Содержание:

Одаренные дети — частые гости телепрограмм, у них есть свои сайты, их достижения на виду. Но часто к школьному или подростковому возрасту детская одаренность проходит — потому она и называется "детской". Как поддерживать талант ребенка, чтобы не травмировать его ранними успехами? Вот два списка, которые помогут сориентироваться родителям одаренных детей.

Одаренный ребенок: как распознать?

По статистике, число детей, развивающихся быстрее, нежели их сверстники, составляет приблизительно 10% среди малышей до 3 лет, 2–3% — среди ребят от 4 до 7 лет и около 1% — среди школьников. И только 10% вундеркиндов достигают значительных успехов во взрослом возрасте.

К родителям одаренных детей в полной мере относится совет: "Не тяните растение из земли, дайте ему вырасти". У ребенка должны быть условия для того, чтобы заниматься любимым делом, не помешает и внимательный, умный педагог, но никаких планов вроде "Пятилетку в четыре года!", никаких завышенных ожиданий, никакой преждевременной славы, так как она — тоже испытание.

Для ребенка естественно жить моментом, получать радость от того, что он способен сделать сейчас, и не загадывать на будущее, — так не лишайте его этой счастливой возможности. Радуйтесь тому, что ваш ребенок умеет сейчас и не предвкушайте грядущих достижений. У одаренного ребенка, так же, как и у "обычного", впереди море времени. А если через пару лет он из "одаренного" превратится в "обычного", значит, так надо. Позвольте ребенку быть тем, кто он есть.

Как показывают американские исследования (в Америке много лет занимаются выявлением одаренных детей и организацией специальных программ для них), многие родители детей, признанных одаренными, заявляли о своем недовольстве тем, что ребенку приклеивают "ярлык" гения:

"Все было прекрасно, пока мы ни о чем не знали и просто радовались болтовне нашей дочки. А теперь приходится постоянно себя спрашивать, все ли возможное мы сделали для того, чтобы не зарыть талант в землю. Это выглядит неестественно".

К содержанию

Одаренный ребенок: как распознать?

Психологи разработали множество тестов, позволяющих распознать детскую одаренность, но, разумеется, ни один из них не совершенен. И все же ниже я привожу ряд признаков, которые часто заставляют родителей заподозрить, что их ребенок относится к особо одаренным:

  • развитое абстрактное мышление и умение решать поставленные задачи;
  • ускоренное прохождение этапов развития, характерных для данного возраста;
  • повышенная любознательность;
  • раннее мощное развитие речевых навыков (иногда оно обнаруживается только, если ребенка "разговорить");
  • удовольствие от учения и быстрое усвоение материала;
  • блестящее чувство юмора;
  • великолепная память (но не обязательно "быстрая");
  • высокий уровень активности (хотя дети-интроверты, погруженные в свои мысли, могут производить впечатление "бездельников);
  • ярко выраженная реакция на шум, боль или ограничения;
  • способность долго удерживать внимание на предмете или занятии, вызывающем интерес;
  • чувствительность и сострадание;
  • стремление к совершенству;
  • яркое воображение (например, придумывает себе товарища).

Как поддержать одаренного ребенка

К содержанию

Как поддержать одаренного ребенка

Так как же родителям не загубить талант одаренного ребенка? Американский исследователь Дэвид Льюис в 1979 году в результате изучения опыта тысяч семей с одаренными детьми составил список утверждений. Эти утверждения типизируют удачный подход к стимулированию позитивного умственного развития.

Разумеется, данный список нельзя рассматривать как прямое руководство к действию. Выполнить его в полном объеме могут разве что "сферический родитель и сферический ребенок в вакууме". И все же обязательно прочтите следующие сорок пунктов. Если при чтении каких-то из них вы подумаете: "Я так всегда делаю", не забудьте себя похвалить. Если решите: "А вот это надо попробовать" — великолепно. А если что-то вызовет у вас крайне негативную реакцию: "Вот уж это никогда!" — значит, так тому и быть.

  1. Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.
  2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
  3. Я сделал стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
  4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
  5. Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.
  6. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
  7. Я поручаю ребенку посильные заботы.
  8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
  9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
  10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
  11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.
  12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
  13. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
  14. Я никогда не наказываю ребенка унижением.
  15. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
  16. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
  17. Я регулярно читаю ребенку.
  18. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
  19. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
  20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
  1. Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
  2. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
  3. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
  4. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
  5. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
  6. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
  7. Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
  8. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.
  9. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
  10. Я не хвалю его беспредметно и неискренне.
  11. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
  12. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
  13. Я даю ребенку возможность действительно принимать решения.
  14. Я помогаю ребенку быть личностью.
  15. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
  16. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  17. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: "Я этого тоже не умею".
  18. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
  19. Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
  20. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.

К содержанию

Надо ли развивать одаренного ребенка?

А что же по поводу одаренных детей говорят современные исследователи? Большинство из них рекомендуют поддерживать гармоничное развитие личности. Иными словами, если вы видите, что ваш трех-четырехлетний ребенок проявляет явные способности в какой-то одной области, оставьте пока эту область в покое и займитесь всеми остальными, где его успехи не так очевидны.

Представьте себе, что ваш ребенок — это дом. Не трогайте те окна, которые сами открылись, и займитесь теми, которые еще закрыты. Например, если у трехлетнего малыша абсолютный музыкальный слух, но он почти не рисует и слабоват физически, предоставьте ему достаточное количество музыкальных инструментов (трещотки, свистки, дудочки, барабаны, колокольчики, "поющий ветер" и т.д.) и возможность слушать самую разную музыку, а потом пристройте его куда-нибудь на физкультуру и на занятия в изостудию. Опытный педагог и хорошая компания могут значительно стимулировать его интерес к рисованию. Даже если в будущем он станет музыкантом, хорошая физическая форма, а также умение "смотреть и видеть" ему очень пригодятся.