Пролетело лето... Но окном еще сухо и солнечно. И моей доченьке совсем не до чтения... Рано утром она отправляется в садик, а после - на занятия танцами, рисованием, хор и другие важные для папы с мамой мероприятия... И только когда становится совсем темно, мы возвращаемся домой. Сил уже ни на что не остается и после вечерней ванны Диана сама выбирает с полки какую-нибудь книжку потолще, уютно устраивается в кроватке и читает, читает... Сказка, наверное, помогает ей отключиться от событий плотно занятого дня и снять остатки стресса. А кто скажет, что наши дети его не испытывают?

На этой неделе она читает толстенную "Золотую книгу сказок. Мы имеем счастье послушать, как Диана читает нам сказки вслух... И удивительно - все негативные стороны сказочных героев кажутся нам разумными и оправданными, так завораживает нас живое чтение.

Как многие "продвинутые" мамочки, с самого рождения долгожданной дочки я боялась упустить что-то важное в ее развитии. Еще когда она агукала в кроватке, я лихорадочно скупала книжные новинки о развитии детей. Несмотря на то, что содержание книг часто противоречило друг другу, я прочитывала их от корки до корки и все больше впадала в панику - не успеем! Начитавшись Никитиных, еще до рождения доченьки, я наивно представляла, как буду ее закаливать - водить босиком по снегу, укладывать спать в холодном помещении и ни в коем случае не перекармливать. Разумеется, как только мы оказались дома, все было тут же забыто. Особенно по поводу кормления и одевания. Но какой-то бес в глубине души шептал мне: "Ты не сделала дорожку для ползания по Доману, ты не нарисовала тысячу карточек, ты еще не учишь малышку плавать в ванной, ты не носишь ее в перевязи-слинге поближе к своему сердцу...". В такие минуты чувство вины вытесняло все остальные чувства и хотелось немедленно все это начать. Хотя бы с понедельника.

Ничего-то я не успела. В шесть месяцев я заставила папу сделать карточки с английскими и русскими словами и обшить их полиэтиленом. Разумеется, ребенок оказался умнее меня - Дианка просто засунула карточку в рот. Так и точила зубки, пока не прорезались.

Потом я купила школьные плакаты: "Садовые цветы", "Животные Африки", "Домашние животные", "Рыбы" и какие-то еще. И поочередно развешивала над дочкиной кроваткой. Соседка-учительница, всю жизнь проработавшая в школе, сказала, что комната стала похожа на школьный класс. В результате на мой настойчивый вопрос: "Где коза?" в конце своего первого года жизни Диана с важностью тыкала пальчиком в искомое животное на плакате. И зачем ей нужна была эта коза?

Я изучала книжки Домана, Никитиных и кого-то еще и постоянно надоедала занятому мужу схемами детских тренажеров, без которых, по моим тогдашним понятиям, ребенок обречен быть неразвитым. Хорошо, что у него было мало времени. Он ограничился тем, что установил спортивный комплекс, который у нас давно пылился на антресолях.

С полутора лет я мучила дочку тем, что показывала буквы и цифры. Я добилась своего - увидев, скажем, букву "А", она уверенно ее называла. Я скупила все книжки из довольно бестолковой серии "Медвежонок Миша", и мы изучали картинки. Сохранилась видеозапись, как двухлетняя Диана читает азбуку и называет буквы. Ах, как это было трогательно...

На этом обучение чтению застопорилось. Слоги упорно не хотели складываться. А кубики Зайцева как-то далеки от нашей провинции. Ходили, правда, слухи о некой супер-преподавательнице где-то в дальней части города, которая за месяц учит ребенка читать по Зайцеву, но потом называлась необходимая сумма... В общем, о кубиках пришлось забыть. Наконец в Интернете я нашла заготовки для кубиков в формате Word. Нашла, скачала и...

Я действительно собиралась их сделать, но тут выяснилось, что скоро у доченьки появится братик или сестричка и нам уже не до кубиков. Выручил папа. Он принес CD с "Азбукой" и начал обучение. Точнее, учил вовсе не папа, а смешной заяц. Так Диана начала "работать" на компьютере. В неполных три года. На стул ей подкладывали две диванные подушечки. Когда, оглушенная наркозами, я вернулась с Сашей домой, Диана решила показать свои умения. Она уселась за компьютер уже только на одну подушку, совершенно правильно ткнула в нужные кнопки, загрузила компьютер и запустила CD-раскраску. Что-то такое она там делала, я не помню. Помню только, что в тот момент я сидела и думала, что я этого делать не умею. Но мой продвинутый ребенок в свои три года и три месяца по прежнему почему-то не читал. "Как же так! - говорила я, - так и не научится читать? А современные школьные программы такие сложные... Не успеваем!". И я взялась за дело.

Во-первых, я перестала, показывая Диане буквы, произносить названия букв. Теперь мы проговаривали ЗВУКИ. Не "Бэ", а "Б", не "Мэ", а "М". Соседка-учительница, глядя на такие успехи, просто умилилась и подарила нам хитрую табличку для обучения чтению и тетрадку с методическими материалами. А также дала пару полезных советов.

Самое ценное, что было сделано (это во-вторых) - мы разобрались, чем отличаются гласные и согласные. Гласные умеют петь. И мы запели: "А-а-а-а", "О-о-о-о"... А вот бедняжки согласные - не умеют: "Д-д-д-д". Как же им помочь? А очень просто - если гласная возьмет за ручку согласную, они смогут петь вместе: "Ма-а-а", "Ля-я-я"... Как только Диана поняла принцип слогообразования, я подсунула ей распечатки-заготовки будущих кубиков. Пропечатаны они были плохо, и я разрешила ей их раскрасить красками. Она раскрасила, как могла, а потом, даже не спросив разрешения, вырезала каждый слог отдельно детскими ножницами. Она у нас девица самостоятельная. А раз уж слоги вырезаны, остается их только все прочитать и сложить из них слова. Через несколько дней Диана уже читала слова. Тогда-то и понадобились книжки с большими буквами. "Курочка Ряба", "Репка", "Теремок"... Дальше покатилась лавина прочитанных строчек, текстов, книжечек и книг. Девочка читала и читала. А прочитав, пересказывала. Однажды во время обеда Диана важно сказала: "Вы ешьте, а я вам почитаю". Она уселась, раскрыла книжечку и гордо начала читать рассказик Льва Толстого о злом хозяине, которого убил слон. Эту интересную историю она читала нам несколько дней подряд. В последний раз мы уже задыхались от смеха, но изо всех сил делали серьезный заинтересованный вид.

Что имеем мы теперь? Конечно, меня распирает от гордости, когда в гостях Диана в свои четыре года демонстрирует беглое чтение толстой книги, взятой с полки наугад, или поет с экрана незнакомые раньше песенки, когда включена видеокассета с караоке. Но вот дома...

Она читает все подряд. Детские и взрослые книги. Сказки, журналы, газеты... Мои письма, когда я их набираю. Однажды ей попался сборник анекдотов, оставленный кем-то из знакомых. Диана раскрыла его и бездумно произнесла что-то про "лоха". Я быстро отвлекла ее внимание и подменила "Анекдоты" "Афоризмами" такого же формата. И моя девица продолжила чтение какой-то старинной заумной фразой. К тому же она не может уснуть, не почитав на ночь книжку. Сказки ей рассказывать теперь не нужно, она сама читает ту, что выберет. Да, это очень удобно. Но все чаще мне кажется, что я поторопилась. Мы словно потеряли кусочек той жизни, когда она была милым несмышленышем и, раскрыв рот, слушала мамины сказки на ночь. Теперь же, когда она почувствовала вкус к чтению, нам приходится затрачивать огромные усилия, чтобы оторвать ее от этого сладкого пассивного занятия.

К счастью, у моей дочки есть еще масса других увлечений: танцы, рисование, куклы, наряды, машинки, конструктор... Компьютер, наконец. Так что еще не все потеряно. И я совсем не занимаюсь с нею математикой, хотя мы купили целых два учебника для 1 класса. Боюсь только, что не удержусь и все-таки научу ее основам алгебры и геометрии.

Знакомые мамы очень завидуют и часто спрашивают, как нам удалось добиться ТАКИХ успехов. А собственно, каких? Я никак не могу понять, как именно чтение поможет ребенку стать счастливым, здоровым, успешным... Если вспомнить мое детство, раннее чтение только мешало занятиям и общению со сверстниками. Чтение о чужой жизни заслонило собой мою собственную жизнь. К тому же нужно ли ребенку ощущать свое мнимое превосходство перед не столь начитанными, но более приспособленными детьми? Пусть он читает поменьше, но действительно понимает смысл прочитанного в связи с окружающей его реальностью.

Теперь я начинаю немного понимать, что нашим родительским усердием часто движет обыкновенный страх перед кажущейся слабостью и беспомощностью наших малышей. Мы хотели бы, чтобы они стали самостоятельными как можно скорее, чтобы не беспокоиться за них. На самом деле мы беспокоимся скорее о собственном душевном комфорте. Но мы вошли в эту реку - стали родителями и никуда от этого уже не денемся. А дети пусть проживают каждый этап своей жизни в нужный им срок. Все нужно делать вовремя - не опаздывать, но и не спешить. И как хорошо, что дети в своем непослушании гораздо умнее нас - они делают то, что нужно им самим.

Я довольно рано научила девочку читать. Наверное, смогла бы научить и младшего ребенка. Но не буду. Я не буду торопиться с чтением, счетом, не буду сажать его так рано за компьютер. Всему этому он научится сам. С помощью сестрицы. О, как она прекрасно объясняет - кажется, у нее есть еще и педагогические способности. Так, вздохнем поглубже, не поддаемся, не форсируем события... Теперь я, не требуя особых успехов, делаю из нее художницу, танцовщицу и гимнастку, а потом... Потом она пойдет на фигурное катание и английский язык. В наше-то время без этого никуда!

Маленькая моя девочка, как же тебе не повезло с нами! Ты так стараешься соответствовать требованиям своих не в меру грамотных папы и мамы (да и бабушек с дедушками), так тянешься за нами, что в свои четыре и выглядишь, и ведешь себя на все пять-шесть лет... А мы, глупые, никак не сообразим стать обыкновенными нормальными родителями, для которых нужна только ты. Такая, какая есть - наша доченька.

Дина Трушина, trush@ugatu.ac.ru, ноябрь 2000.