Содержание:

Толкинисты... Вам знакомо это понятие? Наверняка. Появившиеся в России в начале 90-х гг. прошлого века странные люди, облаченные в плащи и средневековые доспехи и сражающиеся в лесу на мечах, уже никого не удивляют. А каких только мнений не складывается о толкинистах! Ими интересуются, восхищаются, над ними смеются, их считают "толкинутыми" и чуть ли не сатанистами, о них пишут диссертации и проводят исследования психологи и социологи. Так кто же они такие, эти жители волшебных миров?

Первые толкинисты появились в 60-е гг. XX века в США после выхода в свет романа английского писателя Джона Рональда Руэла Толкина "Властелин колец". Сразу оговоримся: "Властелин колец" - это роман в трех частях, а не трилогия, хотя части и публиковались с большими временными интервалами. Трилогией можно назвать детскую сказочную повесть "Хоббит", роман "Властелин колец" и повесть "Сильмариллион", написанную в стиле древнегерманского эпоса и повествующую об истории Среднеземья - волшебного материка.

Позднее стали появляться различные пересказы и интерпретации истории Кольца. Чего стоит хотя бы довольно известное произведение Перумова "Кольцо Тьмы" или недавно очень популярный "Пластилин колец" (или "Тошнит от колец", от англ. "Bored of the Rings"), носящий явно сатирический, а местами даже издевательский характер. Некоторым поклонникам Толкина нравится "Черная Книга Арды", написанная толкинисткой по имени Ниэнна (в честь богини скорби в "Сильмариллионе"). Вообще толкований и пародий на произведения Толкина ничуть не меньше, а то и больше, чем пародий на "Гарри Поттера". Оно и понятно: как говорится, есть Священное Писание, есть и апокрифы.

Толкинисты 60-х собирались в клубы по интересам, обменивались мнениями о любимой книге и разыгрывали эпизоды из нее с помощью фишек или бумажных фигурок. Позднее настольная игра превратилась в театральное представление со стилизованными костюмами, выездами на природу и фиксированным амплуа у каждого участника. В таком виде игра существует в настоящий момент.

Следует отметить, что теперь движение толкинистов объединяет не только поклонников Толкина, но и любителей книг Перумова, Желязны и других авторов, пишущих в жанре фэнтэзи. В последнее время появились и поклонники Гарри Поттера. Но все же за вышеперечисленными категориями поклонников фэнтэзи закрепилось название толкинистов - это дань тому, что толкинисты были в этих играх первопроходцами. Педанты-исследователи предпочитают использовать как более точный термин "ролевики" - участники ролевых игр.

Московские толкинисты собираются по четвергам после шести в Нескучном Саду, который они называют Эгладор - по одному из названий волшебного леса Дориаф. Есть также место сборищ в парке Царицыно, однако его эльфийское название мне, к сожалению, неизвестно. Участники ролевых игр собираются вместе, разыгрывают эпизоды из любимых книг или придуманные ими сцены. Обязательными считаются атрибуты волшебных миров - средневековые костюмы, деревянные мечи и проволочные кольчуги.

Каждый из участников игры имеет сказочное имя и принадлежность к какой-нибудь расе волшебного мира, причем не обязательно к положительной. В последнее время очень часто встречаются орки, а вот эльфов что-то совсем мало попадается. Основными волшебными расами являются эльфы, люди (воины, или витязи), орки, гномы, хоббиты, тролли и энты. Эльфов Толкин описывал как высоких, красивых, в основном, темноволосых, хотя встречаются и эльфы с золотыми волосами. Орки - злобные, безобразные существа, служащие Темной Силе. Хоббиты - маленькие человечки с покрытыми шерстью ногами, поэтому они спокойно обходятся без обуви. Тролли - злобные гиганты, живущие под землей и не переносящие солнечного света. Энтов можно назвать ходячими растениями, ибо они покрыты корой и листьями, присматривают за деревьями (выполняют функции лесников) и никогда никуда не спешат. К слову, энты среди толкинистов встречаются крайне редко.

Но в настоящее время помимо перечисленных появляются представители волшебных народов, придуманных другими фэнтэзи-писателями или даже самими ролевиками. Например, темные эльфы и темные хоббиты. Нет, речь идет не об амплуа, разработанных специально для темнокожих граждан, "темный" в данном случае означает "обративший душу к тьме".

Имя должно соответствовать "национальности" персонажа. Например, не должно быть орка с именем Элронд - по-эльфийски "усеянный звездами купол". Новый участник игр должен пройти посвящение: если его имя совпадает с именем другого участника, они обязательно сражаются на мечах. Победитель остается при своем имени, а вот побежденный должен будет взять себе другое. Впрочем, зная этот обычай и не желая первый свой день в волшебном королевстве начинать со сражения, новички стараются не брать имена персонажей книг, а придумывают их самостоятельно: таким образом, сильно уменьшается вероятность совпадения. Например, я знакома с орком, носящим сложное имя Жрец Войны. Честно говоря, мне не известно, что делают поклонники Гарри Поттера, если вдруг встретятся, скажем, две Гермионы, но, насколько мне известно, данная категория ролевиков славится своим мирным нравом.

На мой взгляд, выбор расовой принадлежности и имени многое может сказать о характере человека. Эльфы представляются мне романтичными и утонченными натурами, орки - суровыми и неприхотливыми, гномы - замкнутыми и трудолюбивыми, хоббиты - нелегкими на подъем любителями комфорта. Свою роль может сыграть и просто симпатия к одному из персонажей книг. Давайте для примера рассмотрим биографию одного из волшебных существ.

К содержанию

История одного эльфа

Ей двадцать один год, она называет себя Тиниэль, что в переводе с синдарина - одного из двух эльфийских языков, придуманных Толкином - означает "дитя сумерек". Свой выбор Тиниэль объясняет так: "Эльфы мне больше всего импонируют. Я люблю звезды, лес и музыку. Раньше я жила у моря, и теперь очень по нему тоскую".

Эльф прочитала "Властелин колец" в возрасте одиннадцати лет и стала разыгрывать фрагменты из книги с помощью бумажных фигурок, тогда еще не зная, что именно так началось движение толкинистов, придумывала мелодии к эльфийским песням. Сейчас Тиниэль, как ни странно, не имеет даже эльфийского плаща, но изредка посещает сборища толкинистов и наблюдает за ними со стороны. "Почему так? Да потому, что "игрой в книжку" я переболела еще в подростковом возрасте и теперь мне просто интересно смотреть, как играют другие. Мне интересно наблюдать за ними. Если честно, я никогда не участвовала в играх, но у меня есть знакомая девушка-хоббит по имени Мелисса, она-то и привела меня сюда, но в последнее время она тоже не участвует в играх. Это требует много времени: продумать и согласовать сценарий, изготовить костюм... Наконец, на саму игру уходит несколько часов. Вообще я подумываю о роли менестреля: смотрите, вон один из них собрал вокруг себя компанию, и сейчас будет петь или что-то рассказывать".

И действительно: неподалеку от нас (дело было в Эгладоре) собралась компания, центром которой был какой-то бледный юноша в плаще. Он начал петь одну из песен, взятую из "Властелина колец", на придуманную им самим мелодию, аккомпанируя себе на гитаре. Мелодии, конечно, лучше придумывать самому, но, бывает, ради забавы ролевики используют взятые из других, всем известных, песен. Например, есть песня "Нимродэль" на мотив "Сулико". Кто-то из российских толкинистов записал орк-оперу "Идем в Среднеземье", сюжет которой представляет собой юмористическую переработку сюжета "Властелина колец": один из орков потерял память и возомнил себя эльфом, эльфы обиделись на людей и покинули Среднеземье не ради неувядающих земель на Заокраинном Западе, а, как говорится, из принципа: "Хватит, ребята, пора назад!". К сожалению, звукозаписи наших ролевиков, как правило, кустарного производства и качеством звука не отличаются. Но мне довелось как-то послушать песни британских толкинистов, и, признаюсь, я была просто восхищена незатейливой, но приятной мелодией, хорошо выстроенным многоголосьем и инструментальным сопровождением. Создавалось впечатление, что это песня какого-то известного рок-ансамбля. Если бы не слова "Одно кольцо Темному Властелину, сидящему на престоле в стране мрака, куда я должен идти", я бы не поверила, что прослушиваю произведение участников ролевых игр.

Одной из самых любимых тем для обсуждений являются переводы книг Толкина, которого поклонники почтительно называют Профессором. Переводов с каждым годом появляется все больше, и в дискуссию о достоинствах того или иного варианта включаются даже те, кто никогда не изучал английский, и для многих это служит стимулом отправиться на курсы или засесть за самоучитель.

Впрочем, засесть можно за самоучитель не только английского, но и какого-либо из языков Среднеземья. Филологи часто задаются вопросом: сколько же языков придумал Профессор? В сущности, ни один язык не был им создан полностью, известно несколько составленных им словарей квэнья и синдарина - основных эльфийских языков. Еще в тексте "Властелина колец" встречаются несколько слов на языке орков. Но поклонники додумали остальное и продолжают работать над разрешением лингвистических проблем волшебного мира. На форумах толкинистов идет серьезное обсуждение таких проблем как "ругательства в эльфийском языке", "произношение L и E в квэнийском" и "ударение в адунаике (языке людей)". Наверное, даже сам Толкин не мог предположить, что языки, многие из которых только упоминаются в его текстах, станут своего рода эсперанто для поклонников.

Не миновала критика и фильм "Властелин колец", относительно которого большинство ролевиков высказывается негативно, ставя в упрек режиссеру сильное сокращение повествования. Однако есть и положительные отзывы об игре актеров, спецэффектах и пейзажах.

В Интернете есть великое множество толкинистских сайтов и страничек, и я не буду, пожалуй, указывать их адреса: заинтересовавшиеся читатели с удовольствием проведут время, задав в любой поисковой системе слово "толкинисты" и просматривая всевозможные сайты. Следует сказать, что на них вы найдете словари сказочных имен, словари языков Среднеземья, многие из которых составлены уже последователями Профессора и либо дополненные ими, перечни ролевиков, "официально" зарегистрированных в Сети, а также иллюстрации толкинистов к любимым книгам, стихи и продолжения истории Среднеземья. Разумеется, есть и пародии: юмористические стихотворения, пьесы и сценарии ролевых игр. Есть и подшивки статей, посвященных феномену движения толкинистов. Каждая такая статья обсуждается и размещается в подшивке в определенном разделе.

Огромный интерес представляют серьезные социологические и психологические исследования, посвященные феномену ролевых игр. Главным вопросом, которым задаются ученые, является смысл таких игр. Ради чего подростки, а нередко и совсем взрослые люди наряжаются в карнавальные костюмы, придумывают себе какие-то странные имена и гоняют по лесам с деревянными мечами в руках?

Как ни странно, в последнее время все больше ролевиков посещают данные сборища не для обсуждения книг Толкина, а для общения, фехтования на мечах (кстати, фехтование на мечах уже считается видом спорта, официально называющимся "историческим фехтованием", по нему даже проводятся международные соревнования) или участия в театрализованных представлениях. Последнее особенно важно, ведь в последнее время, к сожалению, художественная самодеятельность как вид досуга полностью исчезла. Один из моих многочисленных двоюродных племянников участвовал в ролевых играх как раз по этой причине. Кстати, потом он поступил в театральный институт.

Из этого можно сделать вывод, что ролевые игры представляют собой не только форму культурного досуга, но и поле для самовыражения. Общение с друзьями-единомышленниками, спортивные игры, просто прогулки на природе - прекрасное хобби и полезное времяпрепровождение.

Вера Курская, Veranfersky@mail.ru.