Так уж заведено в нашей семье, что образованию мы уделяем особое внимание. Сколько себя помню, мама всегда со мной занималась, водила в театры, музеи, я посещала кучу кружков. Даже когда уехала в другую страну учиться в институте, параллельно я постоянно посещала какие-то курсы и факультативы. И когда родилась моя доченька, мне хотелось научить ее всему и сразу! Но, как известно, всему свое время! А тем более, если ребеночек рождается с какой-то травмой или другими проблемами, связанными со здоровьем — ему нужен особый уход и желательно без особых нагрузок. Но мы ко всему подходили творчески, с любовью и нежностью, и с особым терпением.

Что бы я ни делала, находясь рядом с малышкой, я обязательно все проговаривала, комментировала все свои действия. Мы слушали классическую музыку еще тогда, когда я была беременна, а после рождения дочки музыка почти всегда и везде была с нами. Если не было возможности включить диск и т.п., мамочка всегда напевала своей крохе. Мне даже пришлось выучить кучу детских песенок, особенно колыбельных, а иногда приходилось петь любимые стихи. Это очень успокаивало доченьку. А под музыку Моцарта и Вивальди она замирала и что-то гулила.

Так как первые месяцы большую часть времени мамочка проводит с ребеночком в основном за одним занятием — кормлением грудью, то и здесь мы не теряли ни минуты. Я поглаживала спинку, ручки, ножки малышки, массировала каждый пальчик, расслабляя мышцы, зажатые гипертонусом.

Когда Софийка все начала хватать ручками, я старалась давать ей различные по фактуре предметы. В резиновые шарики (желательно, чтобы были разные по цвету и окрашены нетоксичной краской), мы насыпали разные крупы: гречку, горох и мелкую соль/соду. Получились интересные мячики, развивающие тактильные качества ребенка. Софийке больше всего нравился шарик с гречкой. Только такие игрушки давайте ребенку под присмотром взрослых (мало ли что)! В ход шли шуршащие бумажки, различная ткань. В общем, мы трогали все! Самой любимой погремушкой была прозрачная 0,5 л пластиковая бутылка, которая заполнялась, то пластмассовыми шариками, то палочками, то просто фасолью. А еще одну такую же бутылочку мы заполнили водой и запустили туда рыбок, вырезанных из цветной фольги. Но эта игрушка нас заинтересовала в 4-5 месяцев.

Мы очень много читали. Сейчас такой хороший ассортимент книжек для самых маленьких, что я даже завидую малышам. А когда дочка научилась хорошо держать голову и предметы ручками, она сама "читала" книжки. Вообще, у нее была страсть к книгам. Я никогда не проходила мимо книжного, всегда покупала что-то новое для малышки. Но была пара книжек, которые мы зачитывали до дыр, особенно стихи А.Барто "Игрушки" — их все детки любят. Софийка даже повторяла их за мной, только научившись издавать отдельные звуки.

Когда малышка стала самостоятельно сидеть, мы начали рисовать. Садились на большой ватман, и мазюкали ладошками (а иногда и пяточками) по всему листу. Это такой эмоциональный и энергетический заряд для ребенка! А потом ведь еще веселее — можно идти купаться, что мы обожаем делать! Как только в руках оказывался карандаш — мы рисовали на всем, что попадется. Поэтому пришлось развесить на стенах белые листы, и таким образом отучать художника рисовать на стенах. Хотя наша бабушка разрешала внученьке все и запретила отбивать творческий порыв у ребенка. Поэтому в коридоре у нас вскоре появилась галерея абстракционизма Софии.

Очень хорошая "отвлекалка" для детей — складывать в пластиковую бутылку мелкие предметы. У нас это шло в ход во время еды, т.к. ели мы очень плохо. Ещё хорошо развивает мелкую моторику собирание фасоли (риса, гороха, чечевицы) и перекладывание из одной посуды в другую. Но этим мы занимались на кухне на полу с 10 месяцев. Там же происходили эксперименты с водой. Мы переливали водичку из баночки в тазик (и обратно), собирали водичку губкой, ложками. Очень любили делать зарядку для пальчиков: "Мы капусту рубим-рубим, мы морковку трем-трем, мы капусту мнем-мнем, мы капусту солим-солим" и т.п.

Прочитав про методику Г.Домана, я тоже наделала всевозможных карточек на разные темы (цифры, числа, овощи-фрукты, цвета, животные, буквы, геометрические фигуры). Изготовлением карточек мы тоже занимались вместе.

К 1,5 годам мы знали все цвета, счет до 10, овощи, фрукты, многих животных, некоторые звуки/буквы. Настал период различных пазлов, игр-малышек. Оказалось, моя дочь, очень любит такие вещи! Я даже пару таких игр сама сделала. На большом ватмане нарисовала на одной половине огород, а на другой сад. К нижнему краю ватмана приклеила кармашки с изображением соответствующих фруктов и овощей. А из цветной бумаги вырезала эти самые овощи/фрукты. А потом мы по очереди вытаскивали из мешочка цветные творения, и ребенок должен был правильно разложить все по кармашкам, заодно определяя, что это — фрукт или овощ. Эту игру мы освоили к 2 годам. Так же можно делать и с животными — домашние/дикие.

А когда мы осваивали буквы, то играли в игру "Слово начинается с буквы". Мы кидали друг другу мячик, и по очереди-то я, то дочь — называли слова, начинающиеся на определенную букву. Надо сказать, что когда мы учили буквы, то у нас было несколько этапов. Сначала я просто показывала буквы и называла их (по звуку). Когда малышке уже были знакомы все буквы, и она даже могла сама назвать некоторые, то я приступила к другому упражнению. Я писала на листке букву и слова, которые начинались на эту букву. Сначала 3 слова, следующий раз прибавляла еще одно и т.д. Все зависит от способностей ребенка, кто-то осваивает больше информации, кто-то меньше. А потом эта игра перешла на мячик, и дочка сама называла уже знакомые слова, а я каждый раз прибавляла пару новых. Эта игра у нас до сих пор любимая.

А после 3 лет мы еще играли в игру "Сыщики" Во время прогулки ведем поиск какой-либо буквы — в текстах, на различных вывесках, в объявлениях, на баннерах. Со счетом у нас тоже были всевозможные игры. Мы считали все и везде. Я сделала 2-3 экземпляра карточек с цифрами, сначала от 1 до 5 (потом прибавляла по одной цифре). Все это укладывалось в коробку, рубашкой кверху. А на столе рассыпали фасолинки. Еще можно сделать дорожку в клеточку, по которой будут идти зверушки (мы брали из "Киндер-сюрприза"). Достаем из коробки наугад карточку с цифрой и собираем такое же количество фасолинок. Если правильно собрали, можно перейти на следующую клетку. А в конце считаем, у кого больше фасоли, сравниваем, чья кучка больше. Или выложим их в ряд и смотрим, чей ряд длиннее. В общем, у нас много игр в запасе.

А больше всего мы любим танцевать! Мы включаем уже знакомую с рождения (и даже до рождения) классическую музыку, надеваем красивые платья и танцуем! То как снежинки, то как осенние листья, то как принцесса на балу, то как зверушки в лесу. Дочь иногда комментирует музыку: "Мама, это гром гремит! Сейчас дождь начнется, мы будем с зонтиками бегать!" Или: "Мама, это ветер подул! Сейчас листочки с деревьев упадут. Давай кружиться!"

Конечно, каждой мамочке хочется научить своего ребеночка чему-то особенному, чтобы он был самым лучшим, самым умным. Но главное — все делать с любовью, особым вниманием и нежностью, быть всегда рядом, всегда вместе! Желаю каждому родителю огромного терпения и успехов во всех начинаниях! А еще крепкого здоровья Вам и Вашему чаду!