Тысячелетиями китайская медицина копила опыт излечения болезней. Тщательно и неторопливо изучались целебные свойства растений и животных, камней и металлов. Быть может, поэтому воздействие лучших китайских средств иногда так похоже на чудо.

Философия и практика

Понятия и термины восточной медицины достаточно экзотичны для нашего слуха, и, на первый взгляд, не соответствуют современным научным представлениям. Однако, они всего лишь наглядно описывают взаимодействие природных сил в человеческом организме, и в этом смысле уместны, справедливы и эффективны сегодня, как и тысячи лет назад.

В основе лежат весьма отвлеченные, с точки зрения европейца, теоретические модели: инь-ян (единство и борьба противоположностей), у-син (пять стихий), цзин-ло (взаимосвязь) и другие. Привнесение философских концепций в медицину определяющим образом повлияло на все ее дальнейшее развитие. Главным результатом стало то, что традиционная китайская медицина (ТКМ) рассматривает тело, ум и душу в единстве и взаимосвязи.

Согласно понятиям китайской медицины, человеческий организм представляет собой единое целое. Отдельные структуры этого целого находятся во взаимном динамическом равновесии, при нарушении которого возникают болезни.

Причинами нарушения равновесия, по наблюдениям китайских медиков, могут стать изменение климатических условий, неправильное питание, психическое возбуждение, переутомление, а также внутренние факторы, как-то: "застоявшаяся кровь", слизистые жидкости и др.

Первое из пяти классических Правил лечения гласит: лечить нужно человека, а не болезнь. Согласно остальным правилам, нужно выявлять истинную причину болезни, различая существенное и несущественное, а значит, одинаковое недомогание у разных людей лечить разными средствами. Причем начинать работу с пациентом предписывается до того, как он почувствует себя больным.

Все лечение подразделяется на три направления или этапа: снятие симптомов болезни, поиск истинной причины заболевания и устранение предрасположенности больного к тем или иным заболеваниям.

В арсенале ТКМ - пять основных методов воздействия на организм: акупунктура и прижигания, лекарственная терапия, мануальная терапия (массаж Туина), дыхательная гимнастика Ци гун, а также учение о питании.

Китайский врач тщательно изучает индивидуальные особенности больного. Расспрос, осмотр, ощупывание и даже обнюхивание могут продолжаться очень долго. После того, как поставлен диагноз, врач иногда дает лишь ряд простых рекомендаций по диете, поведению в определенных ситуациях, приему натуральных продуктов и трав. Однако, поскольку эти рекомендации подобраны специально для каждого больного, то их выполнение порой не только излечивает болезнь, но и приводит к общему оздоровлению тела и души пациента.

Путь через века

Если задаться целью проследить истоки китайской медицины, то отыщутся они, пожалуй, в Каменном веке. Именно так датируются самые древние каменные иглы для акупунктуры, обнаруженные при археологических раскопках. Между 500 и 300 гг. до нашей эры был написан первый китайский труд по медицине "Хуан Ти Нэй Цзин". В нем уже был теоретически осмыслен и обобщен традиционный подход к заболеваниям и их лечению. Во времена династии Хань врач Чжан Чжун Цзин обосновал лечение на основе распознавания характерных синдромов, а также создал классический труд "Сян Хань Лунь", посвященный простудным заболеваниям. Способы лечения инфекционных заболеваний были открыты в конце правления династии Мин. Во втором веке н.э. великий врач Хуа То, которого еще и теперь почитают как "бога хирургии", первым применил оперативное вмешательство при лечении различных заболеваний и использовал при операциях наркотическую смесь трав. В 1596 году врач Ли Ши Чжен написал книгу по лечению болезней травами, минералами и другими природными средствами "Бен Цяо Ганг Му". В ней описано 1892 вида лекарств, приведено изображение 1160 лечебных трав и дано 11 тысяч рецептов для лечения.

В течение столетий создавались учения о взаимосвязи различных органов и тканей, о значении симптомов, о диагностике недугов и методах восстановления равновесия в организме.

Однако, самому термину "традиционная китайская медицина" всего около полувека. Мао Цзедун, придя к власти в 1949 году, сначала объявил традиционную медицину феодальной и реакционной, и около девяти тысяч молодых китайских врачей отправились получать западное медицинское образование. А через несколько лет древнюю медицину - которая, собственно, с тех пор и стала официально называться ТКМ - вновь провозгласили национальным достоянием. Открылись и год за годом набирали силу мощные специализированные институты. Кропотливо исследовались десятки тысяч рецептов, на основе которых в соответствии с международными требованиями качества и безопасности создавались новые эффективные препараты.

Современная китайская медицина представляет собой органичное сочетание обоих направлений - западной медицинской науки и ТКМ, тем самым совершенствуя свои знания и практические возможности. Китайские врачи активно использует древние методы лечения в лечении и профилактике многих заболеваний.

Запад и восток: противостояние или синтез?

Если западная медицина пытается побороть болезнь воздействием извне, то китайская традиция стремится стимулировать внутренние силы оздоровления, присущие каждому человеку. При этом большое внимание уделяется тому, чтобы усилия врача и пациента составляли единую цельную систему.

Принцип цельности лежит в основе подхода китайского врача к любому пациенту, чем бы тот не был болен в конкретный момент времени. Эта особенность китайской медицины выгодно отличает её от практики современной западной фармацевтики, когда лечение конкретного органа нередко дает различные побочные эффекты или снижает иммунитет организма в целом (что отражено в известной поговорке нового времени - "одно лечим, другое калечим"). Там, где сложные процедуры современной медицины не оказывают эффекта, нередко помогают простые и естественные средства. Китайская медицина не применяет дорогостоящей аппаратуры и сильнодействующих синтетических препаратов, поэтому она особенно эффективна при длительно протекающих хронических заболеваниях, когда важно восстановить нормальную работу ослабленных или поврежденных органов. В тех же случаях, когда жизненно важно немедленное и радикальное воздействие на организм, необходимо обращение к современной медицинской практике. Таким образом, западная и восточная медицинские традиции не должны рассматриваться как "конкурирующие фирмы". Скорее, они могут замечательно дополнять одна другую, развиваясь и взаимодействуя, чтобы сохранить здоровье миллионам людей.

Приложение

Некоторые термины и понятия традиционной китайской медицины.

Энергия "ци" (функциональное начало)
Данное понятие не имеет ничего общего с физической энергией в современном смысле. В китайской медицине оно означает составной элемент, необходимый для образования человеческого организма и поддержания его жизнедеятельности, как в здоровом состоянии, так и во время болезни. "Ци" внутренних органов (например, "ци" печени) подразумевает их функцию или активность; существует питательная "ци" - субстанции внутри тела, содержащие питательные вещества и т. п. Согласно теории китайской медицины, нарушение, вызывающее болезнь проникает туда, где имеется недостаток "ци".

"Инь" и "ян"
В соответствии с древнейшей философской концепцией, используемой в ТКМ, это два противоположных фундаментальных принципа, охватывающие все явления окружающего нас мира (включая человека и природу). Организм человека представляет собой единое целое, в котором "ян" (активное, позитивное, определимое, мужское, день) и "инь" (пассивное, негативное, смутное, женское, ночь) дополняют друг друга. Китайские медики считают, что верхняя часть тела человека относится к "ян", а нижняя к "инь", поверхность тела к "ян", внутренности к "инь", полые органы (желчный пузырь, тонкий и толстый кишечник, желудок, мочевой пузырь) - к "ян", полные (печень, селезёнка, сердце, лёгкие, почки) относятся к "инь". Организм функционирует нормально, если "инь" находится в состоянии покоя, а "ян" имеется в достаточном количестве. Возникновение каждого заболевания основано на неуравновешенности "инь" и "ян": если возникает избыток одного, то проявляется недостаток другого, поэтому все заболевания могут быть рассмотрены в качестве инь- или ян-синдрома. При преобладании "инь" возникает холод, при преобладании "ян" - жар.

Телесные соки (флюиды тела)
Так в китайской медицине называются все нормальные жидкости человеческого организма, выделяемые различными органами секреции, как то: слюна, слёзы, пот и т. д.

Меридианы (каналы)
Они расположены по всему телу и являются путями прохождения "ци", крови и соков организма. За счёт соединительных функций меридианов, внутренние органы соединяются с внешними отверстиями тела, с кожей, волосами, сухожилиями, мышцами и костями, образуя единое целое человеческого организма. Используя понятия западной медицины, можно говорить, что система меридианов включает в себя функции кровеностной, лимфатической, периферической и вегетативной нервной систем.

6 патогенных факторов
В китайской медицине, эти понятия обозначают шесть природно-климатических факторов, воздействующих на организм, в результате чего возникают болезни. К ним относятся ветер, летняя жара, сухость и огонь, которые вызывают нарушения "ян"; влажность и холод - вызывают нарушения "инь". Они рассматриваются, в первую очередь, как причины возникновения заболеваний внешнего характера. Данные патогенные факторы могут воздействовать по отдельности или в комплексе, кроме того, они могут воздействовать внутри организма друг на друга и переходить один в другой.

"Влажность" ("сырость")
Различают "внешнюю влажность" - воздействие погодного фактора, характеризующееся головной болью, апатией (вялостью), чувством тяжести в конечностях и чувством полноты в груди; "внутренняя влажность" - нарушение функции селезёнки и желудка, недостаток энергии "ян" в почках и селезёнке, сопровождающийся снижением аппетита, диареей, чувством наполненности в животе, опуханием лица и отёком ног. Кроме того, выделяют "токсическую" или "ядовитую влажность", выражающуюся, например, в таких симптомах, как кровавый стул или появление кожных язв.

"Сухость"
Наносит ущерб сокам организма, характеризуется сухостью слизистой носа, запёкшимися губами, сухим кашлем, запорами и т. п.; внешняя сухость чаще всего проникает в организм через нос и рот, внутренняя сухость возникает преимущественно за счёт уменьшения флюидов (соков) организма и крови.

"Огонь"
Часто используется как синоним жара.
Огонь, как правило, исходит из тела, если связанное с ним заболевание вызвано внешним воздействием ветра, холода, летней жары, влажности, сухости. Так, к примеру огонь печени, желчного пузыря и сердца может возникнуть в результате психического возбуждения.
Состояние при болезни, связанной с огнём, характеризуется пылающим лицом, местными острыми воспалительными процессами и др.

"Токсический огонь" - чрезмерный токсический жар, часто сопровождающийся лихорадкой и жаждой, появление фурункулов, язв и других гнойных образований.

"Холод"
"Внешний холод", вызванный внешним воздействием, характеризуюется такими симптомами, как озноб, головная боль, ухудшение общего самочувствия, недостаточное потоотделение, напряжённый пульс.

"Внутренний холод" - нарушение функции внутренних органов в результате недостатка "ян" в организме, в частности, дисфункция почек и селезёнки, сопровождающаяся диареей, болью в животе, медленным и глубоким пульсом, чувством холода в конечностях.

"Ветер"
1) Проявление климатического воздействия природного ветра. Нарушение, им вызываемое, сопровождается лихорадкой и повышенной чувствительностью к ветру и холоду; часто оно рассматривается как предшественник болезни, вызываемой "влажностью", "сухостью" или "жаром". Для заболеваний такого типа характерны подвижность симптомов и изменение локализации болезни.
2) Синдром, характеризующийся головокружением, потерей сознания, конвульсиями, онемением, дрожанием конечностей и др.

"Внутренний ветер" ("ветер печени")
Может быть вызван избытком "жары" или "огня", "пустотой крови", истощением соков организма. Этот синдром связан с нарушением функции печени, вызванным избытком в ней "ян", поэтому его также называют "ветер печени". Он характеризуется головокружением, конвульсиями, судорогами и дрожанием конечностей, онемением, внезапными обмороками, односторонним параличом лица, закатыванием глаз и др.

"Летняя жара"
Воздействие данного климатического фактора выражается в следующих симптомах: лихорадочные состояния, головная боль, жажда, сухость во рту, повышенное потоотделение, одышка, ускоренный пульс, чувство беспокойства.

Микоян Юлия, по материалам сайта "Дао-Фарм".