Содержание:

"Творцами будущего" называл Борис Павлович Никитин детей. А сам стал первооткрывателем российской семейной педагогики. Он сотворил уникальную систему обучения и воспитания и тем самым проложил верный путь родителям, педагогам и воспитателям на многие годы вперед.

Опыт Никитина критиковали, ставили под сомнение и осуждали. Его смелой семье пришлось выслушивать постоянные упреки и предостережения, вопреки которым все семь детей выросли здоровыми, крепкими, закаленными, доброжелательными и воспитанными людьми, хорошими учениками и достойными работниками с завидным интеллектом. Со временем неприемлемые тогда идеи Никитина как-то незаметно перекочевали в норму и, несомненно, будут еще долго использоваться педагогами, родителями и врачами. То, что принималось когда-то в штыки, сейчас звучит правильно и не подвергается особым сомнениям, является общепринятым и знакомым. Прикладывание к груди ребенка сразу после рождения, свободный режим кормления, ношение младенца на руках, допуск малыша к ползанию по всей квартире, закаливание и физкультура, продолжительные воздушные ванны — эксперименты, проведенные в семье Никитиных. Раннее обучение, совместные домашние дела, детская самостоятельность...

Что же еще можно почерпнуть из опыта многодетной семьи Никитина, о чем поспорить и что принять?

К содержанию

Начать с начала

Помогая ребенку "делать зарядку" до рождения, Никитин продолжает занятия и после появления малыша на свет. Он выступает против лежания ребенка "полешком" и призывает заниматься с ним гимнастикой с первых же дней жизни.

Например, процесс взятия малыша на руки из кроватки Никитин превратил в настоящий цирковой номер. Казалось, что кроха лишь придерживает за руку отца и, присев, выпрыгивает из кроватки. И так во всем: энергичное общение с новорожденным, тренировка "опорного" и "хватательного" рефлексов, обучение падению только начавшего ходить малыша.

Робкому крохе, опасающемуся сделать первые шаги и оторваться от дивана, Никитин давал в ручку листок бумаги. И это была настоящая поддержка для малыша, он шел сам! Движение считалось в этой семье основой жизни.

Борис Павлович установил в комнате детей целый спорткомплекс. Дети сами определяли нагрузку, занимаясь на нем только по желанию, поднимаясь на высоту, доступную им. "Только ребенок, — пишет Никитин, — может так тонко определить границы, полезные для организма".

Нужно заставить работать скелетно-мышечную систему: если она будет достаточно развита, то у малыша будет здоровое сердце, хорошее пищеварение. Дыхательная, кровеносная и все остальные системы организма будут работать отлично.

Создавая детям условия для разнообразных движений, позволяя им двигаться, сколь они захотят, мы развиваем мышцы, укрепляем внутренние органы, способствуем умственному развитию.

К содержанию

Мороз и солнце

Никитин призывает закаливать детей, надевать на них легкую одежду, выносить на солнце с первых месяцев жизни, разрешать ходить босиком и руководствоваться при этом лишь самочувствием малыша.

Адаптивное поведение, способность новорожденного приспосабливаться к окружающей среде имеет очень высокий показатель. Новорожденный "спроектирован" природой с хорошим запасом прочности не для комфорта городских квартир, а для суровых условий существования на планете Земля, с жарой и морозами, перепадами температур, дождем и ветром. Действительно, чтобы человек, например, не умер от кровотечения, в его крови в 500 раз больше тромбона (вещества, вызывающего свертывание), чем надо для свертывания крови. Но важно не упустить драгоценное время. Если малыш рождается в жаре, включаются терморегуляторы, все средства, спасающие организм от перегревания, а если в холоде, то от переохлаждения включается иммунная система. В бездействии же, при рождении в теплой комнате, стерильных пеленках, купании в воде температурой 37 градусов, огромное количество приспособительных и защитных систем организма оказываются ненужными и постепенно атрофируются. Тогда любая погрешность в режиме и питании, легкое переохлаждение может представлять для малыша настоящую опасность.

Основные принципы семьи Никитиных

  1. Легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь ребят с самого раннего возраста, стали для них средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.
  2. Свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются, сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.
  3. Наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

К содержанию

Прививка против травматизма

Вопрос безопасности детей: всегда волнует их заботливых родителей и бабушек. Множество запретов сваливается на голову малышу: "Спички не брать!", "Острые палки, ножницы, гвозди отдать маме!" Да и родители чувствуют постоянное напряжение и ответственность за своих детей. "Не оставляйте детей без присмотра", "водите за ручку" как можно дольше и заботьтесь о ребенке, тем самым сняв с него заботу о собственной безопасности. Никитин считает такой путь борьбы с травматизмом непродуктивным и сиюминутным, не учитывающим последствий, к которым ведет. Он утверждает, что именно ограждение детей и способствует росту травматизма.

Другое дело, если малышу показать опасности, с которыми он может столкнуться, научить общаться с опасными предметами, помочь ему быть сильным, ловким и сообразительным и показать меру возможностей малыша. У народов Индии есть поговорка: "Умные родители иногда позволяют своим детям обжигать пальцы". Этот принцип и руководит Никитиным в вопросах детской безопасности. Он предлагает сделать детям "прививки" — допустить их к тем предметам, которые притягивают их словно магнит, и дать почувствовать на собственном опыте, что, например, к огню лучше не подходить — горячо, можно обжечься. Никитин советует даже расставить "ловушки": на край стола поставить чашку с холодной водой (чтобы кроха не тянул впредь посуду со стола), помогать упасть стулу в нужный момент, а иголочке слегка уколоть пальчик. "Пусть маленькая неприятность предупредит большую беду". И в этот момент, при первой встрече с опасностью мы будем рядом.

Однако есть масса ситуаций (открытые окна, транспорт), в которых опыт "малых доз" невозможен. И тут Борис Павлович нашел выход, достойный внимания: просто испугаться взрослому. Ребенок почувствует опасность и свяжет ее с данными обстоятельствами. Многие же родители, наоборот, на оживленных перекрестках города бегут с детьми между машинами (крепко держа их за руку в целях безопасности).

Откуда берутся таланты?

В ходе исследования мирового опыта в области педагогики Никитин пришел к выводу, что, так же как люди научились когда-то делать алмазы, они могут научиться делать таланты. Он назвал первое условие успешного развития — раннее начало. "Лишая ребенка… своевременного и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, — писал Никитин, — мы тем самым обрекаем его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат".

Интеллектуальными способностями детей супруги Никитины занимались, что называется с пеленок. И вся обстановка в квартире говорила о том, что здесь дети не только растут, но и активно развиваются. Карта мира, глобус, термометр и часы для детей, таблица Менделеева, счеты, столярная мастерская, измерительные приборы, музыкальные инструменты дополнялись уникальными играми, придуманными Борисом Павловичем: "Уникуб", "Сложи квадрат", "Сложи узор", "Кирпичики" и др.

Игры простые, имеющие различные степени сложности и массу вариантов заданий, названные "ступенями творчества" сегодня можно купить без особых проблем. "Это игры необычные, — пишет Никитин, — они родились в общении с детьми и при их непосредственном участии. В них можно играть уже на втором году жизни, как только малыш начинает различать форму и цвета, и в них же с удовольствием играют подростки и даже взрослые".

К содержанию

Вопросы воспитания

В семье Никитина было принято внимательно относиться к детским потребностям и проблемам. Родители должны жить жизнью детей, сопереживать и вникать в их нужды, а не пользоваться дежурными фразами и отработанными заготовками типа "Сколько раз тебе говорить!"; "Перестань немедленно". Для ребенка существует большая разница между фразой, например, в случае потерянного циркуля: "Опять на место не положила!" и монологом-игрой: "Иду я по комнате, вдруг слышу: кто-кто плачет, да так горько-горько. Смотрю — вот он, маленький, жалуется на какую-то девочку и про готовальню что-то пищит... Я идти хочу, а он за ноги цепляется — я чуть не споткнулся! — и говорит: "Возьми меня с собой, пожа-а-луйста, я домой хочу, к маме-готовальне, ей без меня плохо".

В семье Никитиных играли много. Одна из простых игр — прятки. В пенной воде во время мытья посуды теряется ложка: "Где она? Куда пропала? Вот она!" Простая игра для детей до года, позволяющая мыть посуду вместе с ребенком. Малыш может стать помощником даже до своего первого дня рождения: подать для чистки картофель на стол или открыть дверь перед мамой, несущей тяжелые сумки. И эта помощь играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Нужно дать возможность малышу помогать, сострадать, жалеть... Он должен с малых лет чувствовать обратную связь: не только родители ему, но и он родителям.

Известные правила воспитания из системы Никитина: "Нельзя — значит нельзя, можно — значит можно"; "Запрещений не должно быть слишком много" — снова и снова напоминают родителям психологи и педагоги. А сформулированы они были более 40 лет назад.

Вот только в нашей стране системой Никитина предпочитают пользоваться лишь 5-7% родителей. Однако, познакомившись с идеями этой семьи, убеждаешься: педагогические новшества Никитина заслуживают куда более внимательного к себе отношения.

Решил в своей семье Никитин и вопрос, как накормить ребенка. Нет, он не стал красиво сервировать стол, уговаривать малыша, развлекать его и проводить беседы о пользе продуктов. Причиной желания есть является прежде всего голод! Если ребенок не хочет есть, пусть ждет до следующего приема пищи. Исключение можно сделать только для малышей. Дети Никитина никогда не страдали плохим аппетитом.

Никитин смог решить массу задач: как найти время для занятий с детьми, когда следует наказывать и как хвалить, где найти середину между чрезмерным вниманием к ребенку и заброшенностью. Его книги издаются во многих странах, японцы сделали систему Никитина одной из программ в детском саду. В Германии есть Институт Никитина...

В нашей стране пользуются этой системой лишь 5-7% родителей. Но идеи Никитина заслуживают более внимательного к себе отношения.

Марина Андросова, педагог