Содержание:

Семейное обучение в России практикуется достаточно давно, с 1992 года. Именно тогда был принят закон «Об образовании», позволяющий родителю делать выбор — отправлять ли ребенка в школу (государственную, муниципальную, частную) или самостоятельно обучаться на дому. Примерное положение о семейном образовании, изданное Министерством образования РФ, определяет порядок обучения и аттестации по этой форме. Взаимоотношения между семьей учащегося и образовательным учреждением регулируются договором.

Порядок перехода на семейную форму обучения определен приказом Министерства образования РФ № 225 от 27 июня 1994 г. и Примерным положением о получении образования в семье (Приложение № 5).

Семейное образование часто путают с домашним. На домашнем обучении учатся дети, которые по разным причинам не могут посещать школу (чаще всего это медицинские показания). Причиной также может быть и гиперактивность ребенка (который физически не может высидеть 45 минут урока), и легкое отставание в развитии и т.д.

На семейном обучении учатся дети, которые в школу ходить могут, но их родители этого не хотят. Например, дети с так называемым «опережающим развитием», которых не устраивают темпы школьной программы, дети, профессионально сориентированные.

Причины того, что родители не хотят отводить ребенка в школу, конечно, имеют под собой почву. Родители хотят избавить детей от излишней нагрузки, ненужных знаний, избежать психологического насилия, одним словом, создать комфортные, в том числе и с психологической точки зрения, условия для обучения малыша.

В общем, причин предостаточно. К сожалению, зачастую в наших средних школах до сих пор ребенок для школы, а не школа для ребенка.

Надо сказать, что семейная форма обучения нашла немало приверженцев в западных странах. Так, например, в США сегодня ежегодно около 1 млн. аттестатов зрелости выдаётся детям, обучающимся на дому.

Итак, давайте взвесим основные «за» и «против» семейного обучения.

К содержанию

Аргументы «за».

  1. Родители могут регулировать ежедневные нагрузки и режим ребенка, минимизируя вред для здоровья. По мнению медиков, причина появления болезней нервной системы, нарушения пищеварения, проблем со зрением у школьников — это неправильное питание и хронические перегрузки.
  2. Каждый ребенок занимается в своем темпе — это принципиальное отличие семейного обучения от школьного. На семейном обучении у ребенка есть возможность изучать непонятную тему до тех пор, пока все не станет кристально ясно, с другой стороны, не засиживаться на темах, которые ребенку понятны. В школе ребенок практически не может выбрать то, что ему интереснее и нужнее всего, а в семейном образовании это возможно. Ребенок имеет возможность выбора, позаниматься математикой или уделить больше внимания русскому.
  3. Все по-честному. Стоит ли говорить, что оценки, которые ученик приносит в дневнике, далеко не всегда отражают реальный уровень знаний по предмету. Тройки, четверки, пятерки не всегда являются заслуженными. К тому же выставляемые незаслуженно оценки могут быть постоянным стрессом для ребенка и служить дополнительным негативным поводом для «общения» с родителями.
  4. В семейной школе нет обязательных учебников. Дети могут учиться с учетом индивидуальных особенностей, пристрастий и способностей, по своей программе, по своему учебнику. Они учатся работать с разными источниками информации и обобщать сведения.

К содержанию

А каковы аргументы «против»?

  1. Первый и самый главный аргумент, который активно обсуждается сторонниками и противниками семейного обучения — социализация. Без школы ребенок растет в тепличных условиях, а значит, оказывается не готов к социальному взаимодействию с самыми разными людьми (как приятными, так и не очень). Разрешать конфликты, проявлять характер, конкурировать, идти на компромиссы, все, что необходимо в реальной взрослой жизни — ко всему этому ребенок может оказаться не готов. Всё это может стать причиной серьёзных проблем в будущем. Сторонники семейного образования с этим не согласны. У детей, находящихся на семейном обучении, остается гораздо больше времени на кружки, секции, студии и прочие дополнительные занятия, где они и набираются социального опыта, активно общаясь как со сверстниками, так и с взрослыми. Они совсем не затворники, а то, что ребенок мало общается со «школьным» социумом, скорее плюс, чем минус.

  2. Выбирая семейное обучение для ребенка, Вы должны быть энтузиастом и понимать, что совмещать собственную карьеру и обучение ребенка практически невозможно.
  3. Обучая ребенка дома, именно родитель берет на себя ответственность за качество полученного образования. Если Вы решили посвятить себя обучению ребенка, Вам необходимы такие качества, как принципиальность, дисциплинированность. Вы также не знаете наверняка, будет ли ребенок в будущем благодарен Вам за такой выбор. Очень скоро в школу пойдут дети тех, на ком впервые опробовали семейное образование (16 лет назад) и тогда мы узнаем об их отношении к выбору родителей. Посмотрим, какой выбор сделают теперь они для своих детей (в пользу школы или в пользу семейного обучения).
  4. Необходимо придерживаться «золотой середины». С одной стороны, ребенок не должен быть тепличным, с другой, некоторые родители, увлекаясь идеей о гениальном ребенке, забывают про его физическое и психическое здоровье и перегружают занятиями.

Родители часто не могут дать объективную оценку результатов ребенка, поэтому определить эту самую «золотую середину» бывает сложно.

Как видите, все неоднозначно.

Если вы задумались над переводом ребенка на семейное обучение, вам следует знать следующее.

  • Вы можете перевести ребенка на такую форму обучения в любое время, с любого класса, при этом в любой момент можно вернуться к занятиям в школе.
  • Если Вы решились, Вам следует подать заявление в школу и дождаться, пока его подпишет директор. Вы составляете со школой письменный договор, где определены все вопросы аттестации — сроки, программа, участие домашних учителей, оплата школьных. Это юридический документ.
  • Ученик числится в школе, у него такие же права, как и у других учеников. Школа получает на него финансирование. Государство обязано выплатить родителям денежные средства, равные затратам на образование ребенка. Как говорят знатоки, эта процедура занимает массу времени, а денежная компенсация ничтожно мала.
  • Ученик каждые полгода или год (в зависимости от письменной договоренности с педсоветом) проходит аттестацию в общеобразовательной школе, и по ее итогам по решению педсовета переводится в следующий класс.
  • Результаты тестирования заносятся в журнал.
  • Решив учить ребенка дома, вы можете это сделать сами или пригласить преподавателей. (Ими могут быть и учителя школы.)
  • Все спорные вопросы решают местные органы управления образования (бывшие РОНО). Там же вас должны познакомить с Законом «Об образовании» и Примерным положением «О получении образования в семье».

Вопрос, затронутый нами сегодня, становится чрезвычайно актуальным. Статистика показывает, что количество россиян, желающих перевести своих детей на семейное образование, неуклонно растет, особенно в крупных городах. И сегодня мы затронули только вершину айсберга.

Одно можно сказать точно — с выбором торопиться не стоит.

Барбара Кертис, профессиональный педагог и мать 11-ти детей, написавшая книгу по проблемам домашнего образования («Первые шаги для подготовки вашего ребенка к жизни»), предлагает родителям вот что: «Если родители хотят дать своим детям домашнее образование, они должны ответить на два ключевых вопроса:

  1. Будет ли это полезно для ребенка?
  2. Способны ли мы стать хорошими учителями?».

Дорогие родители, прежде чем сделать выбор, подумайте над этими вопросами.

Мария Демина