• 12.12.1999 0:6:9, Васильева Марина
    Сыну 1,8, очень трудно - почти невозможно - его заставить дать что-нибудь из игрушек. Да и не только игрушек - любую вещь, в которой он заинтересован. И уговоры, и упреки, и угрозы - все бесполезно. Вопрос: стоит ли пытаться учить его не жадничать? Или это возрастное, само пройдет, не напрягаться по этому поводу?
    • 15.12.1999 19:44:43, Ольга
      Это не жадность, это его такое самовыражение.
    • 14.12.1999 11:17:20, Masha
      Это абсолютно нормально для этого возраста. Чтобы вас успокоить, могу сказать вот что: в этом возрасте для ребенка игрушка - как бы продолжение его руки, то есть, можно сказать, что ему отдать игрушку это все равно что для нас отдать свою руку. Во-вторых, для него действительно не очевидно, что он отдает игрушку на время, а не навсегда. Если удастся как-то получить ему самому опыт игры в обмены на короткое время, будет лучше. На улице, когда другие детки вместе с не в меру настойчивыми мамами стараются вашего сына уговорить поменяться, будьте на его стороне и помогите выйти из ситуации, например, скажите, что это его любимая игрушка, и он пока не готов делится. Меня я помню, очень успокоило замечание (в книге по детской психологии), что научиться делится - это одна из самых трудных и нужных задач в жизни. Далеко не все взрослые могут делиться. Я, например, первому встречному не дам на своей машине покататься. Смешно конечно, но ведь для малыша очень важны его игрушки, это его мир. Так что заставлять бесполезно. Будьте на стороне ребенка, играйте с ним, как сказано в другом письме в обмены с куклами дома. Все будет хорошо. Маша.
    • 12.12.1999 4:5:0, Olga
      Здравствуй, Марина! Так он и не должен по возрасту отдавать - это очередной этап развития. А если заставлять, так как раз жадность и может закрепиться. А предлагать сначала меняться на что-то - надо, но не через насилие. Ольга
    • 13.12.1999 5:30:23, Спирина Ирина
      Марина, не торопись! Не заставляй пока сынишку против воли расставаться с игрушками. Просто побольше рассказывай какие-нибудь придуманные истории с придуманными героями (а лучше, чтобы главный герой был сынишка), которые совершают прекрасные поступки, дружат, играют вместе. Преврати, так сказать, воспитательный процесс в игру. Я немного отступлю от темы. Когда дочери было примерно год и три, она кусалась, щипалась и радовалась при этом. Я совершенно отчаялась, думала, что это навсегда, никакие уговоры и шлепки не помогали. Потом решила все-таки перетерпеть, обнимала ее бесконечно, гладила, говорила кучу ласковых слов, рассказывала подобные истории. Через полгода все как рукой сняло. Сейчас это ласковый ребенок, не дерется, не кусается. Это я все к тому, что сразу все не делается, терпение, терпение Марина - все получится!
    • 13.12.1999 6:27:43, Olga
      Марина, возможно и стоит на время оставить все попытки или начать не с тех игрушек, которые он в настоящее время держит в руках, а с того, что есть интересненького у кого-то другого. Например, у какой-нибудь домашней плюшевой игрушки - специально купить для этого что-нибудь привлекательное для малыша и разыграть сценку от имени этой игрушки - смотри, что у меня есть, хочешь поиграть, а дай я твоей игрушкой поиграю - той, в которой он в данный момент не заинтересован - т.е. показать модель поведения в такой ситуации, поблагодарить от души. А возможно и не один раз. А с другими детками пока и не надо Ольга
  • 15.12.1999 16:53:11, Васильева Марина
    Большое спасибо за отклики! Из всего сказанного я поняла, что все-таки надо пытаться учить давать: в игре, обмениваться, и т.п., не заставляя и не настаивая, правильно? На самотек все-таки лучше не пускать?
    • 17.12.1999 2:11:14, Olga
      Да, нужен позитивный образец поведения, особенно если до этого были попытки заставить поделиться силой, или наказание за отказ делиться. Марина, когда наказывают - тоже получается подкрепление поведения (только неправильного) - лучше показывать как надо себя вести, а не наказывать за неправильное. А с отдачей своих игрушек торопиться не надо - действительно, маленьким деткам тяжело отделить себя от своих вещей и они могут что-то отдавать, только будучи уверены, что это для них безопасно.
    • 17.12.1999 13:11:11, Васильева Марина
      Да нет, что Вы! Не было никаких попыток заставить силой! Пыталась по-разному:
      1) прошу, уговариваю и обещаю тут же отдать
      2) прошу от лица какой-нибудь игрушки (любимой)
      3) "обижаемся" на него (я и/или игрушка)
      4) стараюсь поговорить как со взрослым: и папа тебе все дает, и я даю, и бабушка, почему же ты не даешь?
      5) пробую поменяться на что-то очень любимое
      6) разыгрываем "представления" с бабушкой, как мы друг другу все даем, тут же возвращаем, хвалим друг друга и т.д.
      7) если вдруг (чисто случайно!, например, выронил) просимая вещь все-таки оказалась у меня в руках, начинаю сына расхваливать, какой он добрый, не жадный и т.д.
      Толку - ноль.
    • 17.12.1999 22:10:47, Марина
      Очень хорошо работает: давай играть вместе, мы мне мячик кинешь, я тебе, опять ты мне. У меня детеныш вашего возраста, много жадничает, но если общую игру организовать, то играет. Каждый раз слово "давай" я объясняю чем-то, что ему лучше - давай налью, давай заведу, давай вместе играть, покажи как собачка лает, а теперь давай я покажу.
  • 12.12.1999 12:22:22, Кузьмищева Ольга
    А у нас немного другой вопрос: старшая (4 с половиной года) просто не дает никакой возможности младшему играть, что бы он не взял - будь то игрушка или какой либо другой предмет - все отбирается в ту же секунду! Просто не знаю, что уже делать. Пробовала уговаривать, договариваться, ругаться, покупаю одинаковые игрушки - все равно отнимает. И вниманием она не обделена. Стараюсь, как можно больше времени посвящать лично Катеньке. Может у кого-то есть опыт решения подобного вопроса?
    • 13.12.1999 3:2:31, Нюша
      Я не претендую на истину в последней инстанции, знаю, что мое сообщение покажется кому-то неправильным (как и мне показалось сначала), но напишу - для информации, а выводы делать Вам. Старшему ребенку было 4,5, когда родился младший, он сильно ревновал, хотя я тоже старалась уделять ему как можно больше внимания. Ревновал так, что пришлось обратиться к психологу. Психолог сказал: "А Вы скажите старшему, что Вы его больше любите, не бойтесь, младший все равно еще ничего не понимает, а старший поймет, что это не так через годик, но кризиса уже не будет". Я очень долго сомневалась, но сделала так, как сказал психолог. Это был наш со старшим личный секрет, его никто не знал, он очень часто подходил ко мне и переспрашивал на ушко, правда ли это, и это было для него действительно очень важно. Можете не верить, но ревность прошла абсолютно. Он очень любит играть с младшим, отдает ему свои игрушки, выступает "адвокатом", если я его ругаю, очень нежно к нему относится...
    • 13.12.1999 0:1:27, Елена
      Вот как раз *посвящать лично Катеньке* может сослужить Вам плохую службу. Получается, что вы ее как бы противопоставляете младшему, причем не всегда, а когда есть время или другие условия. У наших знакомых мама всегда старалась уложить младшего спать, когда идет в сад за старшим, что бы уделить ему больше времени, но когда все же приходилось Никитку брать с собой старший старался толкнуть коляску или ударить брата. Он просто ему мешал, отнимал мамино внимание, Не отчаивайтесь, а постарайтесь внимательно проанализировать ситуацию, поговорите с дочкой. Эта детская ревность часто имеет такие причины, которые взрослому человеку не всегда легко представить и понять.