Фэнтези как жанр литературы зародилось в самые тяжелые годы для Европы и нашей страны - в годы Великой Отечественной войны. Именно тогда начали издаваться произведения таких творцов, как Толкин, Говард, Льюис. В последние же несколько лет относительно новый литературный жанр - фэнтези или, как его еще называют иногда, сказки для взрослых, получил более широкое распространение и в нашей стране. Многие мастера этого жанра уже сейчас признаны классиками. Обсуждается их изучение внутри школьной программы.

А на платформе этих признанных западных авторов развилось и отечественное фэнтези, с особенностями русского мировоззрения и культуры. В русских сказках человек не борется с абстрактной нечистью, уничтожая все живое в бесконечном крестовом походе, а, наоборот. Часто и нечистая сила, и встречные животные, охотно помогают нашему герою в достижении его целей. И этот культурный принцип сейчас отразили многочисленные авторы отечественной фэнтези. Примером могут служить прекрасные книги Белянина, Никитина, Иванова.

Дальнейшее развитие жанра привело к появлению клубов по интересам: они появились на базе библиотек. Один из самых первых (конец 80-х гг.) клуб поклонников Толкина был образован при ГРДБ (Городская Республиканская Детская библиотека), и назывался "Эннор". Ролевые клубы породили так называемые выездные "Ролевые игры". На них встречаются люди разного возраста - от приехавших с родителями малышей, до взрослых, солидных людей. Хотя основной возраст ролевиков 12-15 лет. Активный отдых на свежем воздухе полезен для здоровья и физического развития. Кстати, и костюмы, и реквизит играющие делают своими руками, что тоже играет не последнюю роль в личностном развитии каждого человека. А волшебные приключения помогают отдохнуть от тяжелой напряженной жизни, снять стресс.

Количество поклонников фэнтези растет - знаменитый книжный сериал о Гарри Поттере - мальчике волшебнике, прочно завладел умами юных читателей. Эти книги рассчитаны на достаточно ранний возраст. Автор - Дж. К. Ролинг - отлично проработала свой мир: потрясающие чудеса, вера в справедливость, готовность героев бороться со злом - все это не может оставить ребенка равнодушным. Характеры персонажей также выписаны очень четко, и юному читателю легко выбрать себе "любимца", чьим поступкам ему захочется подражать. Образ Гарри Поттера удачен еще и в том, что в отличие от большинства героев-детей, он достаточно послушный мальчик. И если Ваш ребенок изберет этот образ для подражания, можно только порадоваться. А "многотомность" мира позволяет привить ребенку редкую в наше время склонность к чтению. Дети, даже те, кто не любит читать, охотно берут в руки заветные томики со знакомым портретом на обложке.

Также для прочтения можно рекомендовать и "Нарнию" - автор Клайв Степлз Льюис - это мир христианских ценностей, мир в котором добро не использует средства зла и, тем не менее, побеждает, оставаясь честным и чистым. Ребенку этот цикл будет интересен еще и потому, что главные герои книг - дети. Именно они правят Нарнией со всеми ее обитателями: фавнами, русалками, дриадами и другими сказочными существами. И именно им, сыновьям и дочерям Адама и Евы дает свое благословение Аслан, творец этого мира, являющийся им в облике благородного льва. Кстати, эти книги рекомендованы для внеклассного чтения.

Огромную популярность завоевал мир "Средиземья" ("Middle-earth"), раскрытого в творчестве Джона Р.Р. Толкина (J.R.R. Tolkien), присущи многогранность и проработанность мира, возвышенные идеалы, утонченные и легко доступные восприятию образы героев. Каждый персонаж наполнен эмоциями автора. И порой даже самый незначительный субъект имеет "за плечами" детальную проработку своей истории и своих целей. Не случайно и по сей день этот мир заставляет многих своих поклонников спорить до хрипоты, "что же хотел сказать Толкин в той или иной своей истории", "почему его персонажи поступили именно так, а не иначе" - и однозначного ответа на эти вопросы не будет, ведь мир Средиземья позволяет каждому найти свой ответ на любой вопрос. Это произведение признано классикой.

Развитие фэнтези повлекло создание клубов "AD&D" - клубов словесных ролевых игр. Группа "приключенцев", следуя указаниям Dungeon-мастера, следует выдуманному сюжету, сочиняя и тщательно обговаривая свои приключения и действия. Обычно это трезвые и очень веселые посиделки. От игроков требуется внимание, хорошая память и воображение. Такую игру легко сочинить самому и в нее приятно играть в семейном кругу или с близкими друзьями. Существует множество инструкций и "монстрятников", но, к сожалению, они по большей части на английском языке. К сожалению, в отличие от западных стран у нас Dungeon-мастера малоизвестны. На западе это давно стало бизнесом. И кстати, техника словесных ролевых игр широко применяется в психотерапевтических практиках.

Следом за писателями фэнтези появились и художники. Чувственные картины Бориса Валежо, Джулии Белл, Криса Ахилеса и, конечно, Ройо быстро нашли своих поклонников. Герои и девы-воительницы, страшные монстры - все это выписано с огромным мастерством, эмоционально, с яркой эротической окраской. Начинаясь, как иллюстрации к книгам, живопись фэнтези давно вылилась в отдельный жанр. Эти альбомы - прекрасный подарок и вообще достаточно интересны и детям и взрослым. Семейное просматривание альбома с подробным обсуждением картин и создание историй к ним - прекрасное время провождение для семьи.

Разумеется, компьютерная игровая промышленность тоже не осталась в стороне. Созданы многочисленные RPG-игры и квесты. Например, известнейшие компьютерные фэнтези-миры "Might and Magic" "Baldur's Gate" и "Ultima on-line". Для RPG-игр обычно свойственна проработанность сюжета, многочисленные разветвления и квесты, красочная графика. Современные игры предусматривают для героя выбор линии поведения: быть злым или добрым, хорошим или плохим. От поведения игрока зависит и дальнейшее развитие сюжета. Созданы игры по фэнтези-книгам: Гарри Поттер, Амбер, а для самых маленьких пользователей - цикл развивающих игр "Бармалей". Практически любой поклонник компьютерных игр очень быстро приходит к выводу, что играть лучше в "подлинник", что способствует изучению иностранных языков. Хотя, конечно, компьютерные игры - не самый лучший досуг для ребенка. Даже те из них, которые относятся к обучающим. Существуют две основных полярных точки зрения на компьютерные игры. Одни родители считают их бесполезной тратой времени, другие убеждены в их полезности: ребенок занят, известно, где находится и не мешает. Автору этой статьи кажется, что любая крайность вредна: разумеется, после тяжелого школьного дня ребенку хочется сбросить напряжение, но, к сожалению, сейчас мало осталось мест, куда можно пойти. А в игре, погрузившись в нереальный мир, ребенок отдыхает. Ведь считается, что подросток может трудиться не больше 6 часов, но при этом в школе ребенок проводит по 6-9 напряженнейших часов в день. С другой стороны, обычно заядлые геймеры отличаются слабым здоровьем и имеют очень мало друзей. Видимо, и тут нужно поискать золотую середину.

Не отстают от компьютерщиков и многочисленные киностудии: созданы "кино-монстры" "Властелин Колец" и "Приключения Гарри Поттера". Я не хочу и не буду касаться художественных качеств данных фильмов, и их соответствия первоисточникам. Но подбор актеров там очень хорош, и оба фильма можно посоветовать, как для детей, так и для взрослых. В обоих кинофильмах остается простор для воображения, существуют второй и третий планы, а использование современнейших компьютерных технологий делает эти фильмы необычайно зрелищными.

К сожалению, в основном, кино в жанре фэнтези отличается "хорошими компьютерными эффектами" и ничем более. Актерская игра и смысловая нагрузка - редкий гость в данном жанре. По традиции этот жанр считается легкомысленно-развлекательным и остается только надеяться, что поименованные картины сумеют переломить это настроение.

В общем-то, по поводу фэнтези любой разновидности можно сказать так: оно пробуждает в читателях интерес к волшебному миру сказки, веру в справедливость и чудеса. А именно этого так не хватает в нашей суровой реальной жизни. И пусть лучше Ваш ребенок, посмотрев фильм или прочитав книгу, выберет в объекты подражания рыцаря или принцессу, чем соседа-алкоголика. Или Вы считаете иначе?

Духовская Габриэль