Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста, прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, прочитай еще страницу".
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
Валентин Берестов

Я мама двух очаровательных дочек, старшей уже 7 лет, а меньшей всего 8 месяцев.

Меньшая, конечно, еще не знает буквы и не умеет разговаривать, но очень любит, когда ей читают детские книжки, любит их рассматривать и держать в руках. Ну и конечно, пошвырять книги и попробовать их на зуб тоже любит, не без этого, хорошо, что есть детские книжки на картонной основе, специально для начинающих чтецов.

Старшая с удовольствием учится в первом классе, читает гораздо лучше других учеников — техника чтения у нее — 122 слова в минуту. И удивляет учителя своей феноменальной памятью: на всех детских праздниках ей смело поручают читать наизусть самые длинные стихотворения и монологи. Я хочу рассказать о том, как моя старшая девочка открыла для себя мир букв и слов, научилась читать и полюбила книги в возрасте 3,5 года.

Свое первое слово "мама" мой ребенок сказал в возрасте 9 месяцев, в год она использовала в своей речи уже больше 20 слов, в 1 год и 10 месяцев мы выучили первое стихотворение ("Гуси гуси, га, га, га"). С книжками я познакомила малышку практически в первые недели ее жизни. Во время ее бодрствования я садилась возле кроватки и читала коротенькие детские стишки, песенки и потешки, показывала цветные картинки-иллюстрации. Надо заметить, дочке нравилось слушать веселый ритмичный мамин голос и разглядывать картинки. Кстати, у ребенка развито хорошее чувство ритма. Может быть, это результат прослушанных стихов в младенчестве? Она очень быстро схватывает мелодию песни или интонацию стиха и легко может повторить, хорошо ловит такт музыки в танце.

Немного позже над кроваткой вместе с погремушками я повесила вырезанные из цветного картона буквы, кусочки тканей разных цветов и фактуры — шерсть, шелк, вельвет. Я просто где-то прочитала о том, что тактильный контакт ребенка с различными поверхностями стимулирует развитие речи, памяти. Ну и, конечно, концентрирует внимание.

Когда малышка научилась самостоятельно сидеть, брать игрушки, нам пригодились мягкие кубики с буквами и маленькие картонные книжечки. Книжки я читала я своей дочке часто, по несколько раз в день. Любили почитать перед сном, после еды, во время прогулки на воздухе. Наряду с познанием букв и чтением сказок мы с удовольствием осваивали и развивающие игры — мячики, кубики, пирамидки, даже пробовали рисовать пальчиковыми красками и регулярно с удовольствием проводили гимнастику на фитболе.

Примерно к ее полутора годам я купила магнитную азбуку и прилепила буквы на дверь холодильника в кухне. Теперь я легко могла показать ребенку, как выглядит каждая буква, предлагала найти запомнившиеся ей буквы. В итоге, к двум годам дочка знала и могла показать все буквы алфавита. И знала, в какой из наших книжек написана какая сказка, могла сама найти и принести по моей просьбе, например, сказку про Колобка. Во время прогулок по улице сначала я рисовала на асфальте мелом или палочкой на песке (земле) букву и предлагала дочке назвать ее, потом предлагала поменяться ролями. Ребенку подобные игры нравились.

Затем мы стали складывать при помощи магнитных букв на холодильнике самые простые слоги и слова: "да", "дай", "мама", "папа", "ляля" и т.д. На проведение таких занятий у нас уходило не более 20 минут в день: в течение дня мы раз 5 подходили и составляли по 1-2 слова, это не утомляло ребенка и не отбивало интерес к занятиям.

К 2,5 годам у нас уже появились самые обычные деревянные кубики с нарисованными буквами и картонная книжка-букварь, где каждая страница была посвящена какой-нибудь букве. Букварь помогал нам изучить каждую букву, а с помощью кубиков мы закрепляли знания, составляя с выученной буквой слова и слоги. Где-то к трем годам дочка могла сама прочесть отдельные слоги и несложные слова, составляла из 2-3 слов предложения, ну а потом постепенно мы стали читать коротенькие предложения. Для этого как нельзя кстати подошли книжки с пословицами и поговорками, затем пригодились и книжки с короткими четверостишьями и детскими загадками. Ну а в 3,5 года дочка стала самостоятельно читать короткие детские сказки ("Репка", "Курочка Ряба") и стишки, а еще с интересом читала рекламные надписи, вывески магазинов и кафе во время наших прогулок на улице.

Умение читать очень пригодилось ей в детском саду — она с удовольствием читала вслух садовские книжки товарищам по группе. У нее появилась новая мотивация похода в сад: она не просто ходит туда играть, есть и спать, но еще и для того, что бы знакомить деток с буквами и читать им сказки. Надо ли говорить, что воспитатели тоже были очень рады такой помощнице. У меня тоже появилось больше свободного времени — теперь дочка сама могла прочесть интересующую ее книгу сказку или рассказ, читала мне или папе загадки, а мы должны были их отгадать.

Несомненный плюс навыка чтения — хорошее развитие памяти ребенка, что очень пригодится в дальнейшей учебе, да и вообще в жизни, а еще чтение книг помогает формированию грамотной речи и умению правильно излагать свои мысли. Мой учитель русского языка и литературы говорил: "Чтоб грамотно писать, нужно не только знать правила, но еще и желательно много и внимательно читать".

Наряду с чтением книг у дочки много и других увлечений. Так, например, с шести лет она стала с удовольствием заниматься спортивными танцами, владеет элементарными навыками работы на компьютере (может играть в игры и писать электронные письма родственникам), помогает мне готовить обед и наводить порядок в комнатах, любит лепить из пластилина и рисовать. К каждому новому году мы с ней своими руками мастерим и подписываем открытки, делаем поделки из природного материала для наших друзей и родственников. Чтение книг у нас не занимает все свободное время и не идет в ущерб другим занятиям.

И младшенькую доченьку я точно так же "обучаю" чтению буквально с "пеленочного" возраста (благо, весь дидактический материал достался ей в наследство от старшей сестрички), но теперь у меня есть еще и отличный помощник — старшая доченька. Вот так книжки помогают мне растить своих детей. Сейчас уже часто сказки и стишки читаю уже не я, а моя старшая дочка-семилетка читает для себя и для младшей сестрички. Знакомит ее со страной букв, увлекая в мир книг.

А вообще, конечно, счастье любой любящей мамы заключается, прежде всего, в том, что бы ее кроха был всегда здоров и весел. Все мамы и папы радуются, когда их чадо с интересом открывает для себя окружающий мир и дарит море положительных эмоций, делая первые шаги, говоря первые слова, узнавая первые буквы и читая слова... Кто-то раньше, кто-то позже... Для родителей это всегда большое чудо и счастье...