В первый год жизни этапы становления речи у детей различаются очень мало: сначала гуканье, потом мелодичный лепет и, наконец, первые слова. Здесь-то и возникают особенности, которые подчас ставят родителей в тупик. У каждого малыша свой стиль: один готов болтать сутки напролет, другой увлечен производством собственных слов, а третий уже в два года говорит совсем как взрослый, хотя его старший брат в этом возрасте молчал как рыба. На развитие речи малыша влияет множество причин: психологические, социальные, наследственные. И все же ключевую роль в этом сложном и увлекательном процессе играет родительский пример.

Полуторагодовалый Коля изъясняется только отдельными слогами или деформированными до неузнаваемости словами. Он, например, говорит "лилик" вместо "кролик" и "ло" вместо "ложка". Нужно ли его поправлять?

Многие полуторагодовалые дети совершенно не беспокоятся ни о грамматике, ни об интонации, ни тем более о построении законченных фраз. Этот метод, называемый психолингвистом Бенедиктом де Буассон-Барди "стратегией минимализма", очень удобен для ребенка: изменяя гласную или удваивая слог, малыш улучшает репертуар, а употребляя псевдослова в том или ином контексте (например, "вака" вместо "собака" на улице, "ить" вместо "пить" на кухне), он делает свой лепет худо-бедно понятным для старших.

Бенедикт де Буассон-Барди считает, что у таких детей развито аналитическое мышление, ведь многие из них подходят к производству слов систематизировано и рационально. Например, Лена охотно придумывает названия для своих любимых животных ("у" вместо "утка", "паха" вместо "черепаха"), и при этом в ее лексиконе практически нет глаголов и прилагательных — они ей пока не нужны.

Практикующий логопед Марина Агапова добавляет, что через этап звукоподражания проходят все дети. Но если одни "проскакивают" через него на удивление быстро, то для других такой способ словообразования остается любимым на долгие месяцы. Впрочем, здесь нет повода для беспокойства. "На этом этапе главное — количество, а качеством можно заняться потом", — говорит логопед. Покажите ребенку книжки с большими картинками, рассматривая которые он сможет увеличить свой словарный запас. И, конечно, преподнесите ему образец "взрослой" речи. "Чик", — разочарованно говорит маленькая Оля. "Да, мячика здесь нет, — подхватывает ее мама, — мячик укатился, пойдем его искать". Таким образом, она не заставляет дочку повторять слово полностью, но тем не менее предлагает ей правильный вариант. Через некоторое время малышка сама начнет произносить многосложные слова, а затем научится выстраивать фразы из двух-трех слов.

Моя двухлетняя Света болтает без умолку, но в ее "потоке сознания" невозможно разобрать ни единого слова. Нормально ли это в ее возрасте?

Дети сначала осваивают мелодику и интонационную окраску языка, а потом уже отдельные слова. И если ребенку очень хочется говорить, а его органы речи еще недостаточно развиты, родителям приходится нелегко: длинные, полные экспрессии монологи, почти не поддаются расшифровке. О содержании сказанного можно лишь догадываться: например, Марина произносит "ирог" посреди длинной фразы, и, скорее всего, она имеет в виду пирог, который они вместе с мамой пекли сегодня утром. Впрочем, иногда в роли переводчиков успешно выступают старшие братья и сестры — им, в отличие от взрослых, намного проще разобрать этот "птичий язык".

Кстати, как утверждают американские ученые, у большинства не в меру коммуникабельных малышей действительно есть старшие братья и сестры — видимо, в их шумном окружении потребность в общении чувствуется особенно остро. Впрочем, болтуном может оказаться и единственный в семье ребенок. "У шумных, подвижных детей слишком много чувств. Ребенок очень спешит поделиться впечатлениями со старшими и поэтому говорит неразборчиво", — объясняет Марина Агапова.

Экспрессивный стиль тормозит развитие словарного запаса (особенно существительных), однако он очень хорош в социальном плане: малыш ощущает себя полноценным участником "взрослых" разговоров, даже если старшие его не понимают. К тому же, болтая без умолку, ребенок развивает мускулатуру речевого аппарата.

В большинстве случаев проблема не требует вмешательства специалистов: копируя старших, малыш постепенно научится говорить внятно. Однако меры предосторожности все же не помешают. "Стоит показать такого ребенка невропатологу, ведь неразборчивая речь входит в комплекс симптомов гиперактивности", — предупреждает Марина Агапова.

Образец для подражания

  1. Знакомство с речью должно проходить в приятной как для ребенка, так и для старшего поколения форме диалога. Дети, чье мнение безразлично не в меру строгим родителям, с трудом овладевают искусством общения.
  2. После того как вы задали ребенку вопрос, не торопите его с ответом: так он скорее поймет, что беседа предполагает обдумывание речевых оборотов.
  3. Вы не понимаете, что лепечет ваш малыш? Постарайтесь "выудить" суть из контекста или предложите ребенку альтернативу. Если, стоя у полки с игрушками, он говорит "онок", спросите: "Тебе нужен медвежонок или котенок?"
  4. Дайте ребенку возможность проявить себя. Вопрос "Что ты сегодня делал?" позволит ему дать развернутый ответ, в отличие от вопроса "Ты был сегодня у бабушки?", предполагающего лаконичное "да".
  5. Не включайте слишком громко телевизор и радио: фоновый шум вынуждает ребенка говорить громче и быстрее, а некоторые малыши в такой обстановке и вовсе предпочитают молчать.
  6. Не заставляйте ребенка общаться с незнакомцами — многим малышам нужно время, чтобы освоиться с новым для них человеком.
  7. Предложите взволнованному ребенку перевести дух и расположиться поудобнее. Маленькому рассказчику будет легче справиться с эмоциями и сделать свое повествование понятным для окружающих.
  8. В помощь детям с элементами задержки речевого развития логопеды рекомендуют занятия, развивающие мелкую моторику (лепка, оригами).
  9. Дети намного лучше усваивают новые для них слова, если сразу понимают практическое назначение связанных с ними вещей или явлений. Общаясь с ребенком, обсуждайте окружающий вас мир, проговаривайте свои действия и напоминайте ему названия уже знакомых предметов. Чем чаще повторяется слово, тем легче его запомнить!
  10. Прежде чем предложить малышу новую книжку, пролистайте ее сами. Убедитесь, что ребенок в состоянии понять прочитанное: годовалый кроха вряд ли оценит увлекательные "Приключения Буратино", хотя через три — четыре года будет в восторге от этой истории.

Саша говорит, "лыба" вместо "рыба", шепелявит, картавит. Как помочь ему исправить дикцию?

Некоторые недостатки артикуляции связаны с физиологическим процессом развития органов слуха и речи. "Сначала ребенок произносит губные согласные, поэтому его самые первые слова: мама, папа, баба. Звуки, требующие участия языка, появляются позже, а парные с-ш, з-ж, ч-щ еще долго звучат для него одинаково", — рассказывает Марина Агапова.

Обращаться к логопеду никогда не поздно. Однако некоторые дефекты речи (например, путаница в звуках) могут помешать ребенку успешно овладеть грамотой, поэтому желательно избавиться от них еще до школы.

Французский логопед Николь Дени-Кришель предупреждает, что неправильная артикуляция — это не повод для задевающих самолюбие малыша шуток. "Повторите слово правильно, употребив его в простом предложении, но не настаивайте на идеальном произношении. В возрасте 12-36 месяцев приоритет должен отдаваться удовольствию от знакомства с новыми словами", — советует она.

Не стоит волноваться, если ребенок не укладывается в среднестатистическую норму: дети приобретают контроль за кончиком языка и губами в разном возрасте, и со временем многие недостатки артикуляции исчезнут сами собой. Однако если малыш продолжает картавить и шепелявить после 4,5 лет, ему потребуется помощь логопеда.

Моему Володе полтора года. Он уже хорошо понимает обращенную к нему речь, но сам по-прежнему молчит. Почему так происходит?

В отличие от Володиной мамы многие родители воспринимают молчание своего ребенка как должное: почти в каждой семье есть легенда о дяде (дедушке, троюродном брате), который тоже "молчал до трех лет, а потом вдруг заговорил". Однако, считает логопед Марина Агапова, полагаться на эти утешительные предания не стоит. "Между двумя и тремя годами дети активно наращивает свой лексический запас, и обычно даже самые упорные "молчуны" начинают говорить уже в 2,5 года — в противном случае врач имеет все основания для того, чтобы поставить диагноз задержка развития речи", — говорит она.

Что делать с соской?
"Огромный вред приносят пустышки и бутылки: из-за них ребенок неправильно произносит звуки, формирование которых требует участия языка. К тому же у малыша деформируется зубной ряд, и в будущем ему придется иметь дело с ортодонтном. Поэтому желательно расстаться с сосками еще до года", — советует Марина Агапова.
Впрочем, многие невропатологи все же не рекомендуют отнимать соску насильно, чтобы не травмировать детскую психику. Получается, что родителям, дети которых не желают отказываться от вредной привычки, приходится выбирать из двух зол. В этом непростом случае лучше заручиться поддержкой специалистов: педиатра, невропатолога и логопеда, которые помогут вам принять оптимальное решение.

Помощь логопеда нужна почти 80% современных детей. Дело в том, что родители привыкают к мелким дефектам речи своего малыша и в отличие от специалистов перестают их замечать.

Прежде всего родителям стоит убедиться, что у ребенка нет проблем со слухом. А потом перейти к освоению речи в доступной ему форме — на этом этапе лучшей тактикой может оказаться звукоподражание. Бенедикт де Буассон-Барди приводит пример маленького Анри, живого и изобретательного мальчика, который очень рано начал ходить и обожает всякие истории. Вместе с мамой он рассматривает книжку с картинками и охотно подражает голосам животных:
- Собачка говорит "гав-гав".
- "Гав-гав", — повторяет Анри.
- Птичка говорит "чик-чирик".
- "Чик-чирик", — соглашается мальчик.
- А это — машина, — пытается подловить малыша мама.

Анри молча улыбается...

"Такие дети хотят быть хозяевами положения. Малыш пока не созрел для "взрослых" слов и поэтому избегает их. Наберитесь терпения — в один прекрасный день ваш ребенок поймет, что может говорить".

В три года Андрей все еще пропускает звуки или меняет их местами. Он говорит "фиконтюр" вместо "конфитюр", "ыр" вместо "сыр", путает "сом", "лом" и "дом". Что нам делать?

"Здесь проблема в нарушении фонетического восприятия речи. А причиной ослабленного слуха могут быть перенесенные в раннем детстве отиты. Дело в том, что сложные формы отитов протекают безболезненно, и поэтому их очень сложно выявить", — объясняет логопед Николь ДениКришель.

Малыш слышит конец слова, но начальные звуки ему сложно идентифицировать (аналогичные трудности испытывает пассажир набирающего высоту авиалайнера). Отсюда и путаница — с точки зрения Андрея, слова "сом", "лом" и "дом" звучат одинаково. Справиться с этой проблемой ребенку поможет логопед.

Начальная подготовка
"К школе ребенок должен уметь составлять рассказы по картинкам и делать самостоятельные высказывания на заданную тему. Но многие 5-6-летние дети не могут организовать свою речь, и исправить этот недостаток намного сложнее, чем поставить ребенку тот или иной звук", — предостерегает Марина Агапова.
Родители не только должны много общаться с малышом (это само собой разумеется) — надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Научить малыша пересказу вам поможет и так называемый отраженный пересказ. Мама начинает: "Жили-были дед и..." "...баба", — продолжает историю малыш.
В четыре года малышу уже по силам почти дословно воспроизвести коротенькую сказку — особенно если книжка снабжена большими красочными иллюстрациями. А настольные логопедические игры (например, "Расскажи сказку") усложняют эту задачу: прежде чем приступить к пересказу, маленький должен восстановить последовательность событий, разложив картинки в правильном порядке.

Анастасия Ромашкевич.

Статья из ноябрьского номера журнала.