Как мы, взрослые, разговариваем с детьми? Какие слова и фразы используем? Порой наша речь смешна, порой обидна и не всегда понятна детям. Уважаемые взрослые, давайте последим за собственной речью, и будем говорить так, чтобы дети нас понимали.

Ужасы взрослого лексикона, или Про напрасное красноречиеПомню, что я, будучи ученицей младших классов, не всегда понимала, о чём говорили учителя. Например, одна учительница нам часто повторяла: "Ваше поведение было неудобоваримым!" Выслушав в очередной раз эту фразу (а повторяла она её очень часто!), я, будучи первоклассницей, обычно размышляла над её содержанием: "Неудобоваримо — это плохо или хорошо?" И мне почему-то представлялась эта наша учительница в фартуке и с поварешкой в руке, колдующей что-то над кастрюлями или у себя дома на кухне, или в школьном кабинете домоводства.

Другая учительница, видимо (как мне уже стало понятно много позже) , имея в виду некоторую грубость и излишнюю заносчивость того или иного ученика (то, что дети называют "воображуля"), часто говорила так: "Он (ученик) прямо-таки возвёл себя на пьедестал, вознёс свою драгоценную личность до небес так, что к нему и на козе не подъедешь". Наверное, я была не слишком сметливой первоклассницей, т.к. мой мозг никак не мог расшифровать смысл этого речевого сообщения учительницы. Слово "возвёл" я понимала, как "этот мальчик вёл себя каким-то особым образом". Слово "вознёс" подсказывало мне, что он при этом что-то куда-то "нёс". А, может быть, и "унёс" совсем. Но причём тут несчастная коза, на которой наша учительница почему-то должна была куда-то ехать и, по всей видимости, так и не доехала, судя по её недовольному тону и громкости высказывания, я решительно не понимала. Ещё мне тут виделась "коза рогатая", которая периодически приходила "за малыми ребятами", чтобы жестоко их забодать. В общем, тот мальчик и домашнее животное с рожками мне как-то особенно запомнились.

Другой пример из той же серии "козьих" или, я бы даже сказала, "козлиных" высказываний взрослых был такой. Одна наша учительница часто повторяла слова: "Сделал козью морду!" Если, например, ученик не выполнил того, что было задано на дом, или не смог повторить то, что только что объясняла учительница в классе, или каким-то образом её подвёл и расстроил, "добрая учительница" тут же вставляла в свою эмоциональную речь любимое образное выражение: "Я ему (ученику) это битый час объясняла, а он мне на следующем уроке козью морду сделал!" Или: "Я её (ученицу) об этом попросила, а она мне в ответ козью морду сделала!" Я внимательно наблюдала за своими одноклассниками, но ни разу не заметила, чтобы кто-то из них строил той оскорблённой учительнице рожицы. "Может быть, они такое вытворяли с ней наедине, чтобы никто другой этого не видел?!" — рассуждала я. Но долгое время для меня оставалось тайной, как и когда мои одноклассники корчили рожи, в частности, "козьи морды", нашей учительнице, изображая у неё на глазах молодых козликов и козочек.

А другая учительница постоянно повторяла такую фразу: "А ты ему / ей (имелось в виду ученику / ученице) хоть кол на голове теши!" Сейчас-то я знаю значение глагола "тесать". Но в младших классах я его не знала. И, наверное, поэтому глагол "теши" в быстрой речи учительницы мне слышался как "чеши", начальная форма — "чесать". У слова "кол" я тогда знала лишь одно значение — "самая низкая и позорная школьная оценка", другими словами — "единица". А ещё из моего школьного опыта я знала, что в конце особо важных заключительных уроков по той или иной теме учительница перед звонком раздавала нам, ученикам, особенно хорошо работавшим в классе и отвечавшим всё правильно, большие "пятёрки" и "четвёрки" красного цвета, вырезанные из плотного картона и размером с ладонь. И когда я слышала таинственную фразу учительницы про "кол", который она, видимо, собиралась дать неуспешному ученику, моё воображение рисовало большую картонную "единицу" чёрного цвета, которая должна была непременно оказаться на голове моего нерадивого одноклассника. Только я никак не могла понять, что именно собирается делать учительница с картонным "колом" чёрного цвета на голове ученика — либо почёсывать сам "кол", либо расчёсывать-начёсывать-причёсывать этим картонным символом неуспешности учения голову бедного ребёнка, что, наверное, является страшным наказанием и позором.

А другая учительница на своих уроках часто повторяла: "Это — фантасмагория какая-то!" Я тогда не знала этого сложного длинного слова. Я думала, что "Фантасмагория" — это имя собственное. Так зовут женщину. И эта женщина — сестра Фантомаса. И, наверное, она откуда-то с гор. Ведь Фантомас в знаменитом кино в горах прятался. Но почему учительница всё время упоминала сестру известного киноперсонажа, и что общего она имеет с нашими уроками, я никак не могла понять.

Следующим выражением взрослых, которого я не только не понимала, но и которое меня изрядно пугало, была безобидная для взрослых фраза: "Дурная голова рукам (ногам) покоя не даёт". В детстве мне, видимо, очень много читали разных сказок и историй. Вероятно, среди них было что-то и об отдельной голове, которая вела совершенно самостоятельную от тела жизнь. Помните "Голову профессора Доуэля" Александра Беляева и говорящую голову из сказок Пушкина? Почему-то каждый раз, когда я слышала выражение "Дурная голова рукам (ногам) покоя не даёт", я никак это не связывала с собственной головушкой. Нет, мне представлялась некая отдельная от туловища человеческая голова, закреплённая каким-то образом на холме канатами, колышками, ремнями и верёвками. И голова эта дурная зорко следит со своего холма за маленькими детишками, не давая им тем самым ни минуты покоя. Иногда мне такие "дурные головы" даже снились во сне.

Были и другие фразы взрослых, которые я в детстве не понимала. Вот некоторые из них.

  • "Нерадивый ученик" — т.е. это ученик, который ещё не родился. Но как же так — вот ведь он здесь, рядом со мной, сидит.
  • "Безапелляционное заявление". Слово "аппеляция" в моей детской головке путалось со словом "операция", означающим что-то страшное, медицинское, непременно с кровью и врачами вокруг. И тут вдруг больной, испугавшись всего этого, сбегает из больницы, т.к. он не хочет операцию, он боится её и заявляется домой без всякой операции. Я думала, что "безапелляционное заявление" (мне слышалось "безоперационное заявление") — это плохо, т.к. врачи все равно потом придут или приедут на скорой помощи за сбежавшим из больницы пациентом, и он снова окажется на операционном столе.
  • "Кто бы говорил!" Эту фразу я воспринимала как предложение, состоящее из двух компонентов: подлежащее "Ктобы", что, вероятно, было именем человека, и сказуемое "говорил". Я долго не могла понять, кто на самом деле этот таинственный "Ктобы", который почему-то всё время что-то говорил, но лично я его никогда не слышала и этого товарища "Ктобы" ни разу не видела.
  • "Из рога изобилия". Я это понимала, что кто-то изрыгает из своего рта какое-то "билие". Тошнит, наверное, человека. И рвёт его сильно. И рвотная масса выходит из его рта сплошным нескончаемым потоком. Я почему-то представляла себе именно дяденьку. Странно, как будто тётеньку тошнить не может.

Ужасы взрослого лексикона, или Про напрасное красноречиеПочти философская рассуждалка: Если у нас, взрослых, в разговоре с ребёнком не хватает терпения, умных аргументов и логичных объяснений, то мы компенсируем нехватку эту громкостью своего голоса, грозностью тона, а ещё грубостью слов и даже ругательствами, что является невротическим общением в чистом виде.

Вот так взрослые порой разговаривают с детьми, и так дети их, этих красноречивых взрослых, понимают. Но эти взрослые упорно продолжают и продолжают повторять детям свои и чужие перлы, упиваясь собственным, как им кажется, красноречием. Они ведь уверены в том, что повторенье — мать учения. Но ведь умное повторение — мать учения, а не бездумное и безумное повторение. И вообще нечего бедным детям сто раз на дню повторять про "дурную голову" и "чесальный кол"! А то вместо красноречия получается черноречие, а вместо нормального общения — общение невротическое. Подумайте об этом на досуге, уважаемые взрослые!

Просто пожелание: В родителях всё должно быть прекрасно: и душа, и дело, и слова, и мысли! Следите за душой, делами, словами и мыслями, уважаемые взрослые!

Ещё одно пожелание: Уважаемые взрослые! Пусть в вашей речи всегда присутствует белоречие. И, по возможности, совершенно отсутствует черноречие!

Продолжение следует...