Содержание:

Вы избрали для своего чада карьеру спортсмена. С самого начала уточним, что подразумевается под спортивной карьерой в данной статье: это означает, что спорт для ребенка не ограничится любительскими партиями в настольный теннис или шашки, несколькими месяцами хождения в бассейн и дворовым футболом или баскетбольными матчами во время уроков физкультуры в средней школе. Если вы, дорогие родители, решили пойти дальше, то эта статья специально для вас.

Для того, чтобы записать ребенка в спортивную секцию или школу, можно найти множество причин. Здесь и забота о здоровье ребенка, развитии его волевых качеств и навыков самоорганизации, и многое другое. Спорт призван помочь детям реализовать свои возможности. Конструктивные желания ребенка (в том числе - заниматься спортом) очень важно поддерживать. Мне вспоминается цитата из повести Б. Алмазова "Самый красивый конь": "Я не хочу, чтобы несколько лет спустя мой сын упрекал меня в том, что я не дал ему заниматься верховой ездой".

К содержанию

Какой вид спорта подойдет ребенку?

Важнейший вопрос, с решения которого предстоит родителям начать действовать - вопрос о выборе вида спорта. Часто происходит конфликт между желаниями ребенка и волей родителей. Если мама хочет видеть свою дочь фигуристкой, а девочка мечтает о художественной гимнастике и испытывает страх перед прыжками на льду, то ребенок не получит от занятий спортом никакого удовольствия. Давить на ребенка в таком случае нельзя: страх сковывает движения, подавляет инициативу, а потому, дорогие папы, не надевайте насильно на ваших сыновей боксерские перчатки, если им более по душе гибкий шест прыгуна, а отдавайте их в легкую атлетику.

На выбор вида спорта влияют не только личные предпочтения детей и родителей, но и физические возможности будущего спортсмена. Так, например, в спортивной гимнастике важную роль играют рост, вес, фигура, гибкость, выворотность и прыгучесть. Если ребенок не обладает нужными параметрами, его усилия гораздо лучше направить в другое русло, где он добьется более заметных успехов, ибо есть немало видов спорта, в которых перечисленные качества не столь важны. В каждом конкретном случае необходимо посоветоваться с педагогами спортивной школы.

К содержанию

Здоровье - прежде всего

Говоря о физических возможностях, нельзя обойти вниманием состояние здоровья ребенка. В любой спортивной школе при приеме всегда требуют справку о состоянии здоровья и о возможностях занятия конкретным видом спорта. Лучше подойти к этому с полной ответственностью и пройти обследование у всех необходимых специалистов, иначе у ребенка в скором времени могут начаться серьезные проблемы с самочувствием.

Для каждого вида спорта существует определенный перечень противопоказаний. Так, например, если у ребенка близорукость, ему не рекомендуются прыжки, резкие наклоны и любая активность, связанная с опасностью падений. Следует заметить, что при близорукости имеет значение не только ее степень, но и наличие осложнений на глазном дне. Интересно, что противопоказаний для слабого зрения абсолютно нет в стендовой и пулевой стрельбе, а также в стрельбе из лука или арбалета.

Наиболее строгие требования к состоянию здоровья предъявляются при занятии боксом, борьбой, тяжелой атлетикой, поднятием тяжестей, прыжками на лыжах с трамплина, лыжным двоеборьем, прыжками в высоту, в длину и с шестом и хоккеем. Если у вас есть сомнения относительно других видов спорта, проконсультируйтесь с врачом, лучше всего со спортивным, хорошо знакомым с нагрузками, которые предстоит испытывать юному спортсмену.

Некоторые родители отдают ребенка в спорт ради того, чтобы улучшить его здоровье. Это правильно, к тому же известны случаи, когда ребенок занимался с оздоровительной целью, а потом становился известным спортсменом. Но при этом следует иметь в виду, что каждый отдельно взятый вид спорта не является панацеей, то есть лекарством от всего. Например, конный спорт лечит болезни опорно-двигательного аппарата и помогает решить проблемы с психикой. Циклические виды спорта - плавание, велосипед, гребля, лыжные гонки - улучшают работу сердца и легких. Плавание закаляет организм. Сложнокоординационные виды спорта и восточные единоборства улучшают координацию движений, развивают ловкость.

К содержанию

Когда приступать к занятиям?

Еще один вопрос касается возраста, в котором следует начинать заниматься спортом. Есть так называемые сложнокоординационные виды спорта, к которым относятся спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду, прыжки на батуте, спортивная акробатика, спортивные танцы, акробатический рок-н-ролл и синхронное плавание. Начинать обучение этим видам спорта нужно как можно раньше. Надо отметить, что сейчас спорт значительно помолодел. Это связано с усложнением упражнений, требующих большой гибкости, которую легче выработать в раннем возрасте. Так, если в 70-е гг. начинать занятия спортивной гимнастикой было принято в 10 лет, то теперь этот возраст снизился до 4-5 лет. Так что важно не упустить момент. В целом в спортивные школы принимают детей в возрасте от 4-5 до 16 лет в зависимости от вида спорта.

Но есть и другая крайность. Некоторые родители ставят трехлетнего ребенка на горные лыжи, двенадцатилетнему мальчику дают штангу или шестилетнему - пневматическую винтовку. До занятия определенными видами спорта ребенок должен созреть, и не только физически, но и морально.

К содержанию

Куда пойти учиться?

Следующий этап на пути к спортивной карьере - выбор спортивной школы. Конечно, для занятия такими видами спорта, как восточные единоборства, необязательно посещать спортшколу, ведь во многих общеобразовательных школах есть специальные секции, организующие соревнования с присуждением разрядов (поясов), так что путь в большой спорт можно начинать и в них. А если ваш ребенок предпочитает заниматься спортом для души, лучше действительно предпочесть спортивной школе спортивную секцию, где занятий меньше и нагрузки легче.

Я не стану приводить в данной статье адреса спортивных школ, а посоветую обратиться к справочнику www.abcsport.ru, там вы найдете адреса спортивных учебных заведений не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и других крупных городов.

Спортивные школы делятся на три основных типа: детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР) и экспериментальные школы высшего спортивного мастерства (ЭШВСМ). В советские времена СДЮШОР готовили спортсменов для профессионального спорта, но попасть в них можно было либо из ДЮСШ, либо "с улицы", но при наличии явного таланта.

Теперь эта система не работает, и даже в СДЮШОР прийти "с улицы" не сложнее, чем в ДЮСШ. Добавление "олимпийский резерв" означает, что учредители спортшколы во-первых, ставят перед собой задачи повышенной сложности, а во-вторых, обязуются их выполнять. К сожалению, не все СДЮШОР действительно имеют основания заявлять о подготовке спортсменов для олимпийского резерва, а потому не стоит при выборе школы зацикливаться на приведенных аббревиатурах, так как вам могут встретиться просто школы, спортивные базы и клубы, где обучение будет ничуть не хуже.

В воспитании спортсмена важную роль играет работа тренера, ибо неумелая педагогическая работа способна отбить у ребенка охоту заниматься спортом. Нет ничего зазорного в том, чтобы поинтересоваться, какое образование имеют тренеры конкретной школы, где и с какими результатами выступали они сами и их ученики. Следует иметь в виду, что многие знаменитые тренеры, формально закрепленные за школой, работают за рубежом или не занимаются с начинающими.

Набор в спортивные школы происходит в августе, реже в сентябре. Если учеников не хватает, их могут добирать в любое время в течение учебного года. Есть школы, в которые берут всех желающих (разумеется, с учетом состояния здоровья), например, в лыжные школы, но при приеме в некоторые специальные учебные заведения предстоит пройти отбор. Большинство спортивных школ являются государственными, и от тренеров требуют в первую очередь результатов, а потому им невыгодно брать заведомо неперспективных учеников. Но даже если вашему ребенку удалось пройти отбор, расслабляться нельзя: время от времени проводятся аттестации, и состав групп существенно меняется. Если ребенок не показывает хороших результатов, ему предлагают перейти в платную группу (если сама школа бесплатная) либо в любительскую группу (если школа платная).

К содержанию

Финансовая сторона дела

Есть школы бесплатные, и это не обязательно наследие советской эпохи, а вполне современные учебные заведения. В платных школах оплата варьируется в зависимости от вида спорта, от количества занятий в неделю и периода обучения. Почти при всех бесплатных спортивных школах существуют платные группы. Идти в такую группу имеет смысл, если пропущен набор в бесплатную, а год из-за этого терять не хочется. Есть также так называемые группы здоровья, или любительские, предназначенные для тех, кто занимается спортом для удовольствия или ради того, чтобы поправить здоровье. Нагрузки в таких группах гораздо более щадящие, и особо сложным элементам в них не учат.

Расходы родителей не ограничиваются оплатой занятий. Юному спортсмену необходима хорошая экипировка, а потому приготовьтесь к покупке лыж, коньков, шлема для верховой езды, кимоно для дзюдо, обруча для занятий гимнастикой дома или иного инвентаря в зависимости от обстоятельств. Некоторые школы снабжают своих воспитанников экипировкой, но следует иметь в виду, что зачастую она годится только для тренировок и не соответствует даже уровню внутришкольных соревнований. Кроме того, оплачивать порой придется и поездки в летние спортивные лагеря.

К содержанию

Проблема распределения времени

Количество дней в неделю, которые будут отданы занятиям спортом, варьируются в зависимости от вида спорта и этапа обучения. Так, обычно в первый год тренировки проходят два раза в неделю, затем три, а к моменту окончания школы может быть необходимо посвящать им до шести дней в неделю.

Помимо тренировок по специализации, ребенку предстоит заниматься также общей физической подготовкой, быть может, хореографией (синхронное плавание, фигурное катание). У занимающихся игровыми видами спорта один день посвящается игре, остальные - тренировкам. Занятия не прерываются летними каникулами: юные спортсмены выезжают в лагеря на тренировки и соревнования, лыжники занимаются на лыжероллерных трассах, а биатлонисты - на стрельбищах.

Из этого можно сделать вывод, что если вначале ребенок может попутно посещать танцевальную студию или кружок рисования и брать уроки иностранного языка, то постепенно времени на все остальное будет оставаться все меньше и меньше. К сожалению, и ребенку, и вам, дорогие родители, предстоит сделать важный выбор между спортом и другими видами деятельности.

Моя подруга в детстве занималась художественной гимнастикой, но бабушка и дедушка, занимавшиеся ее воспитанием, решили, что музыкальное образование важнее. К тому же в соседнем подъезде жила учительница музыки, пообещавшая лично курировать Олю, и выбор был сделан вопреки желаниям девочки, которая до сих пор очень жалеет о "потраченном на музыку" времени.

Вот другая ситуация: Александра Корелова занималась и музыкой, и конным спортом, но к концу школы пришлось делать выбор, и она выбрала лошадей. В 2004 г. молодая спортсменка неплохо выступила на Олимпиаде в Афинах, показав результат лучший, чем другая наша соотечественница, более опытная спортсменка Елена Сиднева.

Я вовсе не хочу сказать, что спорт важнее и полезнее музыки, и что музыкой заниматься не нужно. Я лишь говорю, что вопрос о том, что важнее, каждый решает для себя сам. И желательно все-таки прислушиваться к мнению детей, учитывать их пожелания, если вы, дорогие родители, не боитесь спустя годы услышать от сына или дочери упреки в том, что по вашей вине "детство прошло зря" и много времени было потрачено впустую.

Не исключен и другой вариант: родители предлагают ребенку то одно, то другое, а его ничто не интересует. Моя одноклассница как-то жаловалась, что мама отдавала ее то в хор, то на танцы, и это была "такая морока"! Что же делать родителям, чтобы не услышать упреков в том, что они замучили свое чадо занятиями в кружках или загубили его таланты? Возможно, кто-то из читателей вспомнит фильм "Впервые замужем", а именно сцену, в которой дочь упрекает мать в том, что та не отдала ее в английскую школу, иначе она "могла бы переводчиком стать, в другие страны ездила бы". На робкое замечание матери, что "ты же хотела танцевать", дочь отвечает: "Ну, мало ли что я хотела!" Скажу честно, у меня нет своих детей, и я не могу дать однозначный ответ на вопрос, как избежать таких ситуаций в будущем.

К содержанию

Спорт и семья

Разумеется, стремиться надо к тому, чтобы сын или дочь любили то, чем они занимаются, и родители должны начать прилагать усилия к этому вовсе не накануне первой тренировки. Смотрите с детьми соревнования, играйте во дворе в хоккей (к сожалению, в последнее время все реже можно увидеть детей на катке с клюшками), в бадминтон, главное, делайте все это вместе с детьми, а не довольствуйтесь ролью зрителя или арбитра в детской игре. Мой папа на прогулках научил меня метать копье и толкать ядро. Хоть я и выбрала конный спорт, а не легкую атлетику, любовь к спорту была заложена во мне именно этими занятиями. Рекомендую также семейный просмотр церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр, воспевающих спорт и не оставляющих равнодушными даже самых маленьких зрителей.

Если вы мечтаете видеть своего ребенка в профессиональном спорте, много внимания нужно уделить и его нравственному воспитанию. Спорт должен быть для ребенка самоцелью, а не средством показать обидчикам во дворе, "кто самый сильный", или способом сбросить вес. Для спортсмена важен и творческий подход к занятиям, и постоянный поиск совершенства. Часто мы с горечью наблюдаем, как талантливые спортсмены почивают на лаврах, не усложняют программы, и их с легкостью обходят более молодые. Конечно, здесь речь идет о взрослых, но такие качества закладываются в человеке с детства.

Даже если ребенок успешно занимается в спортивной школе, трудно предугадать, как сложится его спортивная карьера в дальнейшем. Остаться ли спортсменом-любителем, стремиться ли покорить Олимп или поступить в физкультурный институт, чтобы помогать другим идти к Олимпу - решать юному спортсмену. Я не хотела бы развивать вечный спор между сторонниками любительского и профессионального спорта, но должна отметить, что, как говорил Председатель Олимпийского комитета Эвери Брэндэдж, основой спорта являются любители. Давно отмечено, что чем меньше любителей в конкретном виде спорта, тем ниже достижения профессионалов. А потому каждый юный спортсмен, любитель или будущий профессионал, важен для нашего спорта. Как и спорт важен для каждого вступающего в жизнь человека.

Вера Курская, Veranfersky@mail.ru.