Знаменитый автор мультсериалов "Ну, погоди!" и "Приключения блудного попугая" Александр Курляндский написал первый развивающий учебник для начальной школы. Книга под названием "Кеша и его друзья в поисках клада" издана Ломоносовской школой в рамках образовательной технологии "ИнтеллекТ".

Этот учебник - принципиально новое явление в области учебной литературы, поскольку художественное изложение популярного автора сочетается в нем с упражнениями и тестами, формирующими знания по предмету "Естествознание" и развивающими интеллект ребенка. Вместе с героями популярного мультфильма - попугаем Кешей, Котом, Вороной и Вовкой - школьники выполняют множество интеллектуальных упражнений и решают логические задачи. Упражнения и тесты составлены сотрудниками научно-методической лаборатории Ломоносовской школы под руководством доктора педагогических наук Марата Зиганова. Кроме того, учебник позволяет решать проблему формирования навыков работы с письменными текстами у учащихся уже в начальной школе. Это учебное пособие охватывает весь материал, который включен в программу общеобразовательных школ для учеников четвертого класса по предмету "Естествознание" и является дополнением к основному учебнику.

Книга Курляндского - первая в серии 22 развивающих учебников для школьников. В ближайшее время планируется выход учебников по всем предметам общеобразовательной школы для учащихся 1-7 классов.

Развитие интеллектуальных способностей по каждому школьному предмету - это абсолютно новый подход в методологии, пока не имеющий аналогов ни в России, ни за рубежом.

Согласно последним исследованиям международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), российские школьники находятся на одном из последних мест среди сверстников из 32 стран мира по навыкам работы с письменным текстом - умению его понять, проанализировать, выделить главные мысли и использовать полученную информацию в дальнейшей работе. По данным мониторинга министерства образования, у большинства нынешних десятиклассников нет навыков, необходимых для продолжения образования: всего треть из них умеют анализировать тексты и высказывать собственное мнение в связи с прочитанным.

Комплексные исследования, проведенные в последнее десятилетие, позволили выявить определенные особенности реакций на учебную нагрузку и состояние здоровья школьников, обучающихся в общеобразовательных школах. При высокой учебной нагрузке и интенсификации подачи учебного материала в единицу времени у школьников к концу недели регистрируются неблагоприятные сдвиги артериального давления, значительно снижается работоспособность. По мнению отечественных и зарубежных исследователей, непременным условием современного образования является школьная перегрузка (surmenage scolaire).

"Важно, чтобы ребенку было легко учиться, - считает М. Зиганов. - Если ему легко - значит, интересно, ребенок не утомляется, уменьшается вероятность ухудшения здоровья и повышается вероятность формирования прочных знаний, умений и навыков. А легко учиться тому, у кого, наряду со всеми обычными качествами, есть еще и развитые интеллектуальные способности, которые нужны школе: память, внимание, мышление, воображение, чтение и пр. Причем интеллектуальные способности лучше развивать на материале всех школьных предметов".

Для развития предметного интеллекта учащихся в Ломоносовской школе создана образовательная технология "ИнтеллекТ". Группа ученых и педагогов научно-методической лаборатории "ИнтеллекТ" создали технологичную образовательную систему, позволяющую получать нужные результаты развития интеллектуальных способностей учащихся независимо от квалификации применяющих технологию педагогов. "Смысл нашей книги в том, что даже самый "серый" учитель может реализовать в своей практике наш новый подход (развитие интеллектуальных способностей), просто используя нашу книгу на уроках, - говорит М. Зиганов. - При этом ничего не нужно менять в программе и учебных планах".

Из выступления М. А. Зиганова на пресс-конференции, посвященной выходу книги "Кеша и его друзья в поисках клада":

Эта книга является новым словом в учебной и досуговой деятельности ребенка. В чем новизна книги?

Во-первых, в жанре литературы. Это художественно-учебная развивающая книга. До этой книги издавались другие книги, которые учили, развивали и одновременно развлекали. Но пока подобные книги не имели научного обоснования и не являлись элементом СИСТЕМЫ книг (системность издания включает в себя кроме серийности книг и взаимосвязь с окружающей действительностью!), их нельзя было объединять в свой отдельный жанр литературы. В рамки познавательной литературы не стоит включать книгу, так как это ограничивает рамки книги.

Во-вторых, новизна книги - в мотивационном воздействии на ребенка. О том, чтобы ребенок, пассивно относящийся к какому-либо школьному предмету, вдруг начал изучать этот предмет с интересом и при этом и развивать свои интеллектуальные способности, не могли мечтать родители и учителя! А эта книга делает эту работу, да еще и высокоэффективно!

В-третьих, новизна книги заключается в принципиальном решении проблемы развития интеллектуальных способностей детей. Теперь в рамках обычной общеобразовательной школы силами обычных педагогов и работая с обычными детьми можно успешно развивать их интеллектуальные способности, но не общие способности, а специальные интеллектуальные способности, способности, востребованные на каждом предмете и в каждом классе. Подробнее об этом - позднее.

Кому адресована книга? Эта книга используется учащимися 4-х классов российских школ в качестве дополнительного учебного пособия: изучая естествознание по своему учебнику, ребенок параллельно читает книгу о Кеше и его друзьях, выполняет задания на развитие интеллекта. Так как развивающие задания включены в сюжетную линию, то они выполняются с интересом, сформированным сюжетом и не являются чем-то навязанным и неинтересным. Так как в сюжетную линию вплетены знания, которыми овладевают четвероклассники на уроках естествознания, то заодно они закрепляют пройденные темы или заранее формируют интерес и предварительные знания по темам, которые еще предстоит изучить. В итоге, наряду с развитием интеллекта происходит и закрепление в памяти теории по предмету естествознание.

Для интеллектуального развития ранее мы использовали рабочие тетради, теперь можно использовать полноценные книги. Эта книга является одной из серии книг - мы подготовились к изданию 22-х развивающих интеллект книг, используемых на всех базовых предметах школьной программы в 1-7 классах (т.е. на уроках русского языка, математики, географии, истории и биологии).

Почему мы взялись за проблему интеллектуального развития и, причем, с таким подходом?

Раньше утверждалось, как абсолютная истина, что наше отечественное образование самое лучшее в мире. И никто не перепроверял утверждение. Когда мы начали заниматься проблемой развития вся страна (в том числе и любая кухарка) абсолютно уверенно продолжали утверждать то же. Я оказался среди тех, кто в своем узком кругу уже имел доказательства наличия глубоких проблем в отечественном образовании. Оказалось, что и раньше умные люди уже выявили многие проблемы и уже давно занимались на основе различных теорий и научных подходов.

Проблем действительно было и есть много. Наиболее важная из них - проблема страшной перегрузки из за обычной школьной программы (около 300%) и, как следствие, снижение интереса к учебе (100% к 7 классу даже в специализированных школах), приобретенные хронические заболевания (до 95% выпускников), низкий интерес в работе педагогов (см. репетиторство теми же педагогами), низкое качество знаний (т.н. низкий уровень компетентности учащихся и низкая функциональная грамотность).

Причин этой проблемы с такими страшными последствиями тоже много, но основной причиной является недостаточный уровень развитости интеллектуальных способностей учащихся (потенциальные возможности учащихся). Недостаточные способности для успешной, легкой и увлеченной учебы каждого ребенка...