Готовясь к поступлению в зарубежное учебное заведение, потенциальные студенты и их родители стремятся получить максимум информации о нем: никто не хочет платить за разочарование. Одни предпочитают действовать сами, другие обращаются в образовательные агентства.

Российские образовательные агентства занимаются консалтингом и отправкой студентов за рубеж: в вузы, школы, на летние языковые курсы. В одной только Москве таких компаний около полусотни, и в каждом из них могут дать советы по выбору учебной программы и избавить от хлопот по организации выезда.

Мобильность учащихся всех возрастов увеличивается повсеместно. За последние пять лет прошлого века количество иностранных студентов увеличилось в Австралии в 3,2 раза, в Канаде - в 3 раза, в США - на 13%, в Великобритании - на 7%. Однако время от времени эти показатели снижаются. Иногда причиной тому становятся экономические потрясения или трагические события. Но проходит год-другой, и количество студентов, переезжающих из страны в страну, снова начинает увеличиваться. Параллельно растет спрос на услуги образовательных консультантов. Те, кто думает о карьерных перспективах, обычно хотят знать как минимум два языка и иметь впридачу к национальному диплому хотя бы сертификат о зарубежной стажировке, а еще лучше - диплом магистра англоязычного вуза или международной бизнес-школы. Это естественно, поскольку идет процесс глобализации экономики и формируется международный рынок труда.

Оплату учебы детей за границей родители рассматривают как инвестиции в будущее. Их эффективность цифрами выразить нельзя. Равно как нельзя оценить в количественных показателях пользу, которую приносят семье советы консультанта. Однако практика показывает, что клиенты вновь и вновь возвращаются в одно и то же агентство, приводят туда своих друзей и родственников. В давно работающие фирмы по устным рекомендациям знакомых приходит до 60-80% студентов. Наличие длинных "клиентских цепочек" можно рассматривать как доказательство качественной и стабильной работы образовательного агентства.

Деятельность консультанта по зарубежному образованию формально считается посреднической: он служит соединительным звеном между студентом и зарубежным учебным заведением. Но чтобы эта цепочка сработала эффективно, агентству недостаточно иметь в штате туроператоров, обеспечивающих выезд: нужны специалисты по образованию за границей, которых могут часами с пристрастием допрашивать учащиеся и их родители.

Основная задача консультанта - предоставить наиболее полную информацию об учебном заведении, лучше всего с комментарием "я там был, все видел, с директором знаком лично". Помимо этого надо:

  • оценить уровень претендента, провести языковое и общеобразовательное тестирование, понять, какую программу студент потянет, а какую нет;
  • удостовериться, что рекомендуемое зарубежное учебное заведение имеет в своей стране аккредитацию и лицензию на право преподавательской деятельности;
  • знать различия между национальными образовательными системами, чтобы представить документы абитуриента в той форме, которая принята в стране предполагаемой учебы;
  • ответить на все вопросы, касающиеся правовой стороны пребывания иностранного студента за рубежом, чтобы он по незнанию не нарушил закон;
  • предупредить, в каких случаях учащегося выдворяют из страны, не возвращая предоплату курса;
  • поддерживать связь со студентом в процессе учебы;
  • оказывать ему помощь в случае непредвиденных затруднений.

Даже если речь идет не о годах учебы в дорогой частной школе или вузе, а о короткой летней программе, родителям нужно поговорить с компетентным и ответственным человеком. Агентства, организующие выезд группы детей на лето, обязательно устраивают родительское собрание и дают возможность пошептаться с педагогом, который будет сопровождать группу. После этой встречи в записной книжке сопровождающего появляются пометки вроде: "Дмитриева - оплачен фитнес, следить, чтобы не прогуливала, нельзя шоколад. Козлов - глаз не спускать! Исчезает. Павлова - грязнуля, обидчивая, напоминать о душевой и прачечной, только тихо. Смирнов дерется, подобрать флегматичного соседа". К тому же невозможно предвидеть, как будут реагировать на культурный шок дети, выезжающие за границу впервые. На материале, который накапливается в образовательных агентствах, можно писать диссертации по детской психологии.

Консультанту приходится быть одновременно менеджером, психологом, переводчиком, страноведом и педагогом. Учится он в процессе работы: в России нет программ профессиональной подготовки по специальности "образовательный консультант", и пока можно полагаться только на опыт, приобретенный за годы практики.

В начале 90-х казалось, что Всемирная паутина сведет на нет деятельность образовательных агентств. Учебные заведения, заинтересованные в иностранных студентах, вышли на образовательный рынок без посредников: разместили у себя на сайтах регистрационные формы, адреса и телефоны координаторов, вступительные требования, реквизиты банка. Студент заходит на сайт, заполняет, отсылает, переводит деньги, получает приглашение, оформляет визу, летит. Однако спустя несколько лет школы убедились, что на их сайты заходят сотни тысяч посетителей, а напрямую зачисляются только 10% иностранных учащихся. Остальные, обшарив тысячи сайтов и захлебнувшись информацией, обращаются к образовательным консультантам: посоветуйте, не знаю, что выбрать. Родители, которые оплачивают учебу детей за границей, также предпочитают иметь дело с местным агентством: хотят подстраховаться, просят, чтобы оно курировало ребенка в течение всего срока обучения.

Но Интернет не похоронил образовательный консалтинг, как факс не отменил почту. Образовательные агентства открыли свои сайты, выложили на них сведения о зарубежных школах, которые представляют на отечественном рынке. Соответственно на сайтах западных школ теперь можно встретить списки зарубежных компаний и представительств, куда рекомендуется обращаться.

Тройственный союз "Интернет-агентство-учебное заведение" привел к появлению нового стиля образовательного консалтинга. "Мы уже 80% клиентов отправляем учиться за границу без единой встречи с ними: вся работа, переписка, пересылка документов ведется через Сеть", - говорят сотрудники канадского агентства Voyages Tour Etudiant. Российские фирмы тоже давно освоили работу с клиентами в режиме online. И также не знали бы многих в лицо, если бы не такая выездная процедура, как собеседование в посольстве.

Когда какое-либо посольство объявляет об изменении правил выдачи россиянам студенческих виз, в первых рядах жаждущих информации - образовательные агентства. От визового режима их бизнес зависит иногда в такой степени, что фирма практически прекращает работу с теми странами, куда трудно получить визу. Предвидя трудности на собеседовании, консультант порекомендует запастись документами, подтверждающими, что претендент после учебы обязательно вернется домой, что он платежеспособен и непричастен к криминалу. Или же агентство постарается подыскать подходящую программу в другой стране.

География студенческих предпочтений зависит не только от визового режима. Желающие иметь диплом британского вуза упорно осаждают наши образовательные агентства и консульство UK, хотя получить туда визу трудно, а учиться там дорого. Существует устойчивый спрос на бесплатное высшее образование для иностранцев в Чехии на чешском, в Германии на немецком. Еще один фактор - возможность работать во время учебы. Как только страна принимает закон, разрешающий иностранным студентам подрабатывать, их количество в этой стране немедленно увеличивается, а у консультантов появляются новые папки со сведениями о вакансиях и оплате.

Существует и конъюнктура спроса. 10-12 лет тому назад типичным явлением были выезды российских детей закрытыми группами: в языковой школе они сидели в одном классе, болтали по-русски и из иностранного языка мало что усваивали. Сейчас эта практика себя изжила, зато вырос спрос на индивидуальные поездки и обучение в семье учителя.

Отправить за границу группу детей - это одно, а устроить предпринимателя в бизнес-школу на программу МВА - совсем другое. При широком спектре запросов внутри агентств происходит дифференциация. Один специалист работает с британскими частными школами, другой организует бизнес-семинары и курсы профессиональной лексики, третий все знает про летние программы для детей, четвертый изучил международные соглашения о признании образовательных документов и помогает поступать и переводиться в зарубежные вузы.

Информация об иностранных учебных заведениях, представленная в Интернете, доступна всем. Клиент приходит в агентство подготовленным: пересказ официальных сведений ему ненужен. Консультант должен предложить большее. Где же это взять? Образовательные ярмарки, на которых встречаются агенты и представители школ, проводятся в крупных городах разных стран постоянно. Ежегодно устраивают такие встречи The International Association of Language Centres (IALC), Association of Recognised English Language Centres (ARELС). Сотни агентств становятся участниками образовательных ярмарок ALPHE и ICEF. Ежегодный осенний маршрут выставки-ярмарки ведущих бизнес-школ Top MBA Tour проходит через 20 мировых столиц - от Лондона до Токио, включая Москву. На таких мероприятиях консультант может задавать любые вопросы непосредственно представителям школ, заключить контракт, договориться о личном визите в школу. От первой встречи на ярмарке до совместной работы учебное заведение и ее зарубежный представитель проходят долгий путь, который обрывается, если одна из сторон не выполняет своих обязательств. Например, школа не предоставила обещанного общежития или поздно выслала приглашение, а студент из-за этого опоздал к началу занятий. Два-три таких случая - и агентство перестает рекомендовать школу: от конфликтов одни убытки.

Образовательным учреждениям и компаниям выгодно дружить: разделить затраты на рекламу и выпускать совместные буклеты, вместе проводить кочующие по городам образовательные выставки. Стипендии и скидки для отличников, бесплатные призовые места есть практически у любого учебного заведения. Школы их используют для поощрения давно и хорошо работающих зарубежных агентств: призовое место можно разыграть в лотерею. Такие акции производят впечатление и надолго привлекают внимание и к компании, и к учебному заведению. Взаимное доверие и совместная работа агентства и школы - свидетельство их надежности и профессионализма.

Остап Фишер
Статья из октябрьского номера журнала
Карьера