Содержание:

Когда вы уже выбрали район путешествия, подготовили маршрут, собрали коллектив единомышленников, которые готовы вместе со своими детьми пойти на эту «авантюру», необходимо подумать о тактике, которой стоит придерживаться, чтобы осуществить задуманное путешествие, после которого у вас и у ваших детей должны остаться только хорошие впечатления от проведенного в походе времени.

Прежде всего, необходимо уточнить, что включает в себя понятие «тактика похода с детьми». В теории спортивного туризма, тактика похода — это весь комплекс задач, решений, методов и средств их достижения, направленных на успешное и безопасное прохождение маршрута. Проще говоря, и применительно к походам с детьми, это:

  • выбор правильного порядка и графика движения на маршруте;
  • определение дневного режима группы;
  • безопасность в походе с детьми;
  • познавательные элементы в походе;
  • организация детского досуга.

К содержанию

Порядок и график движения в походе

В пешем или горном походе перед началом движения группы назначаются из взрослых ведущий и замыкающий, дети идут всегда между взрослых или вместе со взрослыми. Нельзя позволять детям идти впереди — ребенок с нетяжелым рюкзаком (или вообще без рюкзака) иногда может легко уйти вперед от медленно (и скучно) идущей основной группы и вы не сможете уследить, где он свернул и куда пошел. Ведущий должен точно знать, когда или где он должен остановиться для очередного отдыха или выбора места стоянки. При возможности ведущий должен оглядываться, что бы видеть, как идет вся группа и при необходимости останавливаться, чтобы дождаться отстающих. Замыкающий ни при каких обстоятельствах не должен оставлять за собой отстающих (или свернувших за куст) детей и взрослых, а при сильном отставании должен подать знак — крикнуть или свистнуть (свисток надо взять из дома), чтобы впередиидущие остановились и подождали.

Т.к. в пешем походе в большей степени детей утомляет не сам процесс передвижения, а монотонность и однообразие этого передвижения, необходимо планировать недлительные переходы по 25-30 минут с последующими остановками на 10-20 минут для коротких перекусов (перекусы надо заложить в раскладку), осмотров интересных мест и наблюдений природы.

В велопоходе, если дети едут на велосипедах сами, порядок движения как и в пешем походе. Если маршрут частично проходит вдоль федеральных или областных дорог, передвигаться надо только по обочинам дорог, это немного тяжелее, но значительно безопасней. На дороге, по которой редко ездят машины, обязательно следить, что бы дети никогда не выезжали на середину дороги и объяснять, что можно ехать только по правой стороне.

Перекусы в велопоходе можно устраивать реже — через 30-40 минут движения — детям сам процесс езды на велосипеде обычно нравится, и они утомляются в меньшей степени.

В водном походе экипаж первой байдарки (или другого судна) должен четко знать, когда и где он должен остановиться для того, чтобы дождаться всю группу. Об этом лучше договариваться перед выходом, т.к. из-за шума воды при движении судна бывает сложно докричаться до впереди идущей байдарки, даже если она находится в видимой близости.

Если на реке встречаются несложные препятствия, на которых теоретически может произойти авария, перед ними или (если экипаж уверен в успешном прохождении) за ними, необходимо остановиться и подстраховать прохождение следующего судна.

Перед сложными препятствиями должна собираться вся группа для совместного осмотра препятствия, организации прохождения, страховки или обноса. Если принимается решение, что дети препятствие обходят по берегу, необходимо провести разведку прохода вдоль берега до места встречи и назначить взрослых которые пойдут по берегу с детьми. При прохождении озер и водохранилищ группа не должна растягиваться, суда должны идти в непосредственной близости, чтобы в случае необходимости оказать помощь. В ветреную погоду, когда на открытых водоемах может подняться большая волна, лучше совсем отказаться от движения или продвигаться в непосредственной близости от береговой линии. Не забывайте, что ребенок сидит в байдарке обычно без дела и ему это может быстро надоесть. Постарайтесь делать переходы не более 30-40 минут, делая остановки, чтобы дети могли на берегу размяться и перекусить, чистое ходовое время за день не должно превышать 4 часов. Не забывайте во время движения развлекать ребенка интересными историями, сказками и рассказами.

К содержанию

Дневной режим

Режим каждого дня похода зависит от вида похода (водный, пеший и т.д.), возраста детей, района путешествия, погодных условий и других факторов.

В любом случае режим дня (подъем, завтрак, обед, ужин, сон) не должен сильно отличаться от того, к которому дети привыкли дома.

Как правило, наибольшие потери времени в походе с детьми происходят во время утренних сборов. Постарайтесь заранее продумать порядок ваших действий утром во время сборов. Привлекайте детей в помощники при сборе лагеря, упаковке рюкзаков и подготовке байдарки. Время, сэкономленное утром, гораздо плодотворнее можно использовать потом для игр и других развлечений.

Если у вас намечен полный ходовой день (не полудневка), место остановки на обед лучше планировать заранее, но если вы по каким-либо причинам отстаете от графика, не стоит стремиться попасть на плановое место обеда, останавливайтесь в любом подходящем месте. Иначе уставшие и голодные дети могут вам испортить настроение до конца дня. В пеших и велопоходах для приготовления обеда необходимо иметь при себе пластиковые бутылки для воды из расчета 1 литр на человека. Запас воды можно пополнить по ходу движения, если вы уверены, что будете гарантированно проходить мимо источника воды, пригодного для приготовления пищи. В зависимости от вида похода, состава группы, возраста и количества детей на горячий обед может уходить от 1,5 до 2,5 часов — если больше, стоит задуматься об организованности участников похода.

К содержанию

Познавательные элементы в походе

Готовясь к походу, изучите район, в котором будет проходить ваш маршрут:

  • его геологическое строение — как образовывались горы, реки, ледниковые озера и т.п.;
  • историю района — какие исторические события происходили на этих землях;
  • флору и фауну — какие птицы, животные и насекомые обитают в лесах (горах), какие рыбы водятся в реках, какие растения произрастают.

Все это можно наглядно рассказать и показать во время похода, и это будет намного интересней и познавательней, чем чтение энциклопедии.

К содержанию

Организация детского досуга

Во время движения по маршруту, когда дети заняты, а взрослые бдительны, обычно не случается никаких ЧП. Опыт показывает, что основное число происшествий происходит на дневках, перекусах, перекурах и т.п. Одним словом, когда детям нечем заняться, и их естественное стремление к познанию окружающего мира может обернуться неприятностями. Если в походе найдется человек (достаточно ответственный), который проявит инициативу и будет выступать для детей в роли организатора всяких игр, вылазок по окрестностям и других развлечений, это сильно (но не полностью) облегчит присмотр за детьми. На самом деле такие люди встречаются нечасто, поэтому еще на стадии подготовки к походу следует продумать, какие игры, развлечения можно будет организовать для детей на привалах и дневках.

Старайтесь чаше привлекать их в помощь при установке лагеря, сборе хвороста для костра, организовывать рыбалку, сбор ягод, грибов и других полезных дел.

Из дома желательно взять маленькие игрушки, сувениры, подарки, которые можно будет вручить в качестве призов за участие в играх и конкурсах. Важно, чтобы их хватило на всех, ведь главное не победа, а участие.

Вот некоторые игры и занятия, которые можно проводить в походе.

  • Поиск клада (необходимо из дома взять то, что будет кладом, а так же бумагу и фломастеры для рисования карты поиска клада);
  • Постройка шалаша;
  • Городки — напилить палочек для постройки фигур и разбивать их, кидая мяч или палку;
  • С мячом — футбол, поймай мяч, попади в цель и т.п.;
  • С веревкой — вязание узлов, веревочные перила, перетягивание каната, качели, «тарзанка» (в безопасном месте);
  • С картой и компасом — изучение карты, определение сторон света, начальные навыки ориентирования.

Дети в походе всегда придумывают какие-то свои новые (или вам незнакомые) игры, и, если эти игры потенциально опасны для них, важно не запрещать играть, а взять инициативу в свои руки и перевести игру в более безопасном направлении. Хорошо подготовившись к походу дома, и вы, и ваши дети получите удовольствие от проведенного вместе времени, невзирая на возможные капризы природы и сложности в пути.