Содержание:

Еще как играет! Страх — одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. Вполне вероятно, что даже самая первая. Во всяком случае, многие врачи и психологи считают, что ребенка, проходящего через родовые пути, охватывает запредельный ужас. Может, поэтому в старину бытовало поверье, что дети, появившиеся на свет в результате кесарева сечения, отличаются особым бесстрашием.

Если о многих детских проблемах можно сказать, что, скорее всего, ребенок их со временем перерастет, то со страхами дело обстоит отнюдь не так утешительно. Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним. Что же делать родителям? Как помочь маленькому трусишке? Мой совет — играйте с ним!

К содержанию

Страх: хуже только бесстрашие

Прежде всего — не следует вдаваться в крайности. В конце концов, иметь ребенка, который совсем ничего не боится, а потому способен на любое безрассудство, гораздо ужаснее. Запредельное бесстрашие встречается при некоторых психических заболеваниях. Впрочем, и родители неотягощенных этой проблемой детей тоже находятся в постоянной тревоге за судьбу своего сына или дочери. В этом смысле боязливый ребенок причиняет взрослым гораздо меньше волнений. Он осторожен, с ним реже происходят несчастные случаи. Но беда в том, что грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой. Боязнь всех и вся в прямом и переносном смысле слова мешает ребенку жить. Она разъедают его душу и вызывают невротические расстройства. Тики, навязчивые движения, энурез, заикание, тревожный сон, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими, дефицит внимания — вот далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодоленный детский страх. А подчас он может указывать и на более серьезные психические заболевания (шизофрению, аутизм). Но, разумеется, диагноз должен ставить только врач.

К содержанию

Страх: что делать родителям?

Прежде всего, следует критически оценить семейную ситуацию, проанализировать свое поведение. Очень часто страхи появляются у детей, когда их... чересчур опекают. Мир начинает представляться им грозным и враждебным. Иначе с чего бы взрослым оберегать каждый шаг? А поскольку мира такой ребенок практически не знает (ему не дают возможности с ним познакомиться по-настоящему), место знаний занимают фантазии. Неизвестное всегда страшит нас вдвойне.

Поэтому, как ни велик соблазн держать ребенка под своим крылом чуть ли не до старости (тем более что и взрослым так гораздо спокойнее), умные родители начинают постепенно отпускать детей "в свободное плавание". Разумеется, учитывая и возраст, и характер детей, и особенности своего окружения: что в нем принято, а что — нет. К примеру, в маленьких российских городках, где немного машин и жизнь достаточно безопасна, дети начинают гулять самостоятельно раньше, чем в Москве (здесь они теперь получают это право лет в 10-11). Учитывать подобные вещи важно потому, что в противном случае ко всем прочим комплексам ребенка прибавится еще и страх стать посмешищем для знакомых детей, а это мучительно. Гораздо мучительней, чем думают иные взрослые.

Кроме того, детские страхи нередко вызываются конфликтами в семье. Причем взрослые зачастую об этом даже не подозревают. Они могут кричать, ругаться, а ребенок в это время будет спокойно играть в своем уголке. Но в большинстве случаев отсутствие непосредственной реакции на конфликт взрослых не означает, что ее нет вовсе. Она просто окажется отсроченной и выразится в какой-то другой, часто неожиданной форме. Например, ребенок вдруг начнет заикаться, писаться по ночам или бояться темноты, одиночества, привидений и пр.

Но не у всех же детей гиперопека и семейные конфликты вызывагот подобную реакцию! Не у всех, конечно, тут многое зависит от особенностей психики ребенка. Ранимые, чувствительные, впечатлительные дети чаще подвержены страхам. Особенно тяжело приходится мальчикам. Они оказываются зажатыми в двойные тиски. Маленького трусишку мучает не только страх, но и стыд за него. Родители ни в коем случае не должны смеяться над боязливым ребенком. Они (особенно отцы) часто делают это "из воспитательных соображений", надеясь, что мальчишке станет стыдно, и он исправится. Но добиваются этим лишь того, что ребенок замыкается в себе и перестает доверять взрослым.

Другое дело — в хорошую минуту, когда ребенок ничего не боится и не нервничает, вместе с ним посмеяться... о нет, не над ним, а над его страхом! Как сделала, например, мама Антошки. Мальчик боялся некой "тети королевы", которая не раз являлась ему во сне. Настолько, что даже не мог толком рассказать, какая она. И рисовать поначалу отказывался. Тогда мать по совету психолога предложила ему: "Давай нарисую сама, ты только будешь мне подсказывать, правильно ли я ее себе представляю". Антоша согласился и мало-помалу втянулся в этот процесс, начал подсказывать все более охотно. Если он вдруг не мог вспомнить какую-то деталь сна, мама просила его придумать или предлагала свой вариант. Естественно, "тетя королева" получилась на рисунке не очень-то и страшной. Потом Антоше было предложено нарисовать ее во дворце. Он с удовольствием принялся раскрашивать трон. Потом во дворце появились заколдованные люди. Страшный, непонятный, тревожный сон все больше начинал напоминать волшебную сказку. Мальчику становилось все интереснее, а главное, он ощутил себя в привычной стихии, где события развиваются по известным законам и добро непременно в конце побеждает зло.

Затем он по просьбе взрослых стал вводить в рисунки себя, упоенно изображал игрушечную саблю, которую ему подарили на день рождения. Дальше мама подключила к отыгрыванию страха кукольный театр. Заколдованных людей освобождал , конечно же, Антошка. Игpa продолжалась несколько месяцев, обрастая все новыми забавными подробностями, и постепенно грозная "тетя королева" превратилась в смешную и совершенно нестрашную старушку, чем-то напоминавшую Шапокляк из сказки про Чебурашку.

К содержанию

Страх: излечиваться не спеша

Хорошо, когда родители (и в первую очередь папы) рассказывают сыновьям и дочкам о своих детских страхах. Это вселяет в малышей уверенность. Раз уж даже папа, сильный, смелый папа в детстве боялся, а потом сумел преодолеть свой страх, значит, не все потеряно! Такие истории можно и придумывать, стараясь сделать их посмешнее. Не бойтесь за свой авторитет. Он от этого не пошатнется. Наоборот, вы сблизитесь с ребенком, станете лучше понимать друг друга.

Помогая ребенку справляться со страхами, не надо стремиться к скорому результату. В данном случае, пожалуй, как никогда уместна пословица "Тише едешь — дальше будешь". Но не торопите малыша, чтобы не нанести ему вторичную психическую травму. Следует усиленно внушать ему, что он уже многое в себе преодолел, что раньше (пусть даже это не соответствует действительности!) он трусил гораздо больше. Любая, самая незначительная победа (скажем, раньше ваш сын наотрез отказывался войти в темную комнату, а тут вдруг на мгновение заглянул туда) должна отмечаться родителями как огромное достижение, о котором нужно с гордостью рассказывать родственникам и знакомым, причем непременно так, чтобы ребенок это слышал. Помните: его трусость уязвляет гораздо больше, чем вас. И как только он дозреет, он поборет свой страх. А ваша похвала для него как солнечные лучи для наливающегося соком плода.

Очень помогают и специальные игры, направленные на преодоление страхов. Об этих играх и о страхах, которые они помогают преодолевать, стоит поговорить конкретнее.

К содержанию

Страх темноты

Это один из самых распространенных страхов у дошкольников и младших школьников. Честно говоря, и среди взрослых найдется немало таких, которым темнота внушает опаску. В ней есть нечто мистическое, недаром у всех народов с ночью связано множество страшных поверий, легенд и сказок. Особенно силен страх темноты у народов, не затронутых современной цивилизацией, а поскольку у детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых (недаром им так близки сказки), то неудивительно, что темнота часто вызывает у них панический ужас.

Поэтому ни в коем случае не нужно заставлять ребенка засыпать в темной комнате. Это можно делать только с его согласия. Казалось бы, столько на эту тему написано, но до сих пор многие родители уверены, что сон при включенной люстре для детской психики гораздо вреднее, чем ежевечерний стресс. Они и стрессом-то это не считают! "Пусть привыкает", — вот распространенный ответ. Хотя потом, когда ребенок, раскрывшись перед с психологом, начинает рассказывать, какими чудовищами населена для него темнота, родителей самих прошибает холодный пот.

Не насилуя волю ребенка, предложите ему различные игры, благодаря которым он незаметно преодолеет страх темноты.

К содержанию

"Бобры"

Охотник пытается поймать бобра (или бобров, если играют несколько детей). Бобер прячется от него под столом, который накрыт скатертью, свисающей до полу, и сидит там, пока не убедится в том, что охотник ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. Например, охотник может сказать, что он сейчас обшарит соседнюю рощицу, т.е. выйдет в соседнюю комнату и вернется не так уж и скоро. Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить свое жилище.

К содержанию

"Кукольные прятки"

В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещенном помещении, а некоторые — в темном (днем — в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером — при включенном ночнике). За игрушку, найденную в темноте, дается больше очков, чем за ту, поиски которой велись на свету. Поначалу подыгрывайте ребенку, оставляя игрушки в темной комнате на видном месте.

К содержанию

Страх одиночества

Обычно дети уже лет в шесть достаточно спокойно остаются дома одни, хотя бы ненадолго. И уж тем более спокойно играют одни в комнате, давая возможность родным заниматься делом и не требуя их постоянного присутствия рядом. Нервных же детей одиночество часто тяготит и пугает. О том, чтобы оставить их где-нибудь одних, не может быть и речи.

Такое поведение бывает обусловлено самыми разными причинами: и полученной некогда психической травмой, и ревностью, и природной робостью, и деспотизмом, для которого страх — это лишь маскировка. Аутичные дети, избегающие контактов с окружающими, тоже на самом деле боятся одиночества, у них наблюдается этакий симбиоз с родителями (обычно с матерью). Понять истинную причину нежелания ребенка оставаться одному совершенно необходимо, потому что в разных случаях требуется разный подход.

Здесь пойдет речь об истинном страхе одиночества, часто присущем хрупким, болезненным, застенчивым, нерешительным детям. Обычно у них высокий интеллект и развитое воображение, но при этом они почти не играют самостоятельно и практически не имеют какой-то своей отдельной внутренней жизни, часто томятся скукой, не знают, чем себя занять, не играют или плохо умеют играть в ролевые игры. Воображение их не находит адекватного выхода и усиленно "штампует" страшные образы. Поэтому наипервейшая задача родителей — направить богатое воображение ребенка в менее болезненное русло, научить его самостоятельной работе, ролевым играм, творческому самовыражению. Часто бывает достаточно даже небольшого толчка, чтобы творческая энергия таких детей буквально забила фонтаном.

К содержанию

"Малютка потерялась"

Эту сценку лучше разыгрывать при помощи кукол.

Однажды ваш ребенок (пусть играет себя сам, тем более что малыш вряд ли будет отказываться от столь лестной роли) увидел в магазине маленькую девочку (возьмите совсем крохотную игрушку, чтобы ребенок почувствовал себя по сравнению с ней особенно большим и сильным). Девочка плачет. Ваш сын или дочь заговаривает с ней и понимает, что она потерялась. Дальнейшие действия вашего ребенка должны от игры к игре становиться все более уверенными и решительными. Пусть сначала он просто утешит малышку и поиграет с ней, пока ее не найдут родители. В следующий раз пусть выяснит у нее, где именно она потерялась, и отведет ее туда, где, по его мнению, девочку будут искать мама с папой. Затем пусть подойдет с малюткой к администратору магазина и попросит вызвать родителей девочки по радио. Эти эпизоды будут не только вселять в вашего ребенка уверенность в собственных силах, но и подскажут ему правильную тактику действий в подобных ситуациях.

К содержанию

"Сюрпризы"

Дети обожают сюрпризы. Пользуясь этим, можно постепенно приучать их к одиночеству. Готовьте друг другу сюрпризы. Для этого, естественно, нужно будет на какое-то время уединиться. Старайтесь, чтобы ваш сюрприз действительно обрадовал ребенка, и не скупитесь на выражение восторга, получая подарок от него. Тогда положительные эмоции заслонят страх, а если вы потом в присутствии родных или друзей похвалите малыша не только за золотые руки, но и за терпение и смелость, то не исключено, что на довольно долгое время "Сюрпризы" станут его любимой игрой. Что ж, вскоре вы начнете испытывать нехватку новых идей. Советую поискать книги по оригами (японское искусство складывания фигурок из бумаги), а также освоить несложные фокусы. И то, и другое, как правило, вызывает у детей живой интерес.

Татьяна Шишова,
детский психолог