За окном сумеречно: в феврале в Москве рано темнеет. В ярко освещенных окнах виднеются фигуры учеников за партами. На полтора часа умолкли мелодичные школьные звонки - в Ломоносовской школе идет самоподготовка...

Я иду по пустынным коридорам школы и представляю, как через несколько минут все здесь оживет, мир наполнится звуками и красками - замелькает пестрый калейдоскоп удивительных открытий, путешествий и приключений. И пока не засигналят под окнами школьные автобусы, развозящие ребят по домам, юные художники будут расцвечивать радугой холсты, на татами будут отрабатываться трудные приемы, а в танцклассе будет звучать ритмичная музыка. Это время, когда в школе правят Музы.

У каждой школы свое лицо, свой характер. Есть свой почерк, стиль и у Ломоносовской школы: ее жизненные векторы смещены в сторону науки, образования, развития интеллектуальных способностей учащихся. Десятичасовой "рабочий день" ломоносовца, на первый взгляд, разделен непропорционально: шесть-семь уроков, часовая прогулка на свежем воздухе, самоподготовка, а в остатке - полтора часа кружковой и клубной работы. Как сделать, чтобы этот "остаток" сумел достичь воспитательных целей и выполнить социальный заказ родителей?

В Ломоносовской давно поняли: только на основе личностно-ориентированного подхода. Совместные действия работников воспитательной и психологической служб помогают ребенку и родителям сориентироваться в разнообразии кружков - а их в школе более двадцати, отдать предпочтение тому или иному виду досуговой деятельности. Ведь как порой думает иной родитель: "Если из тебя не выйдет Айвазовского, то и времени нечего тратить, займись-ка ты лучше математикой!" Консультация психолога здесь просто необходима: объяснят, что типов интеллекта - великое множество, что, наряду с логико-математическим, у ребенка может быть развит музыкально-ритмический, телесно-двигательный или межличностный тип, а переключение с одного вида деятельности на другой перегруженному школьной программой ученику просто необходимо.

Благодаря личностному подходу "мотивированные" Айвазовские из Ломоносовской ваяют шедевры в изостудии. Юнкоры выпускают газету "Ломоносовец", а те, кто решил стать профессиональным журналистом, руководят школьным пресс-центром и готовятся к Всероссийскому конкурсу школьных периодических изданий.

Любовь к спорту, подвижным играм объединяет и профессионалов, и любителей во всех классах. Достижения наших футболистов, баскетболистов, теннисистов и пловцов, воплощенные в меди и бронзе кубков, украшают фойе школы. С этого года наши сборные команды сопровождают специальные группы болельщиц-девчонок, занимающихся в спортивной студии чарлидинга. А недавно на флагштоке Московской ассоциации карате-до появился флаг с логотипом Ломоносовской школы.

"Вы любите театр? Вы любите театр так, как любим его мы?.." Этот классический монолог можно продолжать без единой ремарки, и это будет абсолютной правдой. Актеры театральной студии "Жанр" - самые узнаваемые люди в школе.

Студия эстрадного вокала - настоящая фабрика звезд Ломоносовской школы. Репертуар юных певцов разнообразен: от романсов до эстрадных хитов. Ведь концертной площадкой может быть открытый урок литературы, встреча с ветеранами, дискотека.

Каждый десятый ломоносовец прекрасно играет на гитаре, - это самая посещаемая музыкальная студия. А в кружке "Золотые руки" мальчишки не наблюдатели, а настоящие мастера-флористы, конструкторы, вышивальщики - не хуже девчонок!

Мир увлечений наших ребят безграничен. Может, поэтому из перспективных целей воспитательной работы строка "всестороннее развитие личности" уже сейчас воплотилась в образе сегодняшнего ломоносовца?

"Любая деятельность должна иметь образовательный характер, - этой позиции научный руководитель Ломоносовской школы, д.п.н. М.А Зиганов придерживается четко. - Если экскурсия, воспитательное мероприятие, кружковая работа не обучают, не развивают интеллектуальных и личностных качеств, не создают посылов для самоосознания себя как Человека, - их не стоит проводить. Кроме бесполезности, умноженной на количество бесцельно потерянных минут, такие действия просто вредны".

Может, поэтому в альбоме выпускников можно прочесть такие строки: "Когда училась, думала, что после уроков мы просто развлекались. Только сейчас понимаю, что самое продуктивное обучение жизни шло как раз через наши увлечения-развлечения. Я очень благодарна за это моей любимой Ломоносовской..."

Дни открытых дверей:
21 февраля - школа-пансион;
29 февраля - дошкольное отделение;
27 марта - дошкольное отделение, средняя и старшая школа;
10 апреля - школа-пансион.

www.lomon.ru