Содержание:

К содержанию

Подготовка

В декабре 2010 года Эйрберлин объявил очередную заманчивую распродажу, мы с подружкой мгновенно сориентировались, взяли билеты на июнь 2011 года и составили занимательный архитектурно-винный тур по Лотарингии и Эльзасу. Как всем известно из курса истории, Эльзас и Лотарингия много веков были яблоком раздора между Францией и Германией, периодически меняя свою государственную принадлежность. На стыке двух культур и сплелось неповторимое кружево современной жизни, культуры и кулинарии этих двух провинций. Архитектура Эльзаса в общем-то немецкая, типичные готика и фахверк, Лотарингии — ближе к французским традициям. Кухня всякая — и немецкая кислая капуста (Sauerkraut в Германии, choucroute во Франциии), и французские сыры. Прекрасные мозельские и рейнские вина, баварское пиво. Люди мне показались внешне ближе к немцам, нежели к французам, во всяком случае, в Париже люди выглядят по-другому. Речь, конечно, французская, однако большинство жителей приграничных областей понимают по-немецки и по-эльзасски (немецкий диалект), так что пришлось мне всю неделю шпрехать по-немецки.

Непосредственно подготовка была несложной. Набрался экипаж (4 человека), обязанности были распределены таким образом: я подготовила общую программу поездки, забронировала гостиницы и автомобиль, моя подруга Ира занималась внутренним наполнением поездки — подготовила информационные материалы по всем запланированным к посещению городам (с картинками и адресами), вторая Ира тоже была водителем, как и я, плюс на ней была ответственность за машину — выбор, страховка и прочее, а четвертая участница Лена прекрасно владеет английским, который, впрочем, почти не понадобился.

В мой навигатор по имени Аленка были закачаны карты Европы, и поездку можно было считать подготовленной. Забегая вперед, скажу, что Аленка оказалась самым полезным членом экипажа — она безошибочно привозила нас в города и отели, объезжала пробки, сообщала, где ближайшая заправка и ресторан и где мы, собственно говоря, находимся.

К содержанию

Поездка

1-й день

Итак, 12 июня 2011 года вечером наш экипаж в составе четырех дам прибыл в аэропорт Дюссельдорфа. Тут же взяли машину Фольксваген Туран (с большим багажником!) и поехали в город. Переночевали в гостинице в Дюссельдорфе и утром уехали в Трир.

2-й день. Наследие древних римлян

Трир, отельТрир — старейший город Германии, расположенный на западе страны, на границе с Люксембургом. Первое поселение здесь было основано императором Августом более двух тысячелетий назад. В городе сохранились древнеримские постройки — Порта Нигра (Черные ворота), базилика Константина (310 г.), римский мост, амфитеатр и термы. Трирский кафедральный собор Св. Петра (Dom) является хранилищем христианских святынь. Здесь хранится Хитон Господень, мощевик с главой Святой Елены, часть цепи, которой был скован Апостол Павел, сандалия и гвоздь Cвятого Андрея Первозванного, а также частицы мощей Святых праведников Иоакима и Анны. На главной площади Трира прямо в киоске разливают прекрасные мозельские вина, особенно вкусен был Рислинг Ауслезе.

Славно поужинать в Трире можно на берегу Мозеля в колоритном квартале Цурлаубен (Zurlauben), бывшей рыбацкой деревушке.

Ночевали мы в совершенно невероятной гостинице Berghotel Kockelsberg, расположенной в замке на холме. Из окон нашего номера и с веранды ресторана открывается вид на Трир, расположенный внизу, у подножия холма. Вокруг отеля — лес, ячменное поле и полная тишина.

3-й день. Мосты и витражи

ЛюксембургВ этот день нас с нетерпением ждали два города.

Город Люксембург (столица государства Люксембург) был основан более 1000 лет назад. Он расположен на скалистом возвышении, окруженном с трех сторон 70-метровым ущельем, посему имеет 111 мостов. Это красивый, аккуратный и оживленный город. Две реки — Петрус и Альзета — делят Люксембург на две части: Верхний и Нижний город. Мы с удовольствием поставили машину на стоянку и пересели в экскурсионный автопоезд "Петрюсс-экспресс", избавившись от необходимости скакать по скалам вверх-вниз.

Следующим пунктом был Мец (Metz) — прекрасный старинный городок, который располагается в северо-восточной части Франции. Кафедральный собор Сент-Этьен (собор Св. Стефана) — главная достопримечательность города. Собор богато украшен витражами, самые ранние датируются XIII веком, а самые поздние — ХХ веком. Несколько современных витражей изготовлены по эскизам Марка Шагала ("Земной рай").Мец Общая площадь остекления 6,5 тысячи квадратных метров, поэтому собор Сент-Этьен называют "Светильник Бога". Рядом с собором расположен Крытый рынок (marche couvert), где мы с удовольствием купили сыр, паштет и пирог.

Еще Мец примечателен золотисто-жёлтым оолитовым известняком, из которого построена значительная часть города. Мец оставляет ощущение средиземноморского городка, хотя моря там нет и в помине.

Вообще исторический центр в Меце довольно большой, и достопримечательностей много, просто перечислю некоторые из них: площади Сен-Луи и Шанж, смотровая площадка в конце улицы Сольнер, вокзал, имперский квартал, парк Эспланады, оперный театр на острове Пти-Сольси (считается одним из красивейших театров Франции) и лебеди в реке вокруг этого острова.

4-й день. Элегантность и европейское единство

НансиУтром четвертого дня мы поехали в Нанси, столицу Лотарингии, один из самых элегантных городов Франции, он находится между Шампанью и Эльзасом. Архитектурное и культурное ядро современного Нанси — площадь Станислава. Она построена в 1751-1775 годах и входит в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Её заказчиком выступал герцог Станислав Лещинский, бывший король Польши и тесть Людовика XV. Площадь имеет замкнутую квадратную форму, с четырех углов ее обрамляют позолоченные торжественные ворота, здания построены в стиле классицизм с элементами барокко.

Еще одна интересная достопримечательность Нанси — квартал Соруп (Saurupt). Это квартал особняков, построенных в стиле ар-нуво. Очень красиво, правда, несколько запущенно.

СтрасбургНедолго пробыв в Нанси, мы приехали в Страсбург. Страсбург — большой город, столица Эльзаса и символ единой Европы. В Страсбурге находятся международные европейские учреждения в зданиях из стекла и бетона, но это не так интересно, как старый город, расположенный на острове Иль. Здесь особо примечателен собор с астрономическими часами внутри и райончик Птит Франс (Маленькая Франция) — фахверковые домики на воде. Мы с удовольствием покатались по рекам и каналам Страсбурга на батомуше (экскурсионный корабль), два раза проехали через шлюз — с опусканием и поднятием уровня воды и нашего корабля соответственно.

5-й день. Вино, фахверк и аисты

Винная дорога ЭльзасаВ этот день нас ждала и манила винная дорога Эльзаса. Эльзас — самая северная точка в Европе, где культивируют виноградники. Благодаря удачному расположению склонов и особому микроклимату виноград здесь прекрасно вызревает. В Эльзасе изготавливают белые вина — рислинг, гевюрцтраминер, сильванер и др. Винная дорога — это путь, проложенный от одного маленького городка к другому среди холмов и виноградников. Очень живописно. Над полями и домами летают аисты — символ Эльзаса (их много, аистов!). Повсюду утомленного путника готовы принять гостеприимные cave (винный погреб, владельцы выращивают виноград и делают вино) и предложить дегустацию своего вина. Можно купить понравившуюся бутылку (или ящик), а можно просто подегустировать. Мы останавливались с целью посмотреть и поесть в городках Обернау, Кинтцхайм и Рибовилль — совершенно невероятные, дивные пряничные городки с разноцветными фахверковыми домами и домиками. Ощущение, будто попал в сказку...

КольмарВенцом поездки по винной дороге стал Кольмар — третий по размеру город Эльзаса. Кольмар — живописный эльзасский город, с прекрасно сохранившимися старыми кварталами, включающими обширную средневековую часть. Примечателен квартал Маленькая Венеция — фахверковые дома вдоль канала, где мы с удовольствием сидели в ресторане над водой и кормили рыб в канале... Кольмар считается самым сухим городом Франции, однако в честь нашего приезда начался дождь и только вовремя остановленный туристический поезд спас нас от намокания.

6-й день. Готика

На этот день был запланирован длинный перегон в Мюнхен с остановкой в Ульме. Мы покинули Страсбург, переехали в Германию по мосту Европы. Мост как мост, ничего особенного.

Ульм притягивает туристов прежде всего своим собором — Мюнстером (Ulmer Münster) с самой высокой в мире колокольней (161 метр). Ульмский собор совершенно невероятен, он раза в полтора выше Кельнского и равен по высоте главному зданию МГУ. И все это построено в средние века безо всяких там подъемных кранов! Выглядит Мюнстер как Гулливер в стране лилипутов, мы с удовольствием испили кофе в его тени. Не только собором славен Ульм. На месте впадения Блау в Дунай расположен старейший ансамбль Ульма — квартал рыбаков (Fischerviertel). В этом переплетении узеньких каналов и тесных улиц имеется отель, занесенный в Книгу Рекордов Гиннеса — Кривой Дом, фахверковый дом, построенный в 15 веке, и приобретший за столетия своего существования уклон примерно в 10 градусов.

Вечером наш экипаж прибыл в Мюнхен. На осмотр Мюнхена времени мы не отводили по разным причинам, посмотрели на него из окна машины — и все. А наутро мы уехали в Нойшванштайн.

7-й день. Грезы Людвига Второго

Замок Нойшванштайн знает каждый. Сказочный вид Нойшванштайна вдохновил Уолта Диснея на создание Волшебного Королевства, воплощенного в известном мультфильме "Спящая красавица". Также Нойшванштайн стал прототипом замка Спящей красавицы в Парижском Диснейленде.

Он действительно сказочный. Едешь в подножиях Альп, и вдруг вдали на скале появляется маленький белоснежный замок — плод фантазии баварского короля Людвига Второго. Замок построен в конце XIX века в неоготическом стиле, он полон музыкальных, литературных и мифологических аллюзий и аналогий. Постройкой этого и еще двух замков Людвиг истощил казну, за что был признан сумасшедшим и умер при невыясненных обстоятельствах.

Сейчас замок является музеем, посещение возможно только в составе группы с аудиогидом, в том числе на русском языке. Группы формируются сотрудниками музея, билет на определенную дату и время лучше забронировать заранее на сайте замка. Наверх к замку от стоянки и кассы можно подняться на автобусе, пешком или в повозке с лошадьми.

На обратном пути мы остановились пообедать в придорожном заведении (Gaststaette). Местные дядьки в тирольских шляпах, официантка в баварском платье и очень большие и вкусные порции. Ну и пиво, конечно, — более прекрасного завершения нашего путешествия трудно было желать.

Наутро мы сдали машину в аэропорту Мюнхена и с подарками и сожалением улетели в Москву.

Магазин в МюнхенеИтак, краткое резюме. Дороги замечательные, во Франции похуже, чем в Германии, но все равно хороши. В Германии часты ремонты, собирающие большие пробки, но наша Аленка посильно обвела нас вокруг этих пробок. Водители вежливые, пропускают, притормаживают и вообще ведут себя по-человечески. Дорога не утомляет, да и перегоны у нас были небольшие, за исключением последнего.

Еда вкусная, порции большие. За рулем можно немного выпить.

Повсюду цвела липа, и этот дивный запах гармонично дополнял наше путешествие.

Ощущения перенасыщенности городами и впечатлениями нет, осталось послевкусие сказки и огромное сожаление, что эта сказка уже закончилась...

К содержанию

Финансы

Для тех, кому интересно.

Авиабилеты — по акции 4100 рублей, без акции — 6000 рублей. Это туда (Москва-Дюссельдорф) и обратно (Мюнхен-Москва).

Гостиницы — от 2 до 4 звезд, стоимость номера в сутки за двоих от 45 до 69 евро. Завтраки иногда входили, иногда нет. Завтраки — 7-12 евро.

Автомобиль Фольксваген Туран — 680 евро. Сюда вошли арендная плата, страховка без франшизы, наличие второго водителя (40 евро), плата за возврат в другой точке. Стоянка в городе — от 3 до 7 евро за все время стоянки (несколько часов). Стоянка у гостиниц — от 0 до 8 евро в сутки. Бензин — два полных бака, один раз 60 евро, другой — 80 евро.

Еда — 10-20 евро на человека за один прием пищи. Это с вином или пивом.

Покупки, сувениры и подарки — по желанию.

Итого я потратила примерно 1100 евро на все.