Содержание:

Можете ли вы припомнить коллегу, который утверждает свой авторитет тем, что кричит и всячески давит на людей? А есть ли в вашей команде полная его противоположность — человек, который всегда выполняет то, что хотят другие, часто извиняется и очень редко высказывает свое мнение? Если представить эти две крайности, то «ассертивность» и «ассертивное поведение» окажутся примерно посередине между ними.

Уверенность в себе: как повысить самооценку? Тест и 6 советов

К содержанию

Что такое ассертивность

Невозможно не заметить шумного, агрессивного, стремящегося к доминированию человека, но нельзя оставить без внимания и постоянно извиняющегося тихоню. А вот уверенный в себе человек, который спокойно добивается своего, часто менее заметен. Он делает свое дело так, чтобы получить результат, но не привлекает к себе внимание, не конфликтует с остальными и не суетится. Как у него это получается? Сильная сторона ассертивности заключается в ее основной идее: все мы имеем равные права и должны с уважением относиться к себе и другим людям. Именно такое отношение, перенесенное на ежедневное взаимодействие с коллегами, клиентами и обществом, дает столь хороший эффект.

Понятия «ассертивность» и «агрессивность» по-прежнему часто путают. Однако это разные вещи. Ассертивностью называют умение высказывать свое мнение и выражать свои потребности спокойно и эффективно, демонстрируя при этом уважение к себе и своим собеседникам (именно здесь и кроется отличие). Таким образом, главным и неотъемлемым элементом ассертивного поведения является взаимное уважение.

Ассертивность характеризуется не каким-то особым поведением, умными фразами или специальными тактическими приемами. Ассертивность — это ваше отношение; то, как вы воспринимаете окружающий мир и других людей. Если отношение правильное, то остальное приложится само собой.

К содержанию

Уверенность в себе: тест

Как часто вы чувствуете, что уверенно, четко и внятно общаетесь с людьми? Вот небольшой тест, который поможет вам оценить свой уровень ассертивности на работе.

Оцените, в какой степени вы согласны или не согласны с каждым из утверждений теста.

1 — полностью согласен
3 — скорее согласен
5 — ни то, ни другое
7 — скорее не согласен
10 — полностью не согласен

Ответы должны отражать, как вы обычно себя ведете большую часть времени в типичных рабочих ситуациях. Не задумывайтесь над ответами слишком долго. Ваша первая реакция, скорее всего, самая верная.

  • Мне порой трудно выступать на деловых встречах и высказывать свое мнение.
  • На работе мне сложно отказывать в просьбах.
  • В работе мне помогают жесткость и бескомпромиссность.
  • Зачастую я позволяю другим добиваться своего, даже когда это не в моих интересах.
  • Я чувствую себя неловко, высказывая свое мнение на встречах с коллегами.
  • Я извиняюсь чаще, чем мне того хотелось бы.
  • Хороший способ получить то, что я хочу, — заставить других чувствовать себя виноватыми.
  • Коллеги воспринимают мои действия как должное чаще, чем мне того хотелось бы.
  • Мне легче намекнуть, чем прямо попросить то, что я хочу.
  • Я скорее отступлюсь, чем буду спорить с коллегой.

Запишите столбиком свои оценки. Суммируйте баллы и запишите результат. Теперь определите свой уровень ассертивности по следующей шкале:

86–100 — ассертивен практически всегда,
61–85 — ассертивен большую часть времени,
26–60 — ассертивен иногда,
10–25 — практически не ассертивен.

Вектор всех утверждений был одинаковым, так что фразы, получившие наименьшее число баллов, показывают те области, в которых вы действуете наименее уверенно. Если какое-то утверждение получило 10 баллов, то, вероятно, в этих ситуациях вы действуете наиболее уверенно и спокойно.

Уверенность в себе: как повысить самооценку? Тест и 6 советов

К содержанию

Как стать более ассертивным: 6 способов

Для начала поставьте себе цель проявлять большую ассертивность в ситуациях, с которыми вы справляетесь легко. К более сложным ситуациям, например к взаимодействию с трудным в общении коллегой или вашим непосредственным руководителем, переходите, когда почувствуете себя готовым.

Итак, шесть основных способов стать более ассертивным на работе:

  1. Помните о своих правах как члена команды и просто как человека.
  2. Осознавайте свои потребности.
  3. Искренне уважайте себя.
  4. Искренне уважайте других.
  5. Будьте открыты и честны с другими.
  6. Умейте идти на компромисс.

Рекомендации выглядят просто и очевидно, не правда ли? Тем не менее их трудно выполнить, особенно если в прошлом был опыт, существенно пошатнувший вашу веру в себя, например:

  • критика со стороны руководителя, коллеги, команды, вашего наставника или учителя;
  • общение с чрезмерно критичным партнером, строгими родителями или братьями и сестрами;
  • ваш невысокий прежде культурный уровень или социальное положение;
  • неприятные последствия высказанного вами мнения.

К содержанию

Четыре типа поведения людей с низким уровнем ассертивности

Недостаток ассертивности порой серьезно влияет на взаимодействие с людьми, с которыми вы общаетесь ежедневно, и одновременно на вашу уверенность в себе, самооценку и восприятие себя как личности.

Перечислим четыре типа поведения, характерного для людей с низким уровнем ассертивности.

  1. Агрессивный. Человек раздражен, груб, ведет себя шумно, оскорбляет других, угрожает, высокомерен, вызывающе агрессивен, старается доказать, что он лучше других, высмеивает окружающих, безапелляционен, не прислушивается к мнению коллег, настаивает на собственной правоте.
  2. Самоуверенный или высокомерный (умеренная агрессия). Для этого человека не существует проблем. Он шумный, всегда и все знает лучше других, полон идей, все время перебивает коллег, умеет поставить соперника в неловкое положение, знает всех.
  3. Манипулятор (непрямая агрессия). Такой человек добивается своего, заставляя коллег чувствовать себя виноватыми или прибегая к детскому поведению. Плетет интриги, часто пребывает в плохом настроении, прибегает к сарказму и грубости.
  4. Пассивный. Этот человек предпочитает общаться намеками, придумывает оправдания, не может сказать «нет». К нему часто относятся как к мальчику на побегушках и «тряпке». Ему сложно принимать решения. Он поддается чужому влиянию и не может сказать, чего хочет сам. Все время извиняется и ставит своих коллег и клиентов выше себя.

В следующий раз мы расскажем о том, как научиться говорить «нет».