Переодеваясь по несколько раз в день, мы, взрослые, делаем это настолько быстро и привычно, что даже не задумываемся над тем, как трудно и долго этому учатся дети — ведь до самостоятельного одевания и раздевания пройдёт 5-6 лет от момента рождения. Добиваясь успехов в этом крайне трудном деле, малыш каждый раз чувствует себя победителем, и дело взрослых поддержать его, помочь и ни в коем случае не торопить. Для того, чтобы вызвать у маленького ребёнка интерес к процессу переодевания, с самого раннего возраста объясняйте и комментируйте каждое своё действие при одевании, делайте это спокойным голосом, не торопясь — тогда малыш получит удовольствие от всего процесса одевания. В возрасте 12-18 месяцев ("возраст подражания") он будет пробовать сам расстёгивать пуговицы, снимать носочки или башмачки и так далее. Но прежде чем ребёнок сможет обойтись без помощи взрослых, он пройдёт несколько последовательных этапов.

1-3 месяца. Обычно детей в этом возрасте пеленают, но понаблюдайте за тем, как малыш относится к этой процедуре — как правило, многим это не нравится, они плачут, а если вы решите одеть ему что-либо через голову или на голову (чепчик, например), то ребёнок и вовсе отрицательно к этому отнесётся (хотя бывают и противоположные ситуации). В этом возрасте главное, что малыш не безразличен к процедуре переодевания.

4-5 месяцев. Лёжа на спине, малыш с удовольствием снимает носочки с ног и тянет их в рот. Если в кроватке есть какие-то пелёнки или вещи, то малыш любит "прятаться" в них, накрываясь с головой.

9-12 месяцев. Ребёнок начинает принимать участие в процессе одевания: сам просовывает руку в рукав, пытается просунуть ноги в штанины, уже знает, что башмаки надевают на ноги, а шапку на голову. Если ему в руки попадёт ботинок со шнурками, то малыш будет увлечён этой "игрушкой", пока не вытащит шнурок.

15-19 месяцев. Самыми интересными и понятными для ребёнка этого возраста являются три вида одежды — шапка, обувь и трусы. Если вы собираетесь на прогулку, малыш тащит шапку и даже пытается сам надеть её на голову. К обуви он относится вполне осознанно, и пытается не только снять её, но и одеть, правда, это гораздо сложнее. Иногда у ребёнка получается расстёгивать молнию. Намочив трусики, малыш чувствует дискомфорт и пытается снять их, причём, весьма успешно. Именно в этом возрасте большинство детей начинают "дружить" с горшком, вот почему на этой теме остановимся подробнее.

Кое-что о горшке

Во-первых, несколько слов о том, какой же горшок лучше выбрать. Поскольку этот предмет используется для вполне определённых целей, то надо покупать самый простой, без каких-либо излишеств горшок, чтобы ребёнок не путал сидение на стуле во время отдыха или игры с сидением на горшке. Выбирайте наиболее устойчивую модель, чтобы малыш не боялся упасть. (Некоторые родители пытаются высаживать детей в этом возрасте уже на унитаз, покупая специальные детские сиденья, но малыши часто боятся шума сливного бачка, к тому же, ноги не достают до пола, и ребёнок чувствует себя неуверенно, поэтому такое сиденье пригодится только в 3-4 года).

Во-вторых, несколько слов о том, когда же ребёнок достигнет необходимой зрелости и опрятности. Этому дети учатся постепенно: сначала малыш начинает контролировать акт дефекации, затем — мочеиспускание, но пока только днём, а после двух лет — и ночью. Кроме того, ребёнок должен быть способен просидеть на горшке 5-10 минут, что ему удаётся не раньше годовалого возраста, до этого ему удобнее и проще сидеть на полу, чем на горшке. Мозг и нервная система должны быть достаточно зрелыми, чтобы ребёнок мог контролировать процессы мочеиспускания и дефекации. Часто после одного года дети какими-либо звуками или действиями дают понять родителям о том, чего им хочется. Нередки и такие случаи, когда ребёнок, поняв, что от него хотят взрослые, почувствовав потребность, садится на горшок, но забывает при этом снять штанишки, а потом недоумевает: как же так? Вроде всё сделано как надо, а штаны всё равно мокрые? Пройдёт достаточно много времени, прежде чем малыш научится самостоятельно одевать и снимать штаны, садиться на горшок и делать всё что надо (обычно это происходит в возрасте 2-2,5 лет).

В-третьих, сколько же времени ребёнок должен оставаться на горшке? Как только он удовлетворит свои потребности, снимайте его с горшка. Но если он просидел 10 минут без результата, не упорствуйте дальше, не превращайте сидение на горшке в наказание или развлечение.

Если ваш малыш категорически отказывается от горшка, то вам придётся на 2-3 недели спрятать его, а затем вновь постепенно приучать малыша.

Если у вас уже не первый ребёнок, а старшие дети пользуются горшком, то, вероятно, вам и не придётся учить младшего вышеупомянутым "премудростям" — он прекрасно научится всему, беря пример с братьев или сестёр. Если же вы растите первенца, то тут есть такой выход из затруднительного положения — сходите в гости к знакомым, у которых ребёнок уже освоил горшок, и пусть дети пообщаются самостоятельно какое-то время. Вероятно, ваш малыш быстро сообразит "что к чему".

Итак, горшок мы освоили, и теперь вернёмся к процессу одевания.

Следующий этап — 2 года. Здесь родители могут столкнуться с некоторыми трудностями: до сих пор ребёнка можно было одевать и раздевать достаточно быстро, но в этом возрасте малыш изъявляет желание проделывать всё самостоятельно, правда, очень медленно и без особого успеха с нашей, "взрослой", точки зрения. Например, просовывает обе ноги в одну штанину, надевает ботинки не на ту ногу, пока совершенно не умеет справляться со шнурками, очень трудно "даются" колготки. Малыш пытается расстёгивать пуговицы, но получается не всегда и, как правило, случайно. Считается, что девочки овладевают этой грамотой гораздо раньше мальчиков, но, наблюдая за многими детьми этого возраста, я пришла к выводу, что бывает и наоборот — здесь успех зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и, в большей степени, от терпения и настойчивости родителей.

2,5 года. Любит одеваться и раздеваться в одном и том же порядке; по-прежнему, хочет всё делать сам. Умеет расстёгивать пуговицы, уже не путает — что куда надевать. Иногда может самостоятельно надеть колготки, но пока совершенно не различает перед и спинку в одежде. Ботинки тоже чаще всего оказываются не на той ноге.

3 года. Малыш умеет уже самостоятельно надевать куртку, халат, пальто, но пока не научился застёгивать пуговицы. Сравнительно быстро и легко раздевается, если заранее помочь ему расстегнуть пуговицы на манжетах и рукавах. Умеет аккуратно складывать одежду на стульчике. Единственное, что пока совершенно не получается — снимать или одевать самостоятельно футболки и свитера через голову.

4 года. Многие дети в этом возрасте могут одеваться без посторонней помощи, поскольку хорошо различают в одежде перед и спинку. Колготки, наконец-то "поддаются" без особых усилий. Малыш теперь умеет не только расстёгивать, но и застёгивать пуговицы. Многие дети овладевают техникой застёгивания молнии, правильно надевают шапку, перчатки. Ребёнок начинает различать правый и левый башмаки. Иногда у него получается самостоятельно надеть какую-либо одежду через голову.

5-6 лет. Ребёнок преодолевает последнее серьёзное препятствие — умеет зашнуровать ботинки. Легко снимает и надевает вещи через голову. Теперь ваш ребёнок может совершенно самостоятельно одевать всё, от трусов до пальто, делает это правильно и аккуратно, уже достаточно быстро, и всегда может выглядеть опрятным и ухоженным. Поощряйте, хвалите его всегда за аккуратный внешний вид, и вы будете радовать друг друга хорошим настроением.

Желаю успеха в этом долгом и трудном деле.

Ирина Быкова, irleon2000@mail.ru, детский врач и по совместительству мама двоих детей.