Сколько времени существует работодатель, столько он и бьется над вопросом о том, как повысить производительность труда своих подчиненных, как заставить или заинтересовать работников трудиться более эффективно, чтобы их усилия в конечном итоге приносили весомую прибыль.

А ответ на самом деле прост — перекрасить стены офиса в цвета радуги и чаще улыбаться. Несколько советов от американских специалистов, изучающих науку управления и организации труда, помогут работодателям обеспечить своим подопечным максимальный комфорт и уют на рабочем месте.

Температура воздуха, влажность, свет, шум — вот первые факторы, которые приходится принимать во внимание, создавая определенные условия для каждого трудового процесса. Американцы считают оптимальной температурой для работающего человека 22-23ºС. Кондиционирование воздуха с целью удержания оптимальной 40% влажности при температуре 22-23ºС иногда оказывается средством повышения работоспособности в 2, а то и в 3 раза. Расходы на установку соответствующей аппаратуры являются в таких случаях фактически экономией, так как увеличивают эффективность труда.

То же следует сказать о шуме и свете. Как показывают лабораторные исследования, регулированием последних двух факторов можно снижать и повышать эффективность человеческого труда до 25%.

Нельзя пройти и мимо цветологии — науки, изучающей влияние цвета на различные сферы восприятия человека. Рассказывают о случае на одном заводе, где изготавливались мелкие части электронных приборов. Стены помещений, где проходила работа, были окрашены в красно-оранжевый цвет. Станки были тоже красного цвета. В сочетании с ламповой аппаратурой электрическое освещение давало желто-красный оттенок. На производстве был большой процент брака, сильно увеличивавшийся обычно через час после начала работы. Причину этого самостоятельно вскрыть не могли и пригласили специалистов-консультантов. Последние дали странную, на первый взгляд, рекомендацию — перекрасить стены и станки в голубовато-зеленый цвет и устранить красноватый оттенок в освещении. Совет был выполнен. Процент брака сразу резко снизился.

Оказывается, красно-желтый цвет снижает психическую способность человека правильно воспринимать размер предметов, поэтому сотрудники предприятия теряли необходимую для работы остроту глазомера уже после первого часа работы, тогда как зелено-голубой цвет сохраняет и даже несколько обостряет зрительное восприятие. Подобный эксперимент через некоторое время был поставлен на одном из заводов Московской области, и результаты были аналогичны данным, полученным в США.

Возьмем работу оператора ПК. Лабораторные исследования в США показали, что такой специалист, если ему создать правильные условия работы (т. е. подогнать стол и стул под его рост, сделать так, чтобы свет падал под нужным углом, правильно расположить все, что нужно при работе), сможет увеличить эффективность своего труда на 30-40%. Кроме того, к концу рабочего дня работник меньше устанет.

Что, собственно, при этом происходит? Работник испытывает то же, что пианист, когда сидит на слишком низком или высоком стуле. Если стол не соответствует росту человека, это значит, что он держит руки под неправильным углом. Происходит напряжение мышц. При неправильном положении кисти через 1-2 часа работы появляется усталость определенных мускулов. Работающий может этого и не замечать, но темп его действий заметно снизится.

Свет падает не под тем углом — это утомляет глаза, возникают дополнительные ошибки. Все это мелочи, но если их устранить, то это увеличит эффективность работы на 30-40%. Это значит, что с работой 100 таких работников вполне может справиться и 60 человек — путем простой рационализации условий труда.

Несколько слов о режиме труда и отдыха. Мы знаем, например, что автомобиль, как и всякая другая машина, нуждается в профилактике. Его нужно смазывать, вовремя ремонтировать, проверять мотор, тормоза и т. д. К сожалению, на человека часто смотрят иначе. А между тем при неразумной организации труда он тоже быстро выходит из строя. Если люди систематически не питаются вовремя, остаются без отдыха, не высыпаются, то все это кончается инфарктом в 40 лет. Кто от этого выигрывает? Никто.

Определение часов работы в течение дня требует научного подхода. Нельзя забывать того, что придя на работу, человек никогда не берет «полного разгона» с самого начала. При физическом труде рабочий приобретает необходимый темп обычно лишь на втором часу после начала работы. То же происходит и с человеком умственного труда: с первого момента, когда он садится за стол, работа полным ходом никогда не идет. Кривая производительности труда сильно опускается и в последний час рабочего дня. Кроме утомляемости, значительную роль играет психологический момент: человек одной ногой уже чувствует себя дома, уже посматривает на часы, его мысли уже не на работе, а за ее пределами.

Проблема рабочей дисциплины, техника наказаний и поощрений, борьба с опозданиями и прогулами, проблема «летунов» — все это является объектом тщательного научного изучения в США. В частности, много внимания уделяется вопросу о технике наказаний и поощрений. Для разработки этого вопроса привлекают психологов и педагогов. Считают, например, что женщина более чутко и остро реагирует на различные формы наказания и поощрения, чем мужчина. Вообще, психофизиология труда подчеркивает необходимость установления различных условий труда для женщин и мужчин. Не только физиологические, но и психические свойства женщины делают ее труд в одних областях более, а в других — менее производительным, чем работа мужчины.

Примечательно, что в США основная масса рабочей силы у конвейеров в электронной промышленности состоит из женщин, так как, по мнению специалистов, работу с мелкими деталями они выполняют лучше, чем мужчины. Одни говорят, что это объясняется более чувствительными пальцами женщин; другие утверждают, что женщина психически более способна к концентрации, когда вопрос идет о продолжительной однообразной работе над тонкими механизмами. Внимание же мужчины в таких случаях довольно скоро начинает рассеиваться.

Исследования показали, что во главе успешно работающих предприятий в области рекламы в большинстве случаев стоят женщины. Американцы по этому поводу шутят: «Рекламное дело построено на воображении и фантазии, а у женщин этих качеств хоть отбавляй». Можно сомневаться в научности тех или иных объяснений, но факт остается фактом: известное разделение мужского и женского труда вполне естественно и отнюдь не противоречит принципу равноправия.

Приведем еще пример из области психологии труда. Помимо официальной иерархии, т. е. официально установленной структуры административного подчинения, всегда постепенно кристаллизуется иерархия неофициальная, строящаяся на исключительно психологических мотивах. Например, работник благодаря своим знаниям и опыту пользуется авторитетом, и коллеги по работе нередко предпочитают обращаться с вопросом не к начальнику, а к нему. Так складывается «незримая иерархия» в каждом человеческом коллективе. Необходимо стремиться к тому, чтобы официальная организация в какой-то степени совпадала бы с линиями подчинения незримой иерархии. Там, где такое совпадение не достигнуто и две иерархии вступают в конфликт, всегда появляются психологические конфликты, внутренняя гармония рабочего коллектива нарушается, а это сразу начинает сказываться на эффективности и результатах труда.

Нельзя не упомянуть и об известном американском «смайл» (улыбайтесь) — слове, которое довольно часто можно прочесть на табличках в американских магазинах, офисах, банках, на вокзалах, на почте, во всех тех местах, где имеется традиционный прилавок или окошко, позади которого находится обслуживающий персонал, а впереди — обслуживаемая клиентура, посетители, публика. Служащих убеждают, а публику призывают делать дело с улыбкой на лице. Это не ханжество. Если плохое настроение человека обычно вызывает хмурое выражение на его лице, то естественна и обратная связь: по своего рода условному рефлексу намеренно удерживаемая на лице улыбка уже через час-другой обычно улучшает настроение человека.

Попробуйте поставить такой эксперимент над собой — и вы увидите, что американский метод удержания хорошего настроения в процессе работы имеет под собой основание. А что значит хорошее настроение в работе, знает каждый: в атмосфере дружелюбной улыбки работа, как говорят, всегда спорится, труд делается более радостным, а его эффективность повышается. В напряженной, неприятной атмосфере, создаваемой нервными, озлобленными и нахмуренными лицами, отражающими плохое настроение, результаты работы всегда хуже.

Анна Михайловская