"А нечистым трубочистам стыд и срам!" - памятные с детства забавные строчки содержат четкую поведенческую установку: правильный, хороший ребенок должен быть чистым, должен регулярно мыться, а иначе...

Жутковатый "кривоногий и хромой" Мойдодыр олицетворяет принципы гигиенического воспитания, принятые в 50-х годах и сохранившиеся до наших дней: мойся, а не то придет кто-то страшный и накажет.

Психологи подходят к проблеме гигиенического воспитания иначе. Задача матери не просто механическое окунание маленького "трубочиста" в ванну (порой в качестве наказания!).

Г.А.Арина, доцент кафедры клинической психологии МГУ, отмечает: "Ребенок должен любить мыться, должен заботливо относиться к своему телу. Настроение и подход матери крайне важны: раздражительность и тревога могут сформировать у ребенка негативные эмоции в отношении гигиенических процедур. Если мать терпелива и настойчива, ребенок приучается заботиться о себе с удовольствием". Сознание высокой ценности гигиены, заботливое отношение к своему телу являются признаками цивилизованного человека.

Эта мысль, кажущаяся очевидной, стала очевидной не так давно. Современные гигиенические нормы сформировались едва ли к середине двадцатого века. До сих пор в этой области наблюдается некоторое отставание России от стран Европы.

История гигиены переживала свои взлеты и падения. Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. Люди христианского средневековья тягу к чистоте воспринимали едва ли не как ересь, поскольку омовения входили в религиозную практику иудеев и мусульман. Здесь нельзя не ощутить законной гордости за предков: в то время как благородные рыцари и дамы европейских дворов изощрялись в ловле блох при помощи различных хитроумных приспособлений, русские крестьяне каждую субботу парились в бане на страх заезжим иноземцам. Европейские путешественники всерьез считали обычай париться в бане колдовским обрядом, которому русские обязаны своей необыкновенной силой и выносливостью.

В двадцатом веке европейцы и русские "поменялись местами". Рост благосостояния и технический прогресс способствовали развитию в Европе высокой и сложной гигиенической культуры. Ее основой стало сознание престижности гигиены и удовольствия, получаемого от гигиенических процедур. Появились сотни новых гигиенических продуктов. В Советском Союзе потребитель не был избалован разнообразием: выбор сводился зачастую к одному лишь "мылу душистому". Даже при нынешнем изобилии некоторые гигиенические привычки, ставшие естественными для Европы, у нас до сих пор не привились.

К таким привычкам относится использование дополнительных средств гигиены. Какие из них нам знакомы? Гигиенические прокладки, влажные салфетки, бумажные носовые платочки... Пожалуй, все. Стоит отметить, что эти продукты стали популярны в России лишь в последние 10 лет. Некоторые из них используются нами, мягко говоря, нечасто.

В Европе объем потребления одних влажных салфеток за 2001 год составил более 150 тыс. тонн. Этот продукт давно превратился здесь в предмет повседневного домашнего и больничного обихода. Органы здравоохранения часто рекомендуют медикам использовать влажные салфетки вместо мытья рук.

По оценкам эксперта компании "Малтимекс" Ирины Воронцовой, в России объем рынка гигиены увеличивается год от года. Это связано с ростом осведомленности потребителей о достоинствах новых гигиенических продуктов.

Дополнительные средства гигиены особенно актуальны летом. По данным доктора медицинских наук В.А. Малова (кафедра инфекционных заболеваний ММА им. Сеченова), заболеваемость кишечными инфекциями в России ежегодно составляет от 530 до 750 тыс. человек. Кому не знакома картина: плачущий посреди южного рынка ребенок тянется к аппетитному персику или яблоку, лежащему на грязном прилавке. Перепуганная мама ищет взглядом фонтанчик с питьевой водой, единственный на весь город, и, как правило, не находит. Мама сдается на вопли чада (персик, чумазая детская мордашка и ручки обтерты одним и тем же носовым платком), и... И весь остаток отпуска посвящен борьбе с последствиями отравления.

Подобных ситуаций можно избежать, если чуть больше заботиться о личной инфекционной безопасности и приучить к этому детей. Если у вас нет возможности как следует вымыть руки, берите пример с европейцев: пользуйтесь влажными салфетками, пропитанными спиртосодержащим лосьоном. Они не наносят вреда коже, эффективнее, чем туалетное мыло уничтожают микробы и благотворно влияют на состояние эпидермиса.

Сейчас на российском рынке представлены женские салфетки, салфетки для семейного использования, специальные салфетки для подростков (Claris, Ozone, Teen). Такие линии продуктов как Nuance включают и специальные детские салфетки. Детей даже проще приучить к гигиене рук, используя приятно пахнущие лоскутки из яркой пачки.

Воспитание гигиенического поведения - одна из основ формирования полноценной личности. Задача такого воспитания в первую очередь - создать предпосылки для ответственного отношения к своему телу, научить ребенка ориентироваться среди разнообразия гигиенических средств.

Современный Мойдодыр совсем не страшен и приходит не только с мылом и полотенцем.

Пахмутова Надежда