Содержание:

К содержанию

Художники братья Васнецовы и их музеи в Москве

В 1894 году в Москве, недалеко от Сухаревой башни, в 3-м Троицком переулке (теперь пер. Васнецова, д. 13) был выстроен необычный деревянный дом с теремком в стиле древнерусской архитектуры. Дом строили крестьяне Владимирской губернии для известного художника Виктора Михайловича Васнецова и его семьи по эскизам и рисункам самого мастера. Этот проект - блестящий образец неорусского стиля - художественно-асимметричный, декоративный, с многообразием объемов, как романтический возврат в прошлое в архитектуре России конца XIX - начала ХХ века, как воспоминание о русской старине.

К содержанию

Долгая дорога в Москву

Виктор Васнецов вырос в патриархальной семье в провинции, где сохранились старинные обычаи.

Он родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял, Уржумского уезда, Вятской губернии. Его детские годы прошли в селе Рябово. Отец - сельский священник, имевший шестерых сыновей, сам был человеком весьма разносторонним, увлекался многими естественными науками, хорошо рисовал. В семье был телескоп, и мальчики с детства могли познавать звездный мир. Двое из сыновей, Виктор и Апполинарий, впоследствии стали известными художниками.

Виктор начал рисовать уже в Рябово, но учиться пошел в духовное училище в Вятке, а позже в духовную семинарию (1858-1867 гг.). Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением, где Васнецов изучал летописные своды, хронографы, житие святых, притчи. Древнерусская литература, ее поэтика также направляли интерес будущего художника к русской старине. "Я всегда только Русью и жил", - вспоминал позднее художник. Из семинарии Васнецов вынес глубокое знание сложной православной символики, которое использовал потом в монументальной живописи, в своих храмовых росписях.

В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств. Здесь он общался с такими знаменитостями, как критик В. Стасов, художники И. Крамской и И. Репин.

Профессора П. Чистяков, П. Басин, В. Верещагин были его учителями. Вскоре он становится участником выставок художников-передвижников, работающих в жанровой живописи, отображающей жизнь городской бедноты ("С квартиры на квартиру", "Поймали воришку", "Книжная лавка" и т.д.).

Затем был Париж, и только в 1878 году он навсегда переезжает в Москву, где в 1894 г. строит свой собственный дом, прожив в нем до конца жизни. Здесь, в древней столице России меняется и характер его творчества. На его полотнах появляются поэтические образы из русских сказок, из героического эпоса древнерусской литературы: "Ковер - самолет", "После побоища Игоря Святославовича с половцами" (1880 г.), "Царь Иван Грозный" (1897 г.), "Богатыри" (1898 г.). Последние написаны в мастерской его дома. Несколько картин такого жанра были им исполнены по просьбе Саввы Мамонтова, в Абрамцевском кружке которого он приобрел навыки архитектора, спроектировав церковь, художника-монументалиста, исполнив фриз "Каменный век", театрального художника, оформив несколько спектаклей театра Мамонтова.

Следует отметить и его замечательные росписи Владимирского собора в Киеве. Он умер в 1926 году, оставив значительное наследие: около двухсот картин и несколько тысяч прекрасных эскизов. Лучшие его произведения заняли достойное место в Третьяковской галерее.

К содержанию

Семейные традиции

Кружок в Абрамцево посещал и младший брат Виктора - Апполинарий, который пошел по его стопам, став художником. Он был на 8 лет моложе и, в отличие от Виктора, не учился в Академии художеств. Но его способности к рисованию были замечены в семье, и Виктор настоял на частных занятиях с художником - итальянцем Эльвиро Андриолли, проживавшим в Вятке, где мальчик учился в духовном училище. Потом было реальное училище и работа учителем в селе Быстрица под Вяткой.

Через три года он вместе с братом уезжает в Москву и сразу включается в общественную жизнь древней столицы.

Апполинарий был не менее одаренным, чем его знаменитый брат, с широким кругозором. Художник и литератор, он увлекается археологией, астрономией, серьезно занимается историей, к которой обращается в своих картинах, рисуя древние города ("У стен древнего города", 1907 г.), старую Москву ("Красная площадь во второй половине XVII века", 1925 г.), Московский Кремль в разные века и т.д., многие из которых украшают исторические музеи России.

Абрамцевский кружок, новые знакомства с большими художниками сыграли в его судьбе громадную роль. Он, как и брат, участвует во многих художественных выставках, впоследствии преподает уже в качестве академика живописи в Московском училище живописи ваяния и зодчества, много путешествует по России и за границей. К 50-летнему юбилею его художественное наследие составляло 350 картин и 1000 эскизов. Некоторые из них находятся в постоянной экспозиции Мемориального музея-квартиры Апполинария Васнецова, где он прожил последние 30 лет (дом № 6 по Фурманному переулку). Он умер в 1933 г., музей действует с 1965 года.

Как вспоминал Федор Шаляпин: "Вдоль стен (в доме Виктора) стояли дубовые, простые скамьи, в середине стоял дубовый, крепко сложенный простой стол без скатерти, а кое-где расставлены были коренастые табуреты". Все стены внутри дома первоначально были бревенчатые, как в крестьянской избе. На втором этаже в доме Виктора находилась большая мастерская.

Эта простая мебель, украшенная деревянной резьбой, была исполнена по эскизам хозяина абрамцевскими и вятскими столярами-резчиками под присмотром брата Аркадия Васнецова.

В том же стиле была сделана мебель, в частности, шкафы и буфеты в квартире Апполинария, который использовал в их отделке не только русский орнамент и металлические накладки, как на старинных сундуках, но и слюду, вставленную в оконца вместо стекол, как в Древней Руси. Исполнителями этих поистине художественных экземпляров мебели для Апполинария были московские кустарные мастерские.

Все внутренние интерьеры обоих музеев сохранены почти целиком. Через них просматривается целая эпоха художественной культуры России и посещение этих музеев полезно каждому, кто интересуется нашим культурным наследием.

Людмила Шестаковская,
архитектурная графика автора
Статья предоставлена журналом
KDO.ru