Содержание:

На первый взгляд кажется, что новорожденный малыш совершенно беспомощен. На самом деле ребенок рождается с целым комплексом умений, которые помогают ему адаптироваться к новым условиям внеутробной жизни. Что это за умения и как они проявляются?

Благодаря безусловным рефлексам (врожденным автоматическим реакциям, которые присущи всем новорожденным), большинство действий новорожденный ребенок совершает рефлекторно: сосет материнскую грудь, в ответ на раздражение двигает ручками и ножками, сжимает ручки в кулачки и подносит их ко рту, поворачивает голову в сторону и пытается приподнимать ее в положении на животе.

Уже с первых минут жизни здоровый новорожденный способен сосать молоко из груди матери. Если малыш находится на "свободном" вскармливании (т.е. вскармливании по требованию, когда ребенок сам устанавливает режим, кратность и объем питания), частота кормлений в первые дни жизни может составлять от 7 до 12 и более раз в сутки, включая ночные кормления. По мере роста ребенка и увеличения количества молока в груди матери к концу первого месяца жизни частота кормлений снижается и составляет 6-8 раз в сутки.

С первых дней внеутробной жизни работает и желудочно-кишечный тракт малыша. У новорожденного ребенка первородный стул (меконий) темно-зеленого цвета, он стерилен и выделяется в первые 1-2 дня жизни. С началом питания малыша стул становится более частым, неоднородным (он содержит темно-зеленые, желтые и даже беловатые комочки непереваренного молока) — это переходный стул. Уже к 4-5-му дню жизни стул новорожденного приобретает более однородную окраску и консистенцию и во многом зависит от характера вскармливания.

При вскармливании грудным молоком стул мягкий, кашицеобразный, кисловатого запаха, желто-золотистого цвета. Частота стула у детей бывает разной — от 3 до 6 раз в сутки.

При вскармливании молочной смесью стул более густой, светло-желтого или коричневатого цвета, с резким запахом, а частота стула — 1-3 раза в сутки. Если стул у грудного ребенка бывает один раз в двое суток, часто — после применения клизмы или газоотводной трубки, это свидетельствует о запоре. В этом случае необходимо обратиться к врачу для выяснения причин неблагополучия и коррекции питания малыша.

В первые 2-3 дня жизни новорожденный ребенок мочится очень мало — всего 2-4 раза. Это физиологическая норма, и обусловлена она тем, что в первые дни жизни малыш получает мало жидкости и много ее теряет в связи с началом самостоятельного дыхания. Но уже к 5-6-му дню число мочеиспусканий увеличится и будет составлять до 20-25 раз в сутки. Если новорожденный ребенок редко и мало мочится, необходимо подумать о том, достаточно ли молока он получает.

К содержанию

Зрение

Уже с первых минут жизни новорожденный видит окружающий его мир. В ответ на освещение глаз фонариком малыш моргает, жмурит глазки, отодвигает голову назад. Лучше всего ребенок фокусирует взгляд на расстоянии 25-30 см; это как раз то расстояние, на котором сосущий грудь младенец видит лицо своей мамы. Большинство детей к середине второй недели жизни умеют, хотя и кратковременно, удерживать в поле зрения движущийся предмет. Эта фиксация длится всего лишь несколько секунд, а движения глаз новорожденного еще неустойчивые и скачкообразные.

Пройдет всего лишь неделя-другая — и ориентировочные зрительные реакции ребенка станут еще более развитыми. Новорожденный трехнедельного возраста уже не только останавливает на игрушке взгляд, но и сопровождает ее глазами вправо и влево на некотором расстоянии, При этом движения глаз у малыша становятся уже более плавными и координированными. Следует отметить, что дети, родившиеся недоношенными, могут фиксировать взор несколько позже, чем их сверстники, родившиеся в срок.

Для любого младенца, особенно для легковозбудимого или родившегося недоношенным, лучшим объектом для зрительного и слухового сосредоточения и вместе с тем лучшим "успокоительным средством" являются лицо, руки и голос матери. Этот голос ребенок слышал еще внутри утробы и привык к нему. Теперь кроха учится соотносить черты лица матери, тепло ее рук с ее голосом и интонациями. Однако это не значит, что новорожденному вообще не нужны игрушки.

Желательно, чтобы первые игрушки малыша были яркими (красного, оранжевого, желтого цвета), размером 8-10 см и звучащими. Перемещая такую игрушку вправо-влево, вверх-вниз, мы вызываем реакцию слежения. В роли "живой игрушки" может выступать и взрослый. Для этого пойте, говорите с малышом и одновременно ходите рядом с ним.

На третьей-четвертой неделе жизни над кроваткой на расстоянии 40-50 см от лица ребенка можно повесить яркую, но не многоцветную игрушку. Крохе будет удобно учиться фиксировать на игрушке взгляд. В последующие месяцы можно будет менять игрушки над кроваткой, передвигать их, опускать пониже, когда малыш начнет поднимать ручки.

К содержанию

Слух

На первом месяце жизни изменяется и реакция ребенка на звук. В первые недели жизни здоровый малыш отреагирует на звуковой раздражитель лишь вздрагиванием и миганием, движением ручек и ножек (слуховая ориентировочная реакция), но уже к третьей неделе жизни новорожденный придает звукам внешней среды гораздо большее значение. Так, если ребенок беспокоен, громко плачет или выражает свою неудовлетворенность хныканьем, можно попробовать поиграть с ним погремушкой, находясь вне поля зрения малыша, или запеть. Вы заметите, что маленький человечек на 5-10 секунд успокоится и остановит движение своих ручек и ножек (кратковременное слуховое сосредоточение), после чего, возможно, вновь продолжит плакать.

К концу первого месяца жизни слуховое сосредоточение ребенка на звуках (стремление прислушаться к голосу взрослого, звуку игрушки) станет еще более выраженным и продолжительным (длительное слуховое сосредоточение).

Больше разговаривайте с крохой, четко проговаривая слова. Ваша речь должна быть спокойной, а интонации голоса — нежными и ласковыми. В то же время малышу полезно слышать голоса разного тембра. Было бы замечательно, если бы с ним "беседовали" не только мама, но и папа, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки.

Помимо разговоров, малышу очень полезно слышать родительское пение, которое способствует его знакомству с разнообразием звуков и ритмикой. При этом во время разговора и пения не всегда нужно стоять напротив ребенка, поддерживая прямой зрительный контакт. Иногда можно походить вокруг его кроватки, так чтобы малыш не видел вас: пусть он постепенно учится находить источник звука.

В моменты бодрствования крохи можно ненадолго включать тихую мелодичную музыку. Очень подойдут записи классической музыки, песенок в исполнении детей. Чаще пойте малышу потешки и колыбельные песенки, улыбайтесь, меняйте выражение лица. Разговаривая с крохой, можно комментировать происходящее. В этом возрасте ребенок реагирует не на слова, а на интонацию. Поэтому очень важен тон вашей речи: старайтесь не повышать голоса и не кричать на малыша, даже если вы устали или чем-то раздражены. Кроха все равно не сможет понять вас, а вот сильно испугаться сможет.

С самого рождения у малыша присутствует ряд рефлексов, которые помогают ему выжить и приспособиться к новой жизни. Эти рефлексы называются безусловными и проявляются непроизвольным сокращением мышц в ответ на внешнее раздражение. Некоторые из безусловных рефлексов останутся на всю жизнь (например, роговичный рефлекс: в ответ на легкое касание роговицы глаза малыш моргает; глотательный, сухожильные рефлексы и многие другие), а некоторые просуществуют лишь 2-3 месяца, а затем угаснут. Но, несмотря на такой короткий срок своей "жизни", эти рефлексы очень важны для родившегося крохи.

Так, при прикосновении пальцем или грудью матери к углу рта ребенка у него опускается нижняя губа, отклоняется язык и поворачивается голова в сторону раздражителя. Малыш как бы "ищет" материнскую грудь. Поисковый рефлекс важен в первые месяцы жизни, в последующем он сменяется уже осознанной реакцией при виде груди матери или бутылочки с молоком.

Если в ладонь ребенка вложить большой палец, он крепко схватит его и будет прочно удерживать какое-то время благодаря врожденному хватательному рефлексу.

В ответ на резкий звук или внезапное разгибание ножек малыш сначала резко отводит ручки в стороны, раскрывая кулачки, а потом сводит их, как бы обхватывая себя руками. Этот рефлекс может появляться при пеленании малыша и называется рефлекс Моро.

Среди безусловных рефлексов важное значение имеет защитный рефлекс новорожденного. Если выложить ребенка на живот, он инстинктивно повернет голову в сторону. Этот рефлекс позволяет малышу дышать даже в положении лежа на животе и проявляется уже с первых часов жизни.

Новорожденные могут совершать ползающие движения. Если положить ребенка на живот и подставить к его подошвам свою ладонь, малыш оттолкнется от нее, как от опоры, и продвинется вперед благодаря рефлексу ползания.

Если новорожденного поставить на опору, он будет опираться на нее полной стопой и непродолжительно стоять на полусогнутых ногах, а если малыша слегка наклонить вперед, он начнет переступать ножками. Так проявляются рефлексы опоры и автоматической ходьбы.

Родители могут сами вызывать и наблюдать рефлексы у новорожденного, однако проверяет и оценивает эти рефлексы только врач. Именно по наличию безусловных рефлексов, их выраженности и срокам угасания доктор может судить о правильном созревании и развитии нервной системы малыша на первом году жизни. Наличие рефлексов определенным образом обеспечивает ребенку и физическое развитие.

Кроме того, физическому развитию малыша на первом месяце жизни будет способствовать выкладывание его на животик начиная со второй недели жизни. Положение на животе очень полезно для крохи: пытаясь поворачивать и приподнимать головку на несколько секунд, он укрепляет мышцы спины и шеи; кроме того, в положении на животе лучше отходят газы, что может облегчить состояние малышей, страдающих кишечными коликами. Уже в возрасте 1 месяца дети с удовольствием проводят в положении на животе несколько минут, приподнимая и удерживая голову над поверхностью в течение 5-20 секунд.

Уже с третьей недели жизни малыша заботливые родители могут обсудить с детским врачом проведение новорожденному массажа и гимнастики, которые оказывают многостороннее благоприятное воздействие на организм крохи. Массаж улучшает аппетит, поддерживает нормальную работу кишечника, способствует установлению правильного ритма сна и бодрствования, нормализует мышечный тонус, закаливает малыша, способствует его моторному и психическому развитию.

Для того чтобы массаж был максимально эффективным, ребенок должен быть в хорошем настроении. Проводить массаж надо не ранее чем через 30-40 минут после кормления, чтобы не спровоцировать срыгивания. Начинать процедуру непосредственно перед кормлением не следует, так как массаж усиливает аппетит, малыш еще сильнее захочет есть, а это потребует прекращения упражнений. Так как массаж стимулирует нервную систему ребенка, не следует проводить его в вечернее время: это может нарушить ночной сон крохи.

Длительность массажа в этом возрасте должна составлять 5-10 минут. Более длительные занятия новорожденному пока трудно выдержать: он быстро устает и может начать плакать. Из приемов оздоровительного массажа на первом месяце жизни приемлемы лишь легкие поглаживания ручек, ножек, груди, животика, спины и ягодиц. Желательно, чтобы первый сеанс массажа родители провели под наблюдением врача или медицинской сестры, так как неправильно проведенные упражнения могут нанести вред ребенку.

К концу первого месяца жизни малыши обычно радуют родителей не только достижениями в физическом развитии, созревании зрительного и слухового анализаторов, но и появлением первых положительных эмоции в ответ на родительское присутствие. Во время разговора с грудничком мама может заметить, что ее кроха не только останавливает движения ручек и ножек, но и приоткрывает ротик (появляется так называемое "ротовое внимание"), пытаясь как бы ответить на обращенную к нему речь взрослого. А на ласковые обращения ребенок может отвечать появлением кратковременной первой улыбки, пусть еще и не совсем осознанной. Рецепт достижения успеха прост: нужно лишь стараться проводить с малышом значительную часть своего свободного времени и дарить ему больше улыбок и ласковых слов.

Стараясь добиться от ребенка рекордных успехов в познании нового для него мира, главное не переусердствовать. Родителям не следует забывать о том, что первый месяц жизни является очень напряженным периодом адаптации родившегося человечка к внеутробной жизни. Для новорожденных и детей первых месяцев жизни особенно опасны перегрузки нервной системы. В этот период ребенок как губка впитывает окружающий мир, его мозг получает и перерабатывает колоссальное количество информации. Именно поэтому маленькие дети много спят, их нервная система как бы оберегает себя от перегрузок. Комфорт и покой, особенно в первые дни жизни, являются для них главными. Обстановка, которая окружает новорожденного, должна быть спокойной, а освещение в комнате — приглушенным. Недопустимо, чтобы в комнате, где находится малыш, постоянно работал телевизор, звучала громкая музыка, раздавались громкие резкие звуки и речь. Необходимо дать крохе возможность привыкнуть к новому для него окружению, постепенно знакомя его с различными звуками. Слишком бурные и многочисленные эмоции со стороны счастливых родственников могут не просто испугать и переутомить малыша, но и вызвать плач, а порой — и нарушение сна у новорожденного.

Развитие маленького ребенка невозможно без поддержания тактильного контакта "тело к телу", Следует как можно чаще брать ребенка на руки. Это поможет крохе чувствовать себя комфортно и безопасно в новом, совсем еще незнакомом окружающем мире. На первом месяце жизни держать новорожденного лучше в горизонтальном или полувертикальном положении, обязательно поддерживая спинку и головку малыша. В этом положении во время бодрствования кроха знакомится с окружающим его миром, и хорошо, если на глаза ему как можно чаще будут попадаться не стены и мебель, а улыбающиеся лица взрослых, ласково разговаривающих или поющих добрые и нежные песенки.

В заключение заметим: воспитание ребенка требует сил и времени. Запаситесь терпением и наслаждайтесь каждым, даже самым маленьким успехом в развитии малыша.

Ольга Пахомова,
врач-неонатолог первой категории,
канд. мед. наук, ассистент кафедры
детских болезней ММА им. Сеченова,
г. Москва