Содержание:

Впечатления от повседневного общения с родителями — самый первый, но, пожалуй, самый важный социальный опыт ребенка, который оказывает влияние на все его последующее развитие. Именно поэтому налаживание диалога — взаимодействия между ребенком и матерью или отцом является необходимым условием для нормального и своевременного развития ребенка.

К содержанию

Типы воспитания

Перед тем, как подойти непосредственно к теме нашего разговора, вспомним, что в педагогике выделяют четыре типа воспитания детей: диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество. Каждый из них имеет свои результаты, и свои последствия в воспитании ребенка. Подумайте, какой стиль общения с ребенком приняли Вы!

Диктат — это систематическое подавление взрослыми инициативы ребенка. Результатом приверженности родителей подобной тактике чаще всего является развитие в ребенке сильной реакции сопротивления, если по характеру он склонен к лидерству. Но чаще итогом такого воспитательного процесса оказывается повышенная тревожность, мнительность и неуверенность в себе.

При гиперопеке родители ограждают ребенка от забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Результат в этом случае легко предсказуем — как правило, из такого ребенка вырастает незрелая, капризная, эгоцентричная, требовательная личность, неприспособленная к жизни. С другой стороны, задерганный с детства чрезмерной заботой, ребенок сам начинает ощущать себя бессильным в ситуации, требующей от него действия или принятия решения. А бывает и так: приближаясь к подростковому возрасту, ребенок чувствует потребность избавиться от излишней опеки, что в итоге приводит к бунту, протесту.

Такой достаточно распространенный сегодня тип семейного воспитания, как невмешательство, строится на признании целесообразности независимого существования взрослых и детей. Тут ребенок предоставлен сам себе. Родители при этом полагают, что так у него развивается самостоятельность и ответственность. Конечно, совершая ошибки, ребенок вынужден сам их анализировать и исправлять, но этот метод грешит вероятностью развития в ребенке эмоциональной отчужденности, в том числе и от родителей. Не получивший нужной доли родительской заботы и ласки ребенок чувствует себя одиноким, становится недоверчивым.

И, наконец, сотрудничество — такой способ построения отношений в семье, основным принципом которого становится объединение родителей и ребенка общими целями и задачами, совместной деятельностью, взаимной поддержкой во всех сферах жизни. Отправной точкой воспитания в данном случае будет слово "мы". В этом случае ребенок имеет достаточно самостоятельности, но рядом всегда находится взрослый, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, растолковать, успокоить. Такую семью объединяют общие ценности и интересы, семейные традиции и эмоциональная потребность друг в друге.

Именно "сотрудничество" следует признать наиболее эффективным типом воспитания, благоприятно влияющим на развитие ребенка.

К содержанию

Как мы строим диалог со своим ребенком

Очень важный фактор, осложняющий отношения между детьми и родителями, — неумение родителей спокойно и уважительно по отношению к ребенку излагать свои мысли. Нередко взрослые не могут спокойно и четко объяснить ребенку, чего они от него хотят, то есть озвучить ему свои ожидания. При этом они бесконечно его ругают, привлекают посторонних людей, чтобы те внушили сыну или дочери, каким ему (или ей) надо быть.

Умение правильно обсудить возникшую проблему с ребенком — это еще один важный момент педагогического искусства родителя, который строит свои отношения с ребенком по принципу сотрудничества. "Это возможно, если с раннего детства устанавливать диалог, а не монолог, — пишет митрополит Антоний Сурожский. — А если ребенок должен быть только ушами, а родители только голосом, то ничего не получается. Но если с самого раннего детства родители проявляли интерес: ты мне интересен! Каждая твоя мысль мне интересна, весь твой опыт и все движения ума и души интересны, объясни, я не понимаю... Беда с родителями в том, что они почти всегда себя ставят в такое положение: я-де понимаю, а ты не понимаешь... А если родители говорили бы (что просто правда): „Я не понимаю, ты мне объясни“, очень многое могло бы быть объяснено. Потому что дети с готовностью объясняют, что они думают, если не ожидают, что их тут же осадят и докажут, что они неправы".

К содержанию

Как создать хорошую основу для диалога?

Прежде всего, стать спокойным и уверенным. Сегодня многие родители выглядят подавленными, потерявшими надежду, бессильными. Их поведение зачастую колеблется между властным принуждением, с помощью которого они пытаются "принять меры", и бездеятельной вседозволенностью "демократов", боящихся ограничить "свободу ребенка".

Чтобы достичь спокойствия и уверенности, нужно помнить, что вы отвечаете за воспитание, и что ваш долг — передать свои жизненные принципы и ценности детям. Необходимо постараться обрести веру в себя: поймите, что любые крайности родительского воспитания (нервный крик, пассивность) происходят от неуверенности в себе, в своих родительских полномочиях, и что ваш сын (дочь) — самостоятельная личность, на которую невозможно повлиять, если утеряна доверительность отношений.

Очень важно быть последовательным в отношениях с детьми. Многие думают, что добьются доверия и любви детей только если будут вести себя с ними "по-дружески". Стать для ребенка другом в какой-то степени, несомненно, хорошо, но следует понимать, что ваша "приятельская" позиция может позволять ему время от времени выходить за рамки "можно" и "нельзя" в ваших отношениях. Приятельские отношения становятся опасными в случаях, когда родитель забывает о своей роли воспитателя: ведь она держится на авторитете. Да и поведение родителя по отношению к ребенку становится в этом случае двусмысленным, нерешительным, непоследовательным, а иногда и детским (мстительность, безответственность, поведение по принципу "назло").

Твердость и последовательность — очень важные родительские качества, приносящие спокойствие, ясность мысли. Быть с детьми твердыми вовсе не означает быть грубыми. Просто человек с детства должен привыкать к тому, что в этом мире есть определенные границы и правила, с которыми нужно считаться.

К содержанию

Как можно обучить ребенка ответственности и самостоятельности?

Предлагаем Вам придерживаться некоторых простых правил:

  • предлагайте понятные и четкие правила: "Делай так, а так не делай", постепенно перекладывая ответственность за исполнение этих правил на самого ребенка;
  • допускайте возможность несогласия со стороны ребенка, если при этом он выражает его уважительно по отношению к родителю;
  • не выполняйте за него дела, за которые он лично ответственен;
  • позволяйте ребенку действовать самостоятельно, экспериментировать, но при этом не забывайте, что он должен отвечать за последствия своих решений и исправлять ошибки;
  • помогайте ребенку раскрыть свои сильные стороны.

Говоря об ошибках и слабых сторонах ребенка, важно не делать далеко идущих выводов, не оскорблять его личность. Человек и его поступок — не одно и то же! Скажите сыну (дочери) о своем недовольстве конкретным поступком, но не обобщайте поступок до личностного уровня, не переходите на оскорбление личности ребенка. Например, не называйте его тупицей за двойку, за запах пива — не пророчьте "алкоголизм". Девочку, которую впервые вечером заметили в компании мальчиков, не называйте тем словом, которым некоторые любящие мамы ругают в подобных случаях своих дочек.

Старайтесь не использовать в общении с ребенком иронию и сарказм, не унижать его перед другими людьми, не рассказывать другим о его ошибках.

Никогда-никогда-никогда не переходите на уровень личных оскорблений!

А теперь — действуйте! Найдите наиболее благоприятное для вас и вашего сына (или дочери) время и обсудите с ним то, что волнует вас. Расскажите о своих чувствах по поводу расстроившей вас ситуации, ни в коем случае не утверждая, что именно таково положение вещей на самом деле. Когда ваш собеседник говорит — внимательно слушайте, не перебивайте, постарайтесь его понять.

Главная задача подобного диалога — найти компромиссное решение, научить ребенка переходить на взаимоприемлемую позицию.

Феоктистова Т. Г.