Содержание:

Первое и самое главное - укрепление плечевого пояса. Это для тех детей, которые при письме горбятся, поджимают ноги под себя, подпирают голову, опираются на спинку стула или же опираются грудью на стол.

  1. Ребенок встает на корточки, на спину ему кладете кусочек пазла (или любую другую нетяжелую вещь). Ребенок несет это из одного конца комнаты в другой.

В чем главная мысль - ребенку со слабым плечевым поясом и спиной обычно сложно долго удерживать спину прямой. Он либо прогнет ее, либо выгнет. Наличие на спине предмета, который надо донести, удержит его от этого.

В таком состоянии можно, например, собирать несложный пазл. Каждый кусочек приносится отдельно. Можно класть на спину частички "Лего", набрать, скажем, 10, и потом построить из них что-нибудь. Начать можно с 4-5 "проходов" за раз.

  1. Стоим на четвереньках, по очереди поднимая ногу, руку, противоположные ногу и руку. Стараемся удержать равновесие, по счету (сначала, скажем, надо продержаться, считая до трех, потом постепенно можно добавлять).
  2. Рисунки на стене - ребенку дается лист бумаги и фломастер. Он рисует стоя, приложив лист к стене, придерживает его сам, второй рукой. Делать - сколько не надоест. Рисовать стоит простые вещи. При кажущейся простоте упражнения это не так просто делать долго.
  3. "Тачка". Ребенок встает на четвереньки, взрослый берет его за лодыжки и ребенок "идет на руках". Можно поставить по комнате кегли, которые ребенок будет сбивать. Сложное упражнение. Если ребенок явно прогибает спину - возьмите его не за лодыжки, а за колени, бедра и т.д. Еще один вариант "неправильного" выполнения - ребенок "складывается пополам", ягодицами вверх.

К содержанию

Укрепление большого и указательного пальца для правильного держания карандаша

Ребенок может или неправильно держать карандаш, или просто слишком слабо, или быстро уставать от письма, писать медленнее других. Кроме укрепления плечевого пояса стоит укреплять и сами пальцы. Правильная позиция пальцев при держании мелкого предмета (соответственно, ручки или карандаша) - большой и указательный палец должны образовывать кольцо.

Неправильные варианты:

  1. ребенок держит предмет двумя пальцами, большой палец прижат к внешней стороне указательного;
  2. фаланги пальцев не согнуты, а выпрямлены (обычно, это третья фаланга указательного или вторая фаланга большого, или и то, и другое).

К содержанию

Мои любимые упражнения

  1. Пластилин - очень хорош. Для начала полезно просто помять пластилин в руках, раскатать по-разному, раскатать, например, колбаску по столу или скатать шар двумя руками.

Ребенок со слабоватым тонусом в руках и плечевом поясе очень быстро начнет пользоваться весом тела для размятия пластилина - будет наваливаться всем телом. Так до сих пор делает моя дочь. Раскатывая шарик между ладонями, она тоже любит зафиксировать локти на столе, иначе быстро устает. В таком случае лучше не делать эти упражнения за столом, а посадить ребенка на табурет перед собой и показывать ему упражнение - катать шарик между ладоней, сделать это перед собой, над головой, сдавить этот шарик между ладонями, скатать между ладоней колбаску и т.д.

Проблема в этом случае такова, что ребенок перестает воспринимать это как игру, он начинает видеть в этом "упражнение". Надо найти пути "обставить" это как игру.

  1. Второе - "давим змею".

Из пластилина делается длинная колбаска. Кладется на стол или лист бумаги. Ребенок идет по длине "змеи" и сдавливает ее двумя пальцами - большим и указательным. При соединении этих двух пальцев они должны образовывать кольцо.

  1. Дождик. От куска пластилина отщипываются маленькие кусочки, наклеиваются на лист цветного картона в виде "капель дождя". Сверху рисуется тучка, рисунок готов!

Это особенно хорошо для более младших детей с низким уровнем самооценки в отношении рисования и ручного труда. Это те дети, которые не любят рисовать, клеить, делать поделки, и т.д. Результат выходит наглядный, простой.

Когда ребенок отщипывает пластилин - тоже стоит смотреть, что он делает это указательным и большим пальцем, и вместе они образуют кольцо.

  1. Пинцет - можно давать ребенку переносить небольшие предметы с помощью пинцета. Например, маленькие шарики из искусственного меха или небольшие бусинки.

Я люблю делать различные картинки с детьми, на лист цветной бумаги намазывается клей, ребенок берет шарики пинцетом и наклеивает их на лист картона. Пинцет берется тоже двумя пальцами - указательным и большим.

  1. Бусы - если манипуляции с пластилином и пинцетом еще сложноваты (требуется усилие), и ребенок не в состоянии выполнять их правильно (пальцы кольцом) - стоит спуститься на более низкий уровень и попытаться добиться правильного положения пальцев (то самое "кольцо") в нанизывании бусинок на проволоку, игр со спичками (скажем, складывать картинки из спичек и клеить на бумагу, это, кстати, можно делать и пинцетом). У меня удачно идет фасоль - мы делаем картинки из наклеенной на цветной картон фасоли - белой и коричневой, получается очень красиво и оригинально.

Упражнения на развитие мелких манипуляций внутри ладони. Есть два способа держания карандаша при рисовании и письме - динамичный и статичный.

Статичный - при рисовании и письме ребенок держит карандаш, фаланги пальцев неподвижны, основное движение происходит от запястья.

Динамичный - при письме/рисовании запястье неподвижно, двигаются фаланги пальцев. В идеальном варианте двигаются все фаланги, включая самые дальние (ближние к кончикам пальцев). Динамичный способ более "взрослый", должен появиться годам к пяти - пяти с половиной. Лет в шесть он уже желателен. В семь - необходим.

К содержанию

Упражнения для развития мелкой динамики внутри ладони

  1. Монетки. Дать ребенку в руку 3-4 монеты. Он должен, удерживая все монеты в ладони, выкладывать на стол ПО ОДНОЙ. При неразвитых манипуляциях монеты будут падать, так как ему будет сложно двигать одними пальцами, сжимая другие, и перекладывать монеты внутри ладони, не помогая другой рукой, телом и т.д.
  2. Фасоль - берется маленькая бутылка из-под колы. В нее набирается фасоль слоями - коричневая-белая. Получается очень красиво. Ребенок берет в руку по 3-4 фасолины, постепенно опускает их по одной в бутылку. Можно добавлять и третий слой - я добавила зерна хумуса (в России называется, по-моему, иранский горох или турецкий горох). Можно и просто горох, но лучше крупный. Ребенка поощрять опускать по одной, и чтобы фасоль не просыпалась.
  3. "Прогулки" по карандашу. Ребенок берет в руку карандаш (желательно длинный), берет его обычно, но за самый кончик, и старается одной рукой без помощи другой и, не кладя карандаш на стол, "дойти" до противоположного конца и обратно.

В общем, с любыми мелкими предметами можно играть по этому же принципу - несколько предметов на столе, ребенок собирает их по одному в ладонь, потом по одному же раскладывает. Начинать стоит с 3, иногда даже 2 предметов. Больше шести уже давать не стоит. Подойдут монеты, пуговицы, крупная фасоль, бусинки (не мелкий бисер).

Мы с дочкой занимаемся этим уже с месяц. Ежедневно по 5 минут по каждой "теме". Результаты уже есть - почерк заметно выправляется, в классе стала писать быстрее, больше успевает.

Александра (Ima), falafel75@yandex.ru.