Содержание:

В наше время человек может обратиться за помощью ко множеству специалистов, в название профессии которых входит корень "псих" (греч. "психея" - душа). Чем же занимаются все эти знатоки душ человеческих? На этот вопрос мы попросили ответить кандидата медицинских наук, психиатра, психотерапевта, нарколога Льва Олеговича Пережогина.

К содержанию

Психиатр

Психиатр - это врач. Ему нужно закончить 6 лет медицинского института, потом 2 года ординатуры, чтобы получить специализацию по конкретной дисциплине, то есть психиатрии. Затем необходимо сдать экзамен в Минздраве или в специально уполномоченной Минздравом организации и получить сертификат специалиста.

Область компетенции психиатра - это все психические расстройства, которые отражены в международной классификации болезней в классе F: от шизофрении, умственной отсталости и маниакально-депрессивного психоза до заикания, энуреза, нарушений развития и сексуальных расстройств. Любая аномалия психического состояния человека является поводом для обращения к психиатру.

Врач-психиатр - единственный из специалистов с корнем "псих", кто имеет право ставить диагноз и назначать лекарства. В арсенале лечебных стратегий психиатра - фармакотерапия (то есть лекарства) и психотерапия. Чаще всего эти два способа сочетаются.

Обратите внимание: такой профессии, как "детский психиатр", не существует, то есть нет научных кафедр, которые выпускают врачей такой специализации. Есть психиатры, которые преимущественно занимаются детьми, и психиатры, работающие в основном со взрослыми. На мой взгляд, это плохо, поскольку работа с детьми имеет свои особенности. Они проявляются во всем, начиная от симптоматики и заканчивая характером протекания психических расстройств. Думаю, имеет смысл создать такую специализацию. Ведь не случайно в 1931 году в СССР придумали профессию "педиатр" специально для врачей общей практики, которые занимаются детьми. Опыт показал, что это разумно.

К содержанию

Психотерапевт

Психотерапевтом может быть только доктор. Люди других специальностей, практикующие психотерапию, попадают под действие Уголовного кодекса за незаконное врачевание. По определению психотерапия - это метод лечебного немедикаментозного воздействия. Как хирургия, например. Только там скальпель, а тут - слово. А слово слову рознь, следовательно, человек без медицинского образования, занимаясь лечебной деятельностью, нарушает закон.

Психотерапевтом может стать врач любой специальности. Психиатру для этого нужно обучаться полгода. Другому врачу - два года (чтобы освоить и психиатрию). По окончании курса после успешной сдачи экзаменов доктор получает сертификат врача-психотерапевта.

К чему столько предосторожностей, если психотерапия не связана с медикаментами? Дело в том, что у этой лечебной стратегии есть свои показания и противопоказания. Психотерапевт должен четко понимать, какое психическое расстройство у пациента, прежде чем начать лечение. Например, гипноз больного шизофренией обычно опасен как для него самого, так и для врача и окружения больного. Таким больным нужен другие методы: телесно-ориентированная терапия, драмтерапия и др.

Иногда психические заболевания возникают при органических поражениях головного мозга. Человек без медицинского образования (например, психолог) может очень долго заниматься психотерапией с пациентом, который жалуется на раздражительность и усталость, не понимая, что у человека прогрессирует опухоль мозга. К сожалению, это не моя фантазия, а реальный жизненный случай - было упущено драгоценное время и поставлена под угрозу человеческая жизнь. Одним словом, для того чтобы грамотно применять психотерапевтические техники, человек должен иметь и базовое, и специальное медицинское образование.

В настоящее время известно более ста психотерапевтических техник. Самые популярные сегодня: нейро-лингвистическое программирование, классический гипноз, эриксоновский гипноз, гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия.. Если вам предлагают подобные услуги, попросите специалиста предъявить документы государственного образца: диплом врача и сертификат врача-психотерапевта.

К содержанию

Психоневролог

Психоневролог - это не профессия, а должность. В 60-е годы Минздрав решил приблизить психиатрическую помощь к населению. В психоневрологические диспансеры люди боялись обращаться, ходить на прием к психиатру считалось зазорным - так и возникла идея создать должность психоневролога в поликлинике: больному не надо далеко ехать, да и табличка над кабинетом не такая страшная.

Психоневрологом мог стать либо психиатр, либо невролог, прошедший дополнительную специализацию. Психоневрологи принесли большую пользу. Они замечали психические заболевания на ранних стадиях, вовремя направляли больных в диспансер, где им оказывали помощь. Это был очень положительный опыт.

К сожалению, более полугода назад эту должность аннулировали. В результате сейчас в поликлинике трудно найти психиатра. А даже если он и есть, люди боятся идти к нему на прием несмотря на то, что учет таких больных отменен и никаких репрессий быть уже не может.

К содержанию

Психолог

Чтобы стать психологом, необходимо проучиться 5 лет в университете на факультете психологии. Обратите внимание: психология и педагогика - две совершенно разные вещи. Педагог не имеет тех знаний и навыков, которые необходимы для этой сложной работы. Сейчас в некоторых частных вузах созданы педагого-психологические факультеты, которые выдают диплом "психолог-педагог". На мой взгляд, это недопустимо.

Также хочу отметить, что психолог не имеет права лечить психические заболевания. Это прерогатива врача-психиатра.

Сегодня согласно реестру специальностей существует четыре специализации психологов.

Патопсихолог помогает психиатру в диагностике психических расстройств. Если врач-психиатр ставит диагноз на основании клинических проявлений заболевания, то патопсихолог использует формальные методы обследования, то есть различные тесты и шкалы. Его задача - выявить расстройства памяти, мышления, интеллекта, эмоциональной и волевой сферы и сообщить об этом психиатру.

Нейропсихолог - это помощник в диагностике для нейрохирурга и невролога. Его задача - с помощью специальных тестов указать точно, в какой области головного мозга имеется повреждение и какого оно рода. В нейропсихологических пробах исследуются нарушения двигательной, идеоторной (последовательность мышления) сфер, сфер восприятия и воспроизведения информации. Специалист знает, за какую функцию какой участок мозга отвечает. Соответственно, если пациент не может выполнить серию проб, нейропсихолог отмечает, на каком участке поражен мозг. Эта информация необходима нейрохирургу для проведения операции.

Нейропсихолог также может работать в команде с неврологом и психиатром. Благодаря многократному повторению сложных для ребенка проб нейропсихолог может добиться стимуляции пораженных участков мозга. Это станет частью коррекционной программы, которую разрабатывает данная тройка специалистов.

Социальный психолог на основании статистических данных изучает отношение общества к определенным общественным феноменам и дает общие рекомендации. Грубо говоря, он выясняет, нравится ли женщинам России то, что вчера президент надел красный галстук. Исходя из результатов опроса социальный психолог делает вывод типа: "Господин президент, не надевайте больше красный галстук, поскольку это не нравится значительной части вашего электората". Социальный психолог не имеет отношения ни к отдельной конкретной личности, ни к медицине.

Несколько лет назад появилась специальность клинический психолог. Эта модель взята из западного опыта. Там есть психологи, работающие в службах помощи тяжелым больным: онкологическим, вич-инфицированным и т.п. Клинический психолог должен понимать, чем болен человек, отслеживать изменение его психических функций и подключать психиатра и невролога, чтобы они корректировали состояние тяжелобольного и обеспечивали ему приемлемый уровень существования.

К сожалению, в нашей стране эту идею поняли косо. В результате некоторые личности пытаются доказать, что клинический психолог в состоянии заменить и врача, и психолога. Боюсь, что на практике эти кафедры будут выпускать специалистов с неправильным пониманием собственной компетенции, обязанностей и возможностей.

Особо хочется сказать о таких явлениях как "практический психолог" и "психолог-консультант". Все эти наименования - рекламные вывески. Таких специальностей в реестре нет. Практический психолог - это тот, кто занимается практической деятельностью, но это не профессия. Обычно дипломы с таким названием специальности выдают в частных вузах или на платных отделениях обычных институтов. Это чисто коммерческое образование довольно низкого качества.

Психологические консультации - на мой взгляд, дань западной моде. Как правило, консультанты занимаются тем, что выслушивают клиентов, позволяют им выплакаться, иногда дают пару банальных рекомендаций. Лечить неврозы и другие психические заболевания консультант не имеет права. Хорошо, если он выявит проблемы и направит человека к нужному специалисту. Значительно хуже, если в погоне за прибылью будет держать при себе клиента, которому необходим врач, а не исповедь.

Безусловно, психолог нужен в школах. Занимать эту должность должен профессиональный патопсихолог или клинический психолог. В задачи такого специалиста должно входить следующее:

  • диагностировать высшую нервную деятельность у детей (интеллект, мышление, память и т.п.). По результатам исследования психолог должен помогать педагогу обучать конкретного ребенка или класс, а в случае необходимости - должен направить школьника к врачу;
  • оценивать отношения в коллективе и формировать их;
  • участвовать в создании и проведении коррекционных методик;
  • информировать родителей и учителей о конфликтных ситуациях и вести рабочие группы по разрешению конфликтов;
  • налаживать контакт между учителями и родителями, обучать их технологиям общения друг с другом и с детьми;
  • вести интенсивные занятия тренингового типа.

К сожалению, на должность психолога в школе нередко приходят люди, которые иначе попали бы под сокращение. Как правило, у этих людей нет психологического образования, а краткой переподготовки, которую некоторые из них пройдут на курсах, для профессиональной деятельности недостаточно.

К содержанию

Психоаналитик

Сегодня психоанализ - это коммерческая вывеска. Сущность его имеет мало общего с тем, что делали в свое время Фрейд и Юнг. Каждый человек может прийти в Институт психоанализа, заплатить деньги и получить диплом психоаналитика. Кроме современной концепции психоанализа эти специалисты не знают ничего - ни медицины, ни психологии. При этом они претендуют на универсальность своего подхода.

Вся эта организация построена как пирамида, типа Гербалайфа. Сначала ты должен сам пройти курс психоанализа - это дорого. Через два года ты станешь помощником психоаналитика. Тебе будут платить какие-то деньги, но ты их будешь тратить на дополнительные сеансы психоанализа. И лишь потом ты сможешь практиковать сам. Одним словом: "Ешь Гербалайф, торгуй Гербалайфом!".

Фрейд перевернулся бы в гробу, видя это. Он был блестящим психиатром и изобрел психоанализ как одну из психотерапевтических техник со своей собственной концепцией происхождения психических патологий. Именно в таком "чистом" виде психоанализ прижился в психотерапии и используется некоторыми психиатрами по сей день.

Записала Анна Бабина

Статья из майского номера журнала.