Содержание:

Наступило долгожданное лето... Тело уже не сковано душной и тяжелой одеждой. Дни стали длинные-предлинные... Почти все свободное время можно проводить на улице. А там...

А там можно наконец поиграть в то, во что не поиграешь в городской квартире: в песок, камешки, глину, грязь...

Кстати. В Японии существует специальный парк, в котором взрослые получают редкую возможность побултыхаться, поваляться, изгваздаться в самых разных по густоте, липкости, вязкости и цвету видах грязи. Психологи считают, что это великолепное средство от стресса.

Почему?

Такое валяние снимает бремя перфекционизма - стремления всегда быть безупречно хорошим, правильным. Оно освобождает эмоциональную спонтанность и ребенка, и взрослого. (Так что не побрезгуйте разделить с малышом его игру, и вы тоже получите пользу для своего здоровья!)

Валяние активно воздействует на все органы чувств, дает для них разнообразную "пищу" - информацию. Ребенок устает от перегруженности вербальной, то есть поданной в речевой форме, информации. Она нужна для его развития, но ее понимание и усвоение требует больших затрат нервной энергии.

Наконец, такая возня позволяет реализовать древнейшую генетическую программу, ведь в пыли валяются многие животные. А генетика любит, когда ее уважают. Правда, для животных это имеет утилитарное значение, а именно: почистить шерсть, избавиться от кожных паразитов и отбить запах. Для человека, у которого в квартире есть горячая вода, эта цель не актуальна. Зато нам важно восстановить нервно-психическое равновесие.

Кстати. Психотерапевты давно и успешно используют в своей работе песок. Песок имеет разную фактуру, цвет. Вспомните: нежный, шелковистый, белый, тонкий, словно ткань, песок Прибалтики. Более колючий, сероватый, крупный песок Азова. Желтый, крупный речной песок с примесями мелких камешков...

Что же можно детям делать в песке и с песком?

  • "Закапывать" друг друга в теплый песок.
  • Ходить босиком по песку.
  • Строить из влажного песка замки и башни.
  • Рыть колодцы, тоннели; прокладывать дороги для игрушечных автомобилей.
  • Делать куличики и украшать их.

Взрослым: лепить крупнофигурные композиции (по аналогии со снежными и ледяными фигурами).

Кстати. В нашей стране в дошкольных образовательных учреждениях для детей до трех лет в обязательном порядке были предусмотрены специальные уголки и оборудование для игр с песком и водой в течение всего года. Однако сейчас в большинстве групп таких уголков уже нет, слишком хлопотное это занятие - убирать за ребятами после возни с песком. Так что возможность насладиться этим материалом у многих детей есть только летом.

Не менее ценный материал - камешки. Ходить босиком по мелкой и крупной гальке, возводить из нее постройки... А главное - собирать красивые камешки, тренируя свое зрение, внимание, память. Даже пятилетнему ребенку вы сможете рассказать много интересного о каждом камешке. Нужно только заранее изучить или вспомнить, как называются - и главное, как выглядят! - основные минералы и горные породы, чем отличаются кристаллы, как опознать среди морских камешков сердолик. Переключите свой мозг с рабочих проблем на поиск галечных сокровищ - и вы прекрасно отдохнете и будете готовы к поиску новых нестандартных решений прежних проблем!

Существует еще такая разновидность грязи, как пыль дорожная и грязь скользкая. По ним так приятно пройтись босиком! Первая ласкает ступни, на которых, как мы знаем, расположены активные точки - "представители" всех внутренних органов. Вторая учит координации и равновесию.

Внимание! Тревожный симптом - ребенок боится ходить босиком, испачкаться, испачкать одежду, руки, лицо и т.п. Это означает, что вы:

  • Слишком усердно прививаете навыки опрятности и чистоты (вспомните, что во время физической работы неизбежно пачкаются руки и спецодежда; выражение "белоручка" является порицательным). Не удивляйтесь, если ваш ребенок в будущем не захочет помогать вам мыть посуду, пол, протирать пыль, стирать, возиться в двигателе автомобиля - ведь это все "грязная работа". Даже если вы растите принца или принцессу, которые собираются всю жизнь провести в ослепительно-белом, в интересах подрастающего чуда не падать в обморок от пятнышка на перчатке.
  • Очень много говорите о том, что можно заболеть из-за невидимых микробов, которые кишат в "грязи". Не удивляйтесь, если у вашего ребенка будет нарастать тревожность и страх перед болезнями, преждевременное и слишком детальное для его возраста внимание к медицинским вопросам. Нередко взрослые, поглощенные проблемами своего здоровья, погружают в них и маленьких детей.
  • Чрезмерно брезгливы сами, свысока относитесь к физическому труду.
  • Пытаетесь игнорировать физическую жизнь тела - как своего собственного, так и других людей. Не удивляйтесь, если ваш малыш будет с трудом устанавливать контакты со сверстниками - ведь все они живые люди и не такие стерильно чистые.

К летним радостям относятся также волны и ветер. Именно летом ваш малыш может подружиться с водой и купанием. Брызгайтесь, шалите в воде, бултыхайтесь шумно и с визгом (эти голосовые реакции также полезны для здоровья - и для ребенка, и для взрослого!). Запускайте в плавание покупные и самодельные кораблики. Ныряйте с головой.

Ветер готов поиграть с вашими бумажными самолетиками и длиннохвостыми воздушными змеями.

Внимание! Эти шумные забавы с наибольшим успехом могут быть организованы именно папами. Так что лето - это ваше время! А мамам важно умерить свои воспитательные порывы и просто получать удовольствие, видя радость своего ребенка.

Однако ребенка все-таки нужно предупредить о том, что "грязь" не должна попадать в рот или в ранку.

К содержанию

Немного математики в песке и воде

Играя в песочнице или на пляже, вы можете формировать или закреплять некоторые важные начальные математические представления. На живых примерах выясните вместе с ребенком, что такое размер и форма предметов, что значат понятия "много" - "мало". Используя формочки контрастного размера, предложите детям сделать большие и маленькие куличики. На малышей производит сильное впечатление огромный кулич, сделанный с помощью "настоящего" взрослого десятилитрового ведра, которое наполнили песком.

В ходе работы постоянно отмечайте, для какого куличика потребовалось много песка, а для какого - мало.

Используйте слова "пустой" и "полный" - например, ведерко или формочка. Детям нужно показать, что ведерко может быть наполнено песком или водой, камешками или шишками.

"Испечем" для игрушек печенье разной формы: круглое, квадратное, треугольное. Для этого могут пригодиться детали крупной геометрической мозаики. Предложите ребенку подобрать подходящий по величине куличик для игрушки: мишке нужен большой, а мышке - маленький.

В песке для медвежонка нужно вырыть большую берлогу, а для мышонка - маленькую норку.

Колодец может быть глубокий или мелкий.

Дорога, проложенная в песочнице, длинной или короткой.

Мальчикам наверняка понравится строить гаражи для больших и маленьких машин.

Поэкспериментируйте с "нестандартными" предметами в качестве формочек: например, можно познакомить ребенка с конусом, используя для куличика воронку.

К содержанию

Классификация

Собрав коллекцию камешков, ракушек, листьев предложите сгруппировать их по цвету, по форме, по размеру. Эти "сокровища" можно раскладывать по разным кучкам или коробочкам.

К содержанию

Сериация

Разложите собранные камешки по размеру: от самого маленького до самого большого.

Другой вариант - разложить их по окраске: от самой светлой до самой темной.

Елена Соловьева,
ESolovyova@rambler.ru,
психолог, кандидат психологических наук,
ведущий научный сотрудник Института общего образования МО РФ
Статья из журнала