Содержание:

Хорошо, когда наш ребенок весел, счастлив, спокоен, нормально развивается и хорошо себя чувствует в кругу сверстников. Но некоторые дети ведут себя неадекватно в определенных ситуациях, и родители не могут понять, в чем проблема - ребенок постоянно в движении, он плачет когда его обнимают, проявляет неоправданную агрессию, не любит играть в песок, пластилин, или отказывается носить определенную одежду. Он гиперактивен и несобран. Родители не могут понять в чем дело, многие чувствуют, что у ребенка какая-то проблема, но не знают, как с ней справиться.

Довольно распространенной проблемой, которая иногда может объяснить такое "странное" поведение, является тактильная (осязательная) сверхчувствительность. Наша осязательная система является связующим звеном между нашей кожей и окружающим миром. Мозг получает от кожи постоянную информацию, эта информация проходит фильтрацию, распределение и только часть ее доходит до нашего сознания (например, мы, как правило, не чувствуем нашу одежду на себе все время, если только не обратим на это специальное внимание - наш мозг фильтрует эту тактильную информацию как нерелевантную в данное время).

Одна из теорий объясняющих тактильную сверхчувствительность состоит в том, что наша осязательная система делится на две основные - у одной есть функция исследовать окружающую среду, у второй защищать человека от потенциальной опасности. Например, если мы берем в руку камень - наш мозг "включает" исследовательскую систему, и мы исследуем камень на ощупь. С другой стороны - если нас укусит пчела, включается защитная система, мы чешем укушенное место и таким образом смягчаем боль и зуд.

У большинства людей эти две системы работают слаженно и уравновешивают одна другую. Исследовательская система подавляет гипертрофированную реакцию на внешние осязательные возбудители, а защитная защищает нас от потенциальной опасности. У некоторых людей исследовательская система работает несколько слабее чем нужно, и тогда "неопасные" возбудители воспринимаются как опасные, и реакция человека на них выглядит преувеличенной. Как ведет себя ребенок с осязательной сверхчувствительностью? Он избегает прикосновения с определенными материалами, песком, пластилином, тестом, глиной, клеем и т.д. Ему очень мешает бирочка сзади на одежде (часто родители этих детей знают это и сразу спарывают бирочку). Он не любит новую одежду или соглашается носить одежду только из определенных тканей. Он не любит ходить босиком по траве, по песку и т.д. Он предпочитает одежду с короткими рукавами или, наоборот, хочет носить только длинные. Он очень не любит причесываться, мыть голову, стричь ногти, мыть лицо или чистить зубы - речь не идет о ребенке который просто упрямится, а именно о тех детях которым это явно очень неприятно. Он очень не любит, когда до него дотрагиваются, особенно если он этого не ожидает в данный момент. В саду или в школе ему очень трудно стоять в очереди (стоящий сзади ребенок может нечаянно дотронуться), или играть с другими детьми - например, дети толкаются, дотрагиваются до него, и эти прикосновения ему очень неприятны. Иногда это выливается в агрессию - ребенок "ни с того ни с сего" бьет сверстников, а причина лишь в том, что обычные прикосновения других детей, не мешающие им, вызывают у него неприятные ощущения, иногда невыносимые - он может чувствовать сильную щекотку, это место может чесаться и т.д. Родители иногда замечают, что после простого прикосновения ребенок постоянно сильно трет то место, к которому прикоснулись.

Ребенок гиперактивен, в саду не сидит на месте ни минуты, в школе постоянно ерзает на парте, не слушает учителя. На перемене все время носится, не в состоянии владеть собой, не контролирует собственное поведение. Многие из этих признаков присутствуют у многих из нас (например, многие не терпят бирки на одежде или шерстяной одежды на голое тело) и они не мешают нам нормально функционировать. В некоторых, относительно редких случаях, тактильная сверхчувствительность мешает ребенку в саду, в школе, в повседневной жизни.

Например, такой ребенок может постоянно ерзать, не слушать на уроке, так как ему постоянно мешает его одежда, у него все чешется, и он не в состоянии сосредоточиться. Он может быть агрессивным. Он бывает гиперактивным, особенно в присутствии большого количества людей (которые представляют для него постоянную угрозу). Ему бывает трудно заснуть или трудно проснуться, он ненавидит одеваться и предпочитает старую, стираную одежду или одежду которую носил вчера. Особо сильная тактильная сверхчувствительность мешает развитию мелкой моторики, правильной схемы тела и т.д.

К содержанию

Если проблема существует - что делать?

Сверхчувствительность бывает разная, каждый ребенок уникален и "набор" трудностей связанных с осязанием, тоже бывает разный. Тем не менее, существуют разные упражнения и игры, которые помогут вашему ребенку успокоить свою тактильную систему, организовать себя и свое поведение и лучше функционировать.

Многие сверхчувствительные дети очень любят "сильные" тактильные ощущения - заворачиваться в одеяло или мат или мягкий матрас. Можно делать им сильный массаж через одеяло или без - ребенок сам покажет родителям что ему приятно а что нет. Можно купить жесткие щетки (такие которые не повредят коже ребенка), и в те минуты, когда он чувствует, что он "переполнен "тактильными ощущениями и начинает вести себя слишком активно, можно научить его делать самому себе массаж тех мест, в которых неприятные ощущения наиболее сильны.

Тех детей, которые не любят песок, глину и т.д., важно постепенно приучать играть с этими материалами. Устройте ребенку тихий уголок дома, где никто ему не мешает и где нет посторонних помех, и пусть он играет там один. Стоит купить такому ребенку красивые игрушки (он может их выбрать вместе с вами) для игры с разными материалами, чтобы поощрить его к такой игре.

Вся окружающая среда такого ребенка должна быть хорошо организована, в комнате должен быть порядок и предметы должны лежать на своих местах - в такой комнате ребенок будет чувствовать себя увереннее, ему будет легче собираться утром в школу. Если ребенок плохо засыпает - можно создать ему в кроватке мягкий уютный "уголок" - обложить его подушками, повесить занавесочку на кроватью, включить мягкий свет. Кстати, тактильная сверхчувствительность часто встречается у детей - аутистов, она объясняет часть их поведенческих стереотипов - чтобы определенная вещь всегда была на определенном месте, определенные ритуалы поведения - в знакомой среде они чувствуют себя комфортнее, незнакомая же полна угроз, непонятных тем, кто не чувствует дискомфорта от случайного прикосновения. Таких детей лучше обнимать очень сильно, они могут не любить нежных прикосновений.

Самое главное - чтобы родители поняли причину проблем и по мере роста ребенка объяснили ему самому, в чем его проблема и научили его самого правильно определять свое состояние, чувствовать, когда его "переполняют" ощущения и успокаиваться самостоятельно. Учителя и воспитатели (в зависимости от их понимания и вообще готовности понимать) должны знать о проблеме, относиться к ребенку тактично (опять же - кто умеет и может) и не награждать его обидными ярлыками - "лентяй", "гиперактивный", "драчун" и т.д., кто во что горазд). С такими детьми непросто, но если проблема ясна, и родители нашли способы облегчить состояние ребенка - ему будут легче в саду, в школе и в жизни. Впоследствии он будет знать о своей особенности и научиться сам справляться с трудностями, вызванными осязательной сверхчувствительностью.

Александра (ИМА), falafel75@yandex.ru.