Содержание:

"Расскажи мне сказку!" Это знакомые всем с детства слова. Свою любимую сказку мы помним всю жизнь. И из всех сказок на свете мы почему-то выбрали именно эту. "И это не случайно," — говорят психологи.

Волшебные сказки являются чистейшим выражением коллективного бессознательного. Каждый народ, нация имеют свои собственные способы и особенности переживания психической реальности. Психологи уже давно занимаются толкованием сказок, раскрывая тайный смысл символов, при помощи которых сказка "общается" с нами.

Как выражение коллективного бессознательного сказки оказывают большое влияние на формирование нашего сознания в детстве. Сказка помогает ребенку наладить связь с окружающим его миром. Сказки обычно рассказываются на ночь любимые люди. Мягкий, убаюкивающий голос, читающий сказку, погружает ребенка в состояние легкого транса. В таком состоянии бессознательное ребенка легкодоступно для проникновения символов, знаков, при помощи которых с нами "говорит" сказка.

Выбор образов, которые хранит наше сознание, с детства зависит еще и от того, что нас с детства окружает: семья (отношения наших родителей, взаимодействие родителей с ребенком), нравственные ценности семьи и, конечно, личность и опыт (пусть еще и не очень большой) ребенка. Символы как матрица накладываются на индивидуальные особенности ребенка, его восприятие, взаимодействуют с его бессознательной сферой, затем в процессе "обработки" мозг интерпретирует полученную информацию, которая становится частью актуального опыта человека.

Ребенок слушает сказку и отождествляет себя с ее героями, проживает в своих фантазиях волшебные приключения. Сказка — это вымысел от начала и до конца, но для ребенка сказка может "оживать" в его собственных фантазиях. Так впервые ребенок познает окружающий мир, через героев и принцесс он обретает основы собственного понимания взаимодействия мужского и женского начала.

К содержанию

Индивидуальная сказка и личный сценарий

Сценарий № 1. Идеальная жена

Русские сказки чаще всего отражают патриархальные семейные ценности, где роль героини-женщины пассивная, часто зависимая.

Героиня русской сказки — это женщина, девушка, которая умеет трудиться, терпеть и понимать, а главное ждать. Женские персонажи в русских сказках — Василисы-примудрые, Марьи-искусницы, Крошечки-хаврошечки — работают, терпят плохое отношение со стороны зловредных мачех, проходят различные испытания. За свои страдания в качестве бонуса они обретают счастье в виде мужа Финиста — Ясного сокола. Слушая такие сказки и нравоучения мамы, девочка с детства усваивает следующее: "Если ты будешь послушной и хорошей, то прекрасный принц это оценит, и ты получишь стабильный брак, будешь жить долго и счастливо". Если такое поведение еще и поощряется в семье, то в зрелом возрасте мы получаем определенный тип женщины, где покорность и пассивность проявляется также и во взаимоотношениях с мужчиной. Такие женщины не умеет, а очень часто просто боятся говорить о своих желаниях, ведь в бессознательном крепко закрепились примеры "наказания" за неправильное поведение (непослушание).

В сказках нехорошие девочки обычно имеют неприятности, если ведут себя не в соответствии со стереотипной женской ролью: на них находится баба-яга или какой-то другой не менее грозный авторитет, который наказывает.

Патриархальное общество, отстаивая такие ценности как "женщина-мать", "хорошая тихая жена" не оставляет место для проявления индивидуальности.

Целомудренное поведение женщин издавна поощрялось в нашем обществе. Возможно, именно поэтому, не смотря на моду на открытую сексуальность, у нас остается так много женщин, в глубине психики которых сохранились запреты на проявление сексуальности и даже на обсуждение вопросов, связанных с сексом. В нашей стране много женщин, неудовлетворенных своей женской ролью и качеством своей личной жизни.

Сценарий № 2. "Капризная принцесса"

Этот образ хоть и имеет отличие от первого хотя бы в том, что любовь и внимание здесь сосредоточено на самой себе, а не на мужчине, но при этом поведение женщины не менее, а в чем-то даже более пассивно, чем у "безропотной жены".

Принцессы из сказок часто милы и очаровательны, при этом они с детства окружены родительской любовью, а часто эта любовь похожа на кокон, который настолько плотно окутывает с детства девочку со всех сторон, что не дает никакой возможности разглядеть за ним "реалии жизни". Отношения с мужчинами могут быть поверхностными, не всегда приводящие к сексуальным контактам. Ведь цель инфантильной и капризной принцессы получить своего идеального принца. Очень часто бывает и так, что в погоне за идеалом принцессы-перфекционистки не обретают желаемого. Вместо прекрасного мужа и вечного пьедестала они получают простолюдина, так как в погоне за идеальным партнером можно упустить всех "идеальных женихов" и выйти замуж за первого встречного.

Отголоски такого сценария слышны в сказке, адаптированной братьями Гримм для европейского читателя, "Король-дроздобород".

Сценарий № 3. "Разборчивая невеста"

Некоторые принцессы бывают слишком разборчивыми, поэтому свою сказочную сексуальность могут отдать мужчине только в обмен на статус, социальные или материальные блага. Такой женский образ мы можем увидеть в сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане", когда в обмен на обладание такой женщиной главному герою приходится пройти разные испытания, связанные с риском для жизни и здоровья. Такие принцессы бегут от любого упоминания о каких-то базовых семейных ценностях. Прежде чем создать семью с каким-то мужчиной, он должен продемонстрировать самые разнообразные умения и способности. И принцессу рассмешить, и пойти "туда, не знаю куда, принести то, не знаю что", неприятеля победить и летучий корабль построить. Такая женщина, выйдя замуж, начинает повышать требования к супругу. Фактически, она проверяет его надежность, сговорчивость, а также социальную и физическую силу. Такая женщина требует от мужа постоянного внимания к себе, высоких заработков в обмен только лишь на свою женскую привлекательность. Хорошо, если этот сценарий будет устраивать обе стороны. А если одной из сторон надоест?

Сценарий № 4. "Спящая красавица"

Сценарий таких сказок всем давно известен. Он встречается в следующих сказках: "Спящая красавица", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", "Белоснежка и семь гномов", "Руслан и Людмила". По условиям этого сценария женщина ждет своего мужчину-принца в надежде, что он придет и спасет ее от унылой и безрадостной действительности, разбудит ее сексуальность. Чтобы получить "принца своей мечты", необходимо ждать, главное дождаться, а там начнется "сказочная жизнь". Женщины, на которых влияет такой сценарий, часто живут в иллюзии, что с приходом принца ее жизнь изменится удивительным образом. Опасность такого сценария в том, что женщина сама для себя, для своей жизни ничего не делает, уповая на мифического героя. Результат опять — таки может быть далеким от идеального.

Надежда Кузьмина

Статья предоставлена сайтом "Психологический навигатор"