Гениями не становятся, ими просто рождаются. Моцарт это Моцарт, но мы-то среднестатистические люди, хотим, чтобы именно наше чадо оказалось гением. От огромного количества информации о раннем развитии ребенка, возникает несколько вопросов, кому это надо и к чему это приведет.

Я замечала, что в основном успехи ребенка тешат самолюбие родителей, которые с гордостью рассказывают об этом друзьям или другим мамочкам у песочницы, причем, часто выдавая желаемое за действительное. Но если приглядеться попристальнее и убрать все иллюзии, то на поверхности окажется, что многие дети так могут.

Хотелось бы напомнить о прежних временах. Ведь в Советском Союзе матерям не давали даже возможности посидеть с ребенком. С года в ясли, потом детский сад. В школу ходили одни, обед на плите, уроки как получится, родители всегда на работе. Но я не считаю, что поколение послевоенных детей или детей "застоя" глупее нынешних. Телевизор и компьютер делают свое дело. Ребенок уже не хочет бегать по улице, да и родители стараются его оградить от этой улицы. Понятно, другие времена, опасные времена. Но нас улица научила выживать в трудностях советского социума, чем, я считаю, мы принципиально отличаемся от иностранцев. На мой взгляд, главное в раннем развитии детей - научить их самостоятельности. А еще, в погоне за знаниями мы забываем о физическом развитии и просто о здоровье ребенка.

Начну с собственного примера. Жила я у бабушки и дедушки в поселке. Носилась сломя голову целями днями по улице, придумывала себе игры, например, залезала в мастерскую деда и пыталась там что-то мастерить. Никогда у меня не отбирали молоток или гвозди. По пальцам - значит, сама виновата. В семь месяцев вылезала из кровати и ползла к взрослым на кухню, в восемь не пошла, а побежала, и остановить уже никто не мог. В полтора залезла по лестнице на сеновал и повисла на заборе, зацепившись пальто. В три года встала на фигурные коньки (раньше даже в поселках были свои катки). Как только вставал лед и до весны с катка меня было не утащить, плюс лыжи, а летом гонки на двухколесном велосипеде с трехлетнего возраста. В пять лет мне захотелось ходить на танцы и позднее в шесть на художественную гимнастику. Все выбирала сама.

До школы читать не умела. Меня просто было невозможно научить читать. Вот задачку с сотнями - это пожалуйста, только не буквы. А их почему-то искала на потолке. Но это не помешало мне учиться не на отлично, но с двумя четверками до окончания школы. Музыкальная, художественная и театральная студии мимоходом, спортивная школа серьезно с 14 лет. Без мамы и папы по сборам с 9 лет. Институт с красным дипломом, неоконченная диссертация, в спорте добилась самых больших высот, только в конькобежном, а не в фигурном катании. И это без всякого раннего развития (я имею в виду умственного, только поощрение естественной тяги к движению). Об этом тогда и не говорилось, и не писалось.

Я не раз думала, почему так получилось? Мне кажется, что интуитивно мои бабушка и дедушка дали полный простор моей самостоятельности и просто любили меня. Еще был случай, который доказывает мудрость моего деда. Начиная с шести лет нас одних отпускали купаться на карьеры, до них было без малого 3 км, мы гордо шли одни, купались и возвращались домой. Но только через много лет я узнала, что мой дедушка, прячась по кустам, шел за нами, но ни разу мы его не заметили. Разве это не один из способов дать ребенку поверить, что он сам все может сделать, как большой?

До рождения нашего Ярослава мы с мужем (он тоже спортсмен) решили, что главное для нас его здоровье, а это значит правильное физическое развитие.

Могу поделиться тем, что можно сделать в современных условиях, и что немаловажно, без излишних денежных затрат. Я считаю, что наш Ярослав обычный ребенок. И все что он умеет, наверняка могут многие дети, просто хочется рассказать, каким путем мы шли. Постараюсь описать только самое главное.

Мне повезло, что беременность проходила хорошо. Я бегала кроссы, ездила на велосипеде, ходила в сауну и бассейн. Кстати, Аквагимнастикой для беременных занималась вплоть до родов. Роды прошли нормально, спасибо упражнениям, которые мне показали на занятиях, боль от схваток можно уменьшить с их помощью.

Как только у Ярослава зажила пуповина, мы начали наши занятия в ванной. Мне посоветовали прочитать методички Игоря Борисовича Чарковского. Правда сейчас он живет в Австралии и у него там специальная школа, где женщины рожают в воду и проделывают многие вещи в воде с детьми, например, плавают в открытом море с дельфинами. Конечно, до этого я еще не доросла, но вот многое другое мы взяли на вооружение.

Мы начали "нырять" с двухнедельного возраста. Мне было страшно вначале и первый "нырок" делал муж. Родители мужа были в шоке, но со временем увидели, что в этом нет ничего плохого, а только положительное. Конечно, первые разы были слезы, но потом Ярославу очень нравилось. Я понимала, что купать в ванной это здорово, и держать ребенка 30 минут согнувшись, это очень тяжело для мамы, хотя и доставляет удовольствие малышу.

Тогда в Интернете я вышла на сайт Доктора Комаровского. Там я почерпнула огромное количество идей и советов, и увидела выкройку "ушек".

После этого проблема с плаванием в ванной была решена. За два часа до ночного сна начинался наш комплекс упражнений. Первое - массаж, второе - гимнастика (простая и на шаре), и получасовое плавание - КАЖДЫЙ ДЕНЬ. "Ушки" давали возможность свободно держаться на воде и отталкиваться от краев ванной.".

Такое плавание вызывало полное умиление и восторг, как нас, взрослых, так и самого Ярослава. Продолжалось это до 7 месяцев, пока он не пополз. Потом мы только ныряли, плескались в воде, "бегали" по ванной, а в год начали ходить два раза в неделю в детский бассейн. 30 минут гимнастика, 30 минут плавание и сауна. В ластах переплывали маленький бассейн через 8 занятий. Ярослав без проблем прыгал с бортика бассейна в воду. Инструктор сразу поняла, что мы ныряли почти с рождения, потому что другим детям занятия давались не так легко. И не потому, что Ярослав особенный, а потому, что он был в воде с рождения и до рождения.

На занятиях в бассейне его научили лазать по шведской стенке, после чего на детских "лазалках" и горках он не боялся ничего, чем обычно повергал в шок гуляющих бабушек. Когда Ярославу было пять месяцев, я купила себе трехколесную коляску, и бегала с сидящим в ней сыном по парку. Хорошо для здоровья и сброса веса мамы, и радость малышу. Окружающие, конечно, шарахались. Поэтому мы не удивились, что теперь наш мальчик очень любит бегать. Просто так разгоняется и показывает нам, как он быстро может бежать.

Прошлой зимой вставали на коньки. На нормальных нам еще рановато, а вот на двухполозных он неплохо держался. Падал, но вставал и с безумным рвением пытался удержать равновесие. Этой зимой продолжим занятия. Коляску мы почти не используем, ходим пешком обычно вокруг пруда не меньше 2,5 км. Кормим уточек, доходим до маленького юннатского уголка, где живут обезьяны, общаемся с ними и домой спать. После таких вояжей три часа дневного сна обеспечено.

Мы живем в своем доме, и если нет времени пойти гулять на пруд, я даю возможность Ярославу изучить территорию нашего двора самому. Он играет с двумя собаками, лазает, где хочет (предварительно все опасное мы убрали), в общем, как будто предоставлен сам себе. Я слежу за ним, но на расстоянии. Пусть думает, что он самостоятельный. Я стараюсь не использовать слово "нельзя", только в случаях реальной опасности. Еще я пытаюсь Ярослава отвлечь, а не жестко остановить, если он делает что-то неправильно.

Особое место отводится животным. У нас две собаки и три кошки. Любовь к животным неописуемая. В зоопарк пошли первый раз в 1 год 4 месяца. Думала, будет рано, не поймет, но за лето сходили еще три раза. Очень понравилось, как кушает верблюд. Пришлось самим кушать рядом с вольером на скамейке, а по-другому Ярослав просто отказывался.

Теперь немного о стихах и книжках. Я слышала, что ребенку важен ритм стиха. Как все мамочки, пела ему песни над кроваткой и читала Есенина и Шекспира. Теперь перед сном каждый день мы читаем два-три стихотворения из любимой книжки Чуковского и засыпаем. Ярослав сам выбрал свой график жизни, я просто к нему прислушалась и поверила, что он умнее меня и знает, что ему надо. Если мы не на улице, мы читаем книжки, собираем детские пазлы и.т.д. Правда, когда он начинает уставать от "умственной" работы, то заставляет ставить полосу препятствий. Это ящики, кресло, перевернутый стул и всякая всячина, которую он пытается преодолеть на скорость.

Сейчас Ярославу два года. Я не знаю, какие результаты принесут наши занятия. Еще рано делать хоть какие-то выводы.

Мой тренер всегда говорил: "Гений - это Талант помноженный на Трудолюбие". У каждого есть способности, главное их вовремя разглядеть, а дальше надо много работать, чтобы они не угасли. Вот и ребенок рождается как чистый лист бумаги. Родителям, бабушкам и дедушкам надо только взять в руки кисти и создать свой шедевр, полагаясь на интуицию, потому что ни одна книга, ни один совет супер-профессоров и опыт других людей не поможет найти 100% правильный путь развития твоего ребенка. Надо пропустить всю информацию через себя, откинуть ненужное, взять интересное, и получится что-то свое, уникальное, подходящее только вашему малышу. Не удивлюсь, что после этого вы сами сможете написать книги по раннему воспитанию детей.

Светлана Журова, zhurova@yahoo.com.