Содержание:

Время летит быстро. Казалось бы, совсем недавно вы еще были маленькими, потом стали родителями, а скоро будете бабушкой и дедушкой. У вас уже есть опыт вынашивания беременности и воспитания малыша. А для ваших детей рождение ребенка - совсем новое событие, и, готовясь к нему, они стараются получить информацию из всевозможных источников. Конечно, они интересуются вашим опытом и мнением. Но, кроме этого, они общаются с друзьями, знакомыми, врачами, читают книги, журналы и "набираются" разных идей, многие из которых очень сильно отличаются от ваших. Возможно, что эти идеи покажутся вам совершенно непонятными и даже неприемлемыми. И тогда необходимо будет сделать выбор - продолжать отстаивать свою точку зрения или же принять что-то новое и чуждое для вас...

Конечно, вы вовсе не обязаны принимать подряд все новые идеи, о которых слышите от своих детей. Но стоит побольше узнать о том, что за это время поменялось, и получить как можно более полную информацию, чтобы потом ее проанализировать и решить, как относиться к новшествам.

К содержанию

Зачем это делать?

Во-первых, для того, чтобы расширить свой кругозор. Представления о том, как надо вынашивать беременность, рожать, как ухаживать за ребенком и воспитывать его, что для него хорошо, а что плохо, сильно изменились, особенно за последние 15 лет, когда открылись границы, и в нашу страну хлынул поток всего нового - идей, книг, товаров и т.д. И, если вы не хотите выглядеть в своих глазах и глазах ваших детей отсталыми, "дремучими", несовременными, хотите быть прогрессивными и идти в ногу со временем - стоит все же узнать побольше нового.

Во-вторых, изучая новые идеи, вы покажете своим детям, что вас волнуют их заботы и переживания, вы сможете разделить их с ними, быть "на одной волне" и говорить на одном языке. Дети не будут чувствовать себя одиноко, а будут ощущать вашу поддержку, которая им сейчас очень важна. Кроме того, вы сможете лучше аргументировать свою точку зрения, если вам покажется, что они хотят следовать чему-то явно вредному и неправильному, чтобы отговорить их от этой затеи.

В-третьих, владея новой информацией, вы сможете лучше помочь детям в их новых заботах. Например, предложите современное альтернативное решение проблемы, если реализуемый ими способ "не работает". Кроме того, если вы будете идти одной дорогой, это поможет избежать непонимания, никому не нужных конфликтов и споров, сохранить и укрепить ваши отношения, что, несомненно, важно для всех вас.

К содержанию

Что может мешать?

Иногда принять новые идеи бывает легко, а иногда - очень сложно. Это зависит от многих факторов, но в первую очередь - от того, насколько человек открыт к принятию новой информации, способен к ее усвоению и применению. Существует такое психологическое понятие, как ригидность. Это одна из важнейших черт личности, которая представляет собой неготовность к восприятию нового и осуществлению перемен в своей жизни. Уровень ригидности, проявляемый человеком в различных ситуациях, - индивидуальный показатель, обусловленный свойствами нервной системы, инертностью нервных процессов и зависящий от личностных особенностей - эмоционально-волевых, интеллектуальных, уровня самосознания и самооценки.

Кроме ригидности, желанию узнавать и принимать новую информацию могут мешать и другие факторы. Например, желание конкурировать, властвовать. "Я твоя мать (отец), я старше, я лучше знаю" - бывает так, что, стремясь занимать эту позицию, человек отметает все, что ей может угрожать - например, признание своей некомпетентности. Причиной этого обычно бывает желание доминировать, основанное на глубинном чувстве собственной неуверенности.

Иногда узнавать и принимать новое мешает высокий уровень тревожности. Новое неизвестно, оно пугает, кажется опасным, угрожающим. "Мало ли что они пишут, а вдруг это навредит ребенку. Лучше мы по старинке, проверенными способами. Пусть это не так удобно (красиво, функционально), зато там уже все известно и не может быть никаких неожиданностей" - вот характерные слова для этой позиции. Кроме того, принять новое и следовать ему - значит, взять на себя ответственность за последствия того, что может произойти. Хорошо, если они будут удачными, но может быть и наоборот, тогда все "шишки" падут на голову того, кто это предложил, что тоже может очень сильно пугать.

Четвертая причина - наличие собственных "нерушимых" авторитетов. Например, мать в детстве твердо внушила дочери или сыну, что она всегда права. Ребенок вырос, стал родителем, скоро станет бабушкой или дедушкой, но так и остался во власти детских представлений о том, что "моя мама лучше всех знает, как надо", "она говорила, что памперсы вредны, - значит, так правильно". Авторитетами могут быть и семейные врачи, и друзья, и признанные авторитеты по воспитанию детей прошлого века, например доктор Спок с его бестселлером "Вы и ваш ребенок". Несколько поколений выросло по этой книге, и может быть очень трудно отказаться от того, что было таким убедительным и оказало в свое время помощь и поддержку.

Ригидны ли вы?
Если вы хотите понять, насколько сильно ригидность выражена в вашем характере, ответьте на вопросы этого теста.
  • Меня раздражает, когда отвлекают от важной работы (например, просят совета).
  • Праздники нужно отмечать с родственниками.
  • Мне труднее сосредоточиться, чем другим.
  • Я много времени уделяю тому, чтобы все вещи лежали на своих местах.
  • Я предпочитаю ходить известными маршрутами.
  • Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.
  • Мне нравится детально изучать то, чем я занимаюсь.
  • Самое трудное для меня в любом деле - начало.
  • Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
  • Я люблю доводить начатое до конца.
  • Иногда знакомые подшучивают над моей аккуратностью и педантичностью.
  • Мне трудно отвлечься от начатой работы даже ненадолго.
Если вы считаете, что больше половины этих утверждений верны, - вы ригидный человек, вам трудно принимать и усваивать новые идеи. Даже если ответов "да" больше трети - это уже сигнал того, что ригидность явно присутствует в вашем характере.

К содержанию

Что же делать?

Начнем с ригидности. К сожалению, с годами, когда организм начинает стареть, она может проявляться все чаще, и бороться с ней полезно в любом случае, относится ли это к новым идеям или к другим новым видам деятельности. Для этого возьмите в привычку регулярно тренировать свой мозг и нервную систему. Существует два основных пути это делать. Первый - каждый день или каждую неделю придумывать себе какой-то новый вид деятельности и учиться ему. Это может быть что-то сложное или совсем простое, например, пользование новой программой на компьютере или осваивание новых функций вашего телевизора или видеомагнитофона. Изучение новых идей - тоже полезная работа для вашего мозга, тем более что она сейчас очень своевременна и полезна для тех перемен, которые ждут вас вскоре. Второй путь - делать что-то давно знакомое и привычное новым способом, например, освоить новый маршрут с работы домой или чистить зубы другой рукой. Все эти упражнения помогают тренировать мозг, по-новому включать его полушария и сделать его работу более гибкой, что позволит значительно упростить и усвоение нового.

Без гнева и пристрастия
В психологии есть целое направление, которое занимается созданием собственной концепции и работой с идеями и представлениями о мире. Одна из важных частей этого процесса - так называемое "расшатывание" установок. В него входит сбор всех фактов и мнений "за" и "против". Кто сказал так, а кто иначе, когда вы видели подтверждение каждой позиции, какие факты говорят в пользу того или иного мнения, и т.д. Цель этого процесса - расширение своего видения мира и представлений о нем и понимание того, что не существует однозначно правильных и нерушимых представлений, что даже самые умные и компетентные люди могут ошибаться. Поэтому узнайте побольше обо всем, что вас интересует или входит в конфликт с вашими представлениями. Запишите их и проанализируйте, откуда они взялись. Постарайтесь "расшатать" все старые и новые установки, которые мешают друг другу. Подвергните испытанию старые и новые авторитеты. И тогда будет проще решить, что для ВАС правильно, а что нет. И многие новые идеи окажутся лучше старых, а другие, как выяснится, не противоречат, а дополняют друг друга. Вы станете шире смотреть на мир и сможете лучше помочь детям подготовиться к рождению ребенка.

Если познавать новые идеи вам мешает стремление командовать вашими детьми, доминировать и нежелание идти им навстречу - задумайтесь, зачем вам это нужно? Какие свои проблемы вы хотите решить за их счет? Почему вы не хотите строить с ними равные, партнерские отношения, идти им навстречу и разделять их чувства и мысли. Подумайте, чего вы добьетесь таким образом. Вряд ли это поможет улучшить отношения - скорее, дети устанут от давления, обидятся и захотят находиться от вас подальше. Поэтому сейчас самое главное - научиться уважать своих детей, видеть в них равных, взрослых людей, у которых есть голова на плечах и право на собственное мнение. И первый шаг, который вы сейчас можете сделать, - прийти к ним не как эксперт, а как равный, расспросить их о том, как они видят свои дальнейшие действия, связанные с будущим ребенком, и постараться их по-настоящему понять. Для этого, если что-то вам неясно или кажется странным, расспросите побольше, узнайте, почему они думают так, а не иначе, и отнеситесь к их мнению с уважением. Не потому, что оно похоже на ваше, а потому, что у каждого человека есть право думать и решать по-своему, как ему жить, как рожать и воспитывать своих детей, есть право ошибаться и получать новый опыт. И эти права надо уметь принимать и уважать, чтобы строить и укреплять важные и ценные отношения с людьми, особенно, если эти люди - ваши дети.

Если принимать новое мешает повышенная тревожность, страх перед неизвестностью, - постарайтесь эту неизвестность уменьшить. Выпишите на листок бумаги те идеи, которые кажутся вам особенно пугающими, и постарайтесь узнать про них побольше. Определите, чем именно они вас так пугают, каких последствий вы боитесь. После этого проведите сбор информации о том, насколько обоснованны ваши страхи. Узнайте, каковы еще могут быть последствия данного события, какие есть плюсы и минусы, и самое главное - что можно сделать, чтобы эти минусы обезвредить, если они все же проявятся. Есть известная поговорка: "Осведомлен - значит, вооружен". Вы будете гораздо спокойнее себя чувствовать, зная, какие неприятности могут произойти и что с ними делать, и это поможет вам проще и с принятием относиться к новым идеям.

Если же принимать новое мешает нерушимое уважение к прежним авторитетам и старым традициям, вам опять же поможет сбор информации. Приведу простой пример. Раньше детей всегда держали в пеленках. Потом появились одноразовые подгузники - и пеленать перестали. Есть сторонники и противники и того, и другого. Но существует и третье мнение, гораздо более гибкое. Согласно нему, пеленать нужно гиперактивных детей, чтобы помочь им успокоиться, а слабых, скованных полезнее держать свободными, чтобы дать им возможность развиваться.

В заключение хочу еще раз напомнить: вы вовсе не обязаны принимать все новое. Но та работа по сбору и анализу информации, которую вы проделаете, поможет вам убедить ваших детей в том, что вам кажется более правильным и полезным в таком важном и ответственном деле, как рождение и воспитание ребенка.

Елена Бабиевская
психолог,
г. Москва
Статья из журнала "9 месяцев" N 07 2006 год
9 месяцев