Содержание:

Ассортимент школ не ограничивается всевозможными "углублениями". Отличается сама организация учебного процесса. Пять или шесть дней учиться ребенку? По четвертям или триместрам? До обеда или в режиме полного дня? Правильный ответ: все зависит от физиологических особенностей именно вашего малыша. Даже если дети — близнецы, развиваются они по-разному. Следовательно, и для учебы им требуются разные условия.

К содержанию

5 или 6?

Содержание школьной программы едино для всех. И если осваивать ее за 5 дней в неделю, нагрузка будет больше. Причем и на родителей тоже: ведь задания на дом будут объемнее. И делать с ребенком уроки придется оба выходных дня. Вы к этому готовы?

К содержанию

Стандарт или интенсив?

Есть разные методики обучения. Так, методика Занкова предполагает интенсивное обучение. Есть так называемые "углубленные" программы: например, изучение иностранного языка с 1-го класса. Интенсивные и углубленные программы не подходят детям, которые часто болеют. Ведь любой пропуск только усугубляет нагрузку. И еще важно: если у дошкольника были логопедические проблемы, ему противопоказана языковая школа. Даже если нарушения языкового развития до 1-го класса удалось исправить.

К содержанию

Полный день или... ?

Если ребенок до школы ходил в детский сад и прекрасно там общался (бывают такие дети, за которыми уже мама вечером пришла, а он все уходить не хочет), ему и в школе полного дня, и на продленке будет комфортно. Но таких детей немного.

А вот для "несадовского" ребенка проводить в школе весь день сложно. Ведь раньше в любом коллективе он находился максимум пару часов. Первый класс — это резкая смена вида деятельности. И если сразу ввести дополнительную нагрузку, напряжение будет только нарастать. Так что после уроков такого ребенка желательно сразу забирать домой. Пусть побудет один, а еще лучше -поспит. А еще в школе полного дня будет сложно легко возбудимым детям.

К содержанию

Четверти или триместры?

Деление учебного года на триместры вряд ли полезнее для детского здоровья, чем привычные всем четверти. Во всяком случае, мне не известно о каких-либо серьезных исследованиях на этот счет. Зато известны результаты комплексных исследований сроков адаптации детей к школьному режиму.

Совместными усилиями разных специалистов доказано, что адаптация к учебному процессу в 1-м классе длится 6-8 недель. И если через 5 недель устраивать каникулы, мы просто не позволим ребенку войти в оптимальный режим учебы.

Во 2-4-м классах адаптация длится меньше — 4 недели. Получается, что только ребенок вошел в учебный процесс, его через неделю отправляют отдыхать.

Иногда можно слышать мнение: дескать, триместры помогают избежать чрезмерной нагрузки третьей четверти. Действительно, февраль — биологически тяжелый месяц: дефицит воздуха, ультрафиолета, движения, витаминов. Но неделей отдыха это все равно не восполнишь. Лучше снизить нагрузку в течение всего месяца. Более того, любые каникулы — это дезадаптация к учебному процеccy. После них сложно входить в рабочий ритм.

К содержанию

В обществе или на дому?

В семейном обучении нет ничего плохого. Главное, чтобы причины выбора домашней формы обучения были разумными. Так, если родители хотят оградить ребенка от "дурной" среды — это глупость. Все это в дальнейшем может осложнить социализацию подростка.

Еще вариант неудачной мотивации: ребенка считают вундеркиндом. За пару лет его заставляют пройти четырехлетнюю программу начальной школы. В результате в 5-м классе он оказывается не в своей среде. Нарушаются личностные контакты. И, кстати, мировой опыт показывает, что дети, которые раньше сверстников заканчивают школу и вуз, не надолго обгоняют своих менее "быстрых" ровесников.

К содержанию

Рекомендация — не приговор

Все перечисленные выше ограничения и условия относятся именно к начальной школе. И не означают, что в 5-м классе ребенок не сможет поступить в гимназию или начать серьезно изучать иностранный язык.

Дело в том, что главная задача первых лет учебы — дать ребенку возможность выжить в новых непростых условиях, адаптироваться к ним. И сохранить здоровье. И тогда потом он все успеет!

Марьяна Безруких,
доктор биологических наук, профессор,
директор Института возрастной физиологии РАО