Содержание:

День рождения — самый любимый детский праздник. Но помимо приятных хлопот, связанных с торжеством, родители именинника могут столкнуться с проблемами. Они возникают неожиданно, как злая Дюдюка Барбидокская из мультфильма, и норовят всем испортить настроение. Как с ними справиться, расскажут психологи.

К содержанию

Ревность к друзьям

Иришка серьезно готовилась ко дню рождения. "Ты королева праздника", — торжественно объявила мама. "Сегодня ты самая красивая", — вторила бабушка. Когда мама расспрашивала гостей, как у них дела, именинница терпела. Но когда бабушка стала нахваливать платье Женечки, а потом в конкурсе первое место занял Андрюша, девочка не выдержала: толкнула победителя, показала язык подружке и надулась.

Почему. "Я именинник, я главный. Но почему мама уделяет внимание другим детям, хвалит их?" — рассуждает ребенок. Пытаясь переключить внимание на себя, он начинает капризничать, злиться и обижаться на весь белый свет.

Как не допустить. Стоит заранее продумать сценарий праздника и обсудить его с виновником торжества: кто придет, как встретим гостей, что будем делать. Это настроит малыша на правильный лад. Можно сказать: "Это праздник и для твоих друзей тоже, ведь они пришли поздравить тебя".

На детском дне рождения обязательно должны присутствовать родители. Конечно, речь идет не о строгом контроле — просто направляйте игры ребятишек в нужное русло, уделяя внимание каждому. Дети старше семи лет уже в состоянии веселиться самостоятельно, мамы-папы могут ограничиться проведением нескольких конкурсов и торжественным разрезанием торта — тогда для ревности не возникнет повода.

Решаем на месте. Ласково отведите ребенка в сторону и успокойте. С дошкольником можно использовать "ритуалы" — попить водички, умыться, улыбнуться своему отражению в зеркале. Не акцентируйте внимание на происходящем ("Как ты мог!", "Тебе не стыдно?"). Не ругайте, ведь это тоже своего рода внимание. А значит, малыш сделает вывод, что таким образом — скандалами, обидами — его можно добиться. Ребенку постарше объясните, что хозяин должен заботиться о гостях вместе с родителями.

К содержанию

Желание остаться одному

Алена с утра ждала гостей, каждые полчаса подбегая к маме с вопросом: "Ну, скоро все придут?" И вот друзья звонят в дверь, а именинница, нарядная, в бантах, вдруг бросается в свою комнату и закрывается там.

Почему. Наиболее распространенная причина — так называемый "синдром невесты", когда накануне свадьбы возникает желание сбежать от всех и вся. Когда человек, не важно — большой или маленький, очень ждет какого-то события, считает дни, на нервной почве происходит этот самый сбой. Кроме того, виновник торжества может подсознательно бояться неудачи, разочарования. Он столько всего нафантазировал — а вдруг что-то пойдет не так? Пусть уж лучше вообще ничего не будет, надо только спрятаться от всех. Не исключен и другой вариант — ребенок может запереться в комнате назло родителям, устраивая им своего рода проверку. "Интересно, что они будут делать, если я поведу себя не так?"

Как не допустить. Не стоит слишком много говорить о предстоящем празднике — дети и так ждут — не дождутся заветного числа.

Решаем на месте. В первом случае лучше всего переключить внимание ребенка с главного события — дня рождения — на незначительное, бытовое. Например: "Пошли, поможешь мне расставить тарелки" или "Сосчитай, сколько гостей пришло, чтобы знать, на какое количество частей разрезать торт". Если же именинник проверяет вас на толерантность, правильнее всего выровнять ситуацию, не усугубляя конфликт. Мягко и ласково уточните: "Хочешь остаться в комнате? У тебя, наверное, голова болит, устал? Посиди, а когда захочешь — приходи к нам".

К содержанию

Плохое поведение одного из гостей

Можно ли плеваться косточками в других детей? А что будет, если залезть под стол или спрятать подарки именинника? Непоседливый Валера, придя на день рождения, решил узнать ответы на все эти вопросы.

Почему. Основных причин может быть две. Первая — ребенок в силу темперамента, личных особенностей не умеет вести себя иначе. Вторая — желание привлечь внимание к своей персоне. Нередко такое поведение свойственно гостям, выбивающимся из общей компании или возрастной группы.

Как не допустить. Список приглашенных стоит составлять очень тщательно. И какими бы теплыми ни были ваши отношения с родителями, если ребенок — чемпион по конфликтам, лучше пригласить его отдельно, в другой день.

Решаем на месте. Ругать чужого расшалившегося ребенка, делать ему замечания — неэтично. Наладить мирную совместную игру не получается? Придумайте шалуну какое-нибудь занятие. Не отчитывайте его в присутствии других гостей. Включите мультфильм, дайте книгу или попросите помочь. Если это не подействует, предупредите дружелюбно, но твердо: "Раз ты так себя ведешь, тебе, наверное, неинтересно. Я сейчас позвоню твоей маме, и она придет за тобой". Если же за хулиганом с улыбкой умиления наблюдают его родители, подойдет формулировка: "Ты сейчас в гостях у нас, и правила здесь устанавливаем мы. Давай их соблюдать и жить дружно".

Быть именинником так здорово, что на его месте хочет оказаться каждый.

К содержанию

Недовольство подарками

В красивых упаковках таились совсем неинтересные вещи — куртка, набор карандашей, кукла как для маленькой. Этой несправедливости Юля не выдержала и с негодованием отшвырнула подарки. Праздник был испорчен.

Почему. Подарки — главная составляющая любого дня рождения. О них мечтают, их ждут, но, получив не то, чего хотелось бы, испытывают горькое разочарование.

Как не допустить. Перед праздником следует объяснить имениннику, что у всех разные возможности, разные вкусы. Что даритель старается и выбирает самое, на его взгляд, лучшее, и его обязательно нужно за это поблагодарить.

Бывает, ребенок ждет то, чего родители уж точно подарить не могут (моторную лодку, щенка лабрадора или волшебную палочку). В этом случае нужно заранее дать понять, что этого не будет, и подготовить почву под "свой" подарок, сделать его желанным. Например, прежде чем вручать микроскоп, хорошо бы заинтересовать малыша микромиром — рассказать, как он устроен, или вместе посмотреть соответствующий видеофильм.

Решаем на месте. После срывания пестрой обертки уголки губ грустно поползли вниз? Постарайтесь "оживить" неудачный подарок, подсказать, как его можно применить к увлечениям ребенка. "Тетя Ира не знала, что ты не играешь в куклы. Но мы можем использовать эту куклу как модель в парикмахерской — делать ей разные прически, укладки".

К содержанию

Желание играть только с лучшим другом

"Мы с Сашей — настоящие друзья", — заявил ребятам Сергей и весь вечер не отходил от товарища, предлагая ему лучшие игрушки, главные роли в играх. Других гостей он игнорировал.

Почему. Дети до пяти лет просто разбиваются на группки. Шестилетки уже осознают, что находятся в социуме, и пробуют новые социальные роли: я — друг, мы — вместе.

Как не допустить. Лучше, если в компании будут хорошо знакомые между собой ребята примерно одного возраста. Предварительно стоит поговорить с именинником, уточнить, кого именно он хочет видеть на празднике. Если же предполагаются новые, незнакомые гости — расскажите о них заранее, представив с лучшей стороны. Попросите родителей привести "новичков" чуть раньше, чтобы виновник торжества смог с ними поближе познакомиться.

Решаем на месте. Предложите игры, где будет удовлетворена потребность ребенка в социальной реализации. "Вы друзья? Значит, вы хорошо знаете друг друга. Закрой глаза и расскажи, как сегодня одет Саша, что он любит". Другая пара сделает то же самое. "Посмотрим, у кого точнее результат". Предложите игры или соревнования пара на пару.

К содержанию

Желание других гостей тоже быть в центре внимания

"Я тоже хочу задувать свечки!" — сказала Света. "А можно мне такой же красный колпачок и дудочку, как у именинника?" — попросил Сеня. "Почему я не могу быть в центре каравая?" — возмутился Гриша.

Почему. У малышей очень сильна страсть к подражанию. Кроме того, именинником быть так здорово, что на его месте хочет оказаться каждый.

Как не допустить. Постарайтесь продумать четкое распределение ролей. "Ритуалам" именинника должны соответствовать ответные "ритуалы" гостей. У именинника — колпачок, у гостей — ободки со звездочками (шапочки, значки, воротнички).

"Новорожденный" получает подарки, его друзья — сувениры.

Решаем на месте. Если желание задуть свечки велико у всей компании, сделайте это без ущерба для героя торжества. День рождения у Саши, но мы поиграем в другие дни рождения. Пусть сейчас свечку задует Света, затем Сеня, затем Гриша.

К содержанию

Слезы из-за окончания праздника

Когда гости начали расходиться, Марина расплакалась и стала требовать "продолжения банкета". Ее примеру последовали другие дети.

Почему. Детям тяжело структурировать свою жизнь, свои планы. Конец праздника для них — стресс. Все было хорошо, и вдруг это "хорошо" закончилось.

Окончание торжества стоит ознаменовать каким-нибудь приятным событием

Как не допустить. Если ребенок знаком с часами, предложите отметить на циферблате ключевые моменты торжества: приход гостей, разрезание торта, окончание веселья. Включенный в общий план, финал не покажется столь болезненным. Структура праздника должна выстраиваться по убывающей: вначале конкурсы, игры, танцы, ближе к концу — чаепитие, разрезание торта, пение или спокойный мультфильм.

Решаем на месте. Окончание торжества стоит ознаменовать каким-нибудь приятным событием. Например, можно сказать: "Перед уходом гостей мы вместе споем песню под караоке". Или: "Сейчас всех проводим, и будет сюрприз — он ждет тебя под подушкой". Маленьким гостям сюрпризы можно положить в карманы курток.

Дареному коню...
Какие подарки не стоит дарить имениннику?
  • сладкие: малышу все равно не дадут наесться сладостей вволю, а ребенку постарше это неинтересно;
  • воспитательные: не нравится рисовать (считать, клеить), но ведь это так интересно! Держи, полюбишь (точно не полюбит, а день рождения разлюбит);
  • не по интересам: плюшевый медведь для любителя "Звездных войн" — оскорбление, меч джедая для поклонника "Смешариков" — расстройство;
  • полезные: ботинки, теплый свитер или настольная лампа вряд ли вызовут у именинника восторг.

Эксперты: Юлия Баркова, детский психолог, руководитель детского психологического центра "Обыкновенное чудо"; Татьяна Kотова, старший преподаватель кафедры психологии личности Института психологии им. Л. С. Выготского, РГГУ, детский психолог-консультант; Елена Дронова, педагог-психолог