Живет в Рыбновском районе, под Рязанью, Светлана Борисовна Саратовцева. Она могла бы стать актрисой: окончив школу, сыграла небольшую роль в фильме Наума Бирмана "Шаг навстречу", поступила в театральный институт. Однако закончить его не удалось: вышла замуж за военного — и началась кочевая жизнь. Светлана освоила много профессий, пока не нашла ту, которая стала единственной. Она открыла в себе художницу. Ее амплуа — декоративные панно из теста. Свои работы она выставляет на ежегодных выставках Всероссийского выставочного центра "Золотые руки мастеров России" и "Ладья" в Экспоцентре, участвует в международных фестивалях ремесленников, не раз завоевывала призовые места. Мы попросили члена Московской палаты ремесел С. Б. Саратовцеву рассказать о своем увлечении и поделиться секретами мастерства.

О тесте как поделочном материале я узнала восемь лет назад. Тогда наша семья жила в городе Архангельске. На русском Севере много разнообразных народных промыслов. В хлебосольных и приветливых поморских домах я заметила на видных местах рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Хозяйки рассказали, что это мукосольки — поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. В рождественский сочельник их лепили всей семьей, сушили в печи, после чего выставляли к окну, чтобы увидела Богородица и одарила всех домочадцев удачей и здоровьем. Ну и, конечно, для всеобщего обозрения. Затем раздаривали родным и знакомым с добрыми пожеланиями. Приговаривали: "Пусть в вашем доме всегда хлеб-соль водится, никогда не переводится". Эту традицию поморы сохраняют по сей день.

Под Новый год каждая поморка должна испечь фигурки для подарков и обязательно одну мукосольку-хлебосольку оставить себе. Вот и я решила попробовать, что у меня получится. Замесила тесто из муки и соли и начала лепить человечков. Только глаза я им делала не с помощью сожженных спичек, как другие женщины, а рисовала краской. Так красивее.

В этом деле мне очень пригодились навыки рисования, лепки, вышивания, приобретенные в детстве. После первых удачных мукосолек поняла, что уже не смогу заниматься ничем иным, что это мое и надолго.

Однажды мне показалось, что человечки, стоящие на полках поодиночке, заскучали. Тогда я решила объединить их в картине. Взяла фанерку, нарисовала на ней окошки деревенского домика и посадила рядом на скамейку бабку с дедом из теста. Так и повелось. Обитатели моей "веселой деревни" справляют праздники, парятся в бане, гуляют по зимней улице всей семьей — с детьми, кошками и собаками…

На вопрос, где беру сюжеты для тестяных картин, отвечаю: они вокруг меня, всегда рядом. Русские деревни и города. Любимые животные. Нередко композиции рождаются из песни или из сказки. А порой это просто фантазия.

Когда держишь соленое тесто в руках, возникает чувство, будто в ладонях устроилось живое существо, мягкое, пухлое и податливое. Легкое прикосновение оставляет на нем след. Этот замечательный поделочный материал доступен каждому. При правильном замесе возможности теста практически не ограничены. Самый простой рецепт такой: смешать равное по весу количество пшеничной муки и просеянной через сито соли "Экстра" и влить немного воды, чтобы получилось очень крутое тесто.

Я все время экспериментирую, добавляю в тесто то один ингредиент, то другой, чтобы фигурки не боялись влаги и были прочнее. Вот несколько советов. Используйте пшеничную муку первого или высшего сорта. Из ржаной муки или муки второго сорта тесто получается менее эластичным, темным. Для придания тесту большей белизны смешайте пшеничную муку с рисовой в пропорции 1:1. Чтобы тесто было легким и податливым в работе, добавьте в него немного подсолнечного масла и крахмала. А если хотите, чтобы ваше изделие быстрее высохло и стало прочнее, замесите тесто не на воде, а на клее для обоев типа КМЦ (на целлюлозной основе). Клей нужно приготовить по инструкции.

Готовое тесто заверните в полиэтиленовый пакет и, прежде чем начать с ним работать, положите на полчаса в холодильник (в дальнейшем, чтобы не высыхало, храните там же).

Приготовьте инструменты: небольшие стеки, ножи, ножницы, маленькую скалку, гладкую дощечку или металлическую пластинку для раскатывания теста и лепки, кисточку, клей ПВА или "Момент" для приклеивания фигурок к фону. Понадобятся также разнообразные предметы, которыми вы сможете делать рельефные оттиски на тесте. Например, колпачки от кулинарного шприца, формочки для печенья и пирожных, фигурные пуговицы. И даже чесночная давилка (я кладу в нее кусочек теста, нажимаю — и волосы у мучной барышни готовы). Оборки платья можно делать тупым концом обычной кисточки.

Когда лепка завершена, наступает важный этап — сушка или обжиг. Этот процесс не терпит спешки. Разложите фигурки на дощечке или пластинке и положите сначала на горячую батарею. Затем продолжите сушку в духовке на очень слабом огне, при температуре 60-80°C. Время высушивания зависит от толщины изделия. Чем крупнее фигурка, тем дольше она сохнет.

Теперь самое интересное — раскраска. Подойдут любые краски: акварель, гуашь и т. д.

Приклеив фигурки к фону из картона или оргалита, получите тестяное панно. Покройте его прозрачным мебельным или паркетным лаком, чтобы защитить от воздействия влаги. Для маленьких фигурок можно использовать бесцветный лак для ногтей.

Желаю приятных минут творчества.

С. Саратовцева
Статья предоставлена журналом "Наука и жизнь", № 1 2007 год
Наука и жизнь