться. Это ведь только часть нашей задачи. Они же должны еще делать уроки, учиться, а нам надо прививать им любовь к музыке, развивать их культурный уровень, приучать их к чтению, и если они не...

Тут раздалось шарканье ног и выползли ученики. Они были так измождены после занятий, что с трудом смогли открыть стеклянную дверь. Согнувшись в три погибели, они еле-еле дотащили ранцы до родителей, которые тут же сняли это бремя с их плеч.

— Ну как дела? — спросили родители.

— Был большой напряг, — вздохнули дети и поползли к машинам.

Заботливая мать никак не могла забыть разговор в школьном дворе. Приехав домой, она стала думать, каким образом приучить своего ребенка больше двигаться. Он в последнее время такой бледный. И вообще у него нет времени на еще одни спортивные занятия, он и так занимается тхэквондо.

Вторая половина каждого дня была заполнена инвестициями в будущее: шахматный клуб, разговорный английский, занятия музыкой, ну и, конечно, приготовление уроков. Один день в неделю она осознанно оставляла свободным, чтобы у ребенка было время на общение. Правда, ей не очень нравилось, что ее сын в основном проводил это время с друзьями за компьютером. Впрочем, кто знает, может быть, ему понадобятся эти навыки в будущей жизни?

Но все-таки должно же быть какое-то решение проблемы с движением. У нее было время подумать об этом, когда она отвезла сына на машине в музыкальную школу (снова пошел дождь). Но в голову ничего не приходило. В сутках ученика начальной школы на бодрствование было только 12 часов.

Она решила вечером обсудить это с мужем, может быть, ему что-то придет в голову. Но когда он пришел домой, то пришлось подождать, отец очень устал после целого дня совещаний (включая две видеоконференции), долгих телефонных разговоров и составления отчетов. Он, правда, приехал домой вовремя, чтобы немножко пообщаться с сыном перед тем, как мать уложит его в кровать.

Пока мать укладывала сына, отец плюхнулся в кресло и потер болевшую спину — нелегко сохранять осанку, когда целый день сидишь перед компьютером. Ощущая себя немного старше своего возраста, он в изнеможении провалился в ямку, которую вечер за вечером продавливало в кресле его тело. На ручке кресла все еще лежала газета. Отец взял ее и прочитал заголовок: «О недостатке движения у детей».

«Да — подумал он, — действительно, надо что-то предпринять. Кто знает, к чему это все приведет».

Физическая активность

К содержанию

Как заставить детей больше двигаться?

В былые времена людям не хватало еды, им приходилось совершать дальние переходы и защищаться от многих опасностей. Сегодня, к счастью, это не так. Но вместе с невзгодами исчезла и необходимость физической активности. Поэтому мы должны осознать (лучше всего — испытав это на собственной шкуре), что достаточно большое количество движения защищает наши сердце и мозг, делает нас здоровыми, спокойными и укрепляет нашу иммунную систему.

Известно, что недостаток движения приводит к лишнему весу. Однако пока нельзя точно оценить, какие долгосрочные последствия неподвижный образ жизни может иметь для развития мозга ребенка. Сидя перед экраном, дети воспринимают весьма однообразные визуальные раздражители. Но стоит им выйти на улицу, как они получают во много раз больше стимулирующих ощущений: залезая на дерево, они цепляются за ветки, подтягиваются, планируют способы спуска и к тому же кожей ощущают древесную кору. Если они играют с другими детьми, то приобретают социальные навыки — как эмоциональные, так и навыки межличностного общения. И, кроме того, у них растет самооценка.

Часто нам просто не хватает сил: у современной жизни очень быстрый ритм, и многие родители очень устают на работе. В школе борьба за хорошие оценки также требует от подростков больших усилий, и детям приходится в школе и дома уделять занятиям подчас больше времени, чем их родители проводят на работе. В результате возникает большой соблазн расслабиться после уроков и провести свободное время неподвижно. А если перед глазами у детей нет примера взрослых, то ситуация еще больше усложняется.

Как организовывать в повседневной жизни как можно больше вариантов активности? Решите, можно ли отправить ребенка в школу пешком, на роликах или на велосипеде. Даже в больших городах родители могут договориться с детьми: пусть они выходят из метро на одну остановку раньше и идут в школу пешком или едут на велосипеде. В принципе, дети должны двигаться от одного до двух часов в день, и дорога в школу может здесь помочь. Тут нужно мужество для того, чтобы сказать: нет ничего страшного в том, чтобы правильно одеться и пойти в школу пешком, даже если идет дождь. Это отправная точка для внушения правильной системы ценностей касательно движения и уверенности детей в себе, которая укрепится, если они сами доберутся до школы.

И, конечно же, надо переубедить себя и осознанно избегать сидячих развлечений, таких как просмотр телепередач, — или по крайней мере резко сократить их.