Ребенок и физкультура — тема, очень меня волнующая.

Одна моя знакомая мама четвероклассника считает, что главное — дополнительные занятия по математике, русскому и английскому. Какой уж тут спорт, когда? И вообще — зачем так перегружать ребенка?

Другой взгляд: зачем тринадцатилетней девочке продолжать заниматься в спортивной секции, если время «обязательного детского спорта» закончилось, а чемпионкой мира этой девочке стать все равно не светит? Опять же — серьезные нагрузки в школе занимают все свободное время.

Еще есть продвинутые родители, которые понимают, что детям, конечно, необходим спорт (как и занятия с репетитором по сложным предметам). И дети таких родителей послушно посещает секцию модного нынче спортивного направления. Сами родители при этом ведут, мягко говоря, «неспортивный» образ жизни. То есть детские занятия физкультурой заканчиваются при выходе из спортивного зала...

А вот еще один пример, также «подсмотренный» из жизни. Зима. Городской лесопарк (не модный пригородный горнолыжный курорт с оборудованными трассами, а просто лесопарковая зона в городской черте) с накатанной любителями лыжней. Лыжня, конечно, не очень ровная. Рядом с лыжней — широкая тропинка (тоже совсем неровная), по которой другие любители катаются в стиле «конькового хода». И вот по этой «коньковой» дорожке едет на лыжах семья. Впереди — папа. Он отталкивается только одной палкой, потому что вторая привязана и тянет за собой... детские санки. В санках, естественно, сидит совсем маленький ребенок. Сзади к санкам привязана веревка, а к веревке — также привязана лыжная палка, которую держит мама. Второй своей палкой мама отталкивается, подобно папе. И вот эта троица так лихо едет, просто загляденье! Прохожие удивленно (и, я уверена, с завистью) оборачиваются. Ко мне никакие санки привязаны не были, а вот ехать быстрее их я не смогла! Нетрудно догадаться, что ребенок в этой «физкультуролюбивой» семье встанет на лыжи, только научившись ходить!

Это все предисловие. Так сказать, хотелось примерами выразить свой собственный взгляд на спортивное воспитание: физкультура — это не периодическое занятие, это образ жизни. Начинать никогда не поздно, заканчивать не захочется. Кстати сказать, в вышеназванном лесопарке на лыжах катаются любители от 2 до, кажется, 82 лет...

А вот теперь собственная история «привития» любви к физкультуре у ребенка.

Во-первых, надо понимать, что любая физическая нагрузка — это тяжело (наверное, по этой причине совсем крохотные младенцы не в восторге от лечебных массажей). Обучение новым навыкам — тоже тяжело. Поэтому обучение маленького ребенка новым спортивным навыкам — занятие вдвойне тяжелое. Но как приятно видеть результаты уже спустя 2 — 3 года!

Физкультура № 1. Плавание. На море впервые я привезла ребенка в 1 год. Как же: южный воздух, морские брызги, такой восторг! Ан нет. Ребенок безумно испугался и просто заходился в крике при каждом приближении к пляжу (когда становился слышен шум моря). Лишь спустя 2 недели он перестал бояться вида моря, и, кажется, только к концу поездки (то есть еще спустя 2 недели) позволил себя искупать в морской воде.

Однако месяц на берегу не прошел даром — в 1,5 года сын пошел в ясли и несколько месяцев совсем не болел.

С тех пор на море ездим каждый год. В 2 года сын моря уже не боялся, начал в нем барахтаться. Сейчас, в свои почти 7 лет, он стал настоящей «амфибией». В последнюю нашу поездку спокойно нырял с яхты в «открытом море». При этом опыт плавания — только на море (не больше 1 месяца в год), в бассейны не ходим.

Физкультура № 2. Велосипед. В два года мы, конечно, купили Лешику детский велосипедик (который больше напоминал модернизированную коляску). То есть сидит ребенок как бы в «велике» и даже ноги держит на педалях. Но везет-то его мама за ручку, которая прикреплена сзади!

И вот сыну три года. Насмотревшись на своих сверстников на «взрослых» велосипедах, сын требует себе такой же. Идем в детский магазин, покупаем. Конечно, агрегат четырехколесный. Леша мой гордо на него садится и... почему-то не едет. Я (сначала терпеливо) ему объясняю, что педали-то крутить нужно (в отличие от привычного детского велосипеда-коляски). Он и крутит — сразу две. Ехать опять не получается. Тогда я начинаю сама рукой крутить его ноги на педалях — с нужной периодичностью. Но он, по-моему, все равно ничего не понимает. Плачет. Кататься уже не хочет (да и не может). Я начинаю терять терпение: «Ну что, может, велик в магазин отнесем?» Нет, жалко... «Тогда старайся!» Старается... Часто падает. Помню, проехали мы так — со слезами — целый квартал от детского магазина, где был куплен велик. Рядом оказалась женщина, которая волею судеб была свидетельницей нашего первого «обучения» еще в начале пути (когда Леша не понимал, что вообще-то педали крутить нужно, да еще и в определенном порядке). И вот женщина так удивленно восклицает: «О, вы уже столько проехали!»

Потихоньку кататься научился, только вот маленькие дополнительные колеса начинают загибаться и ломаются. А еще этот «агрегат» на себе нужно и в парадное занести, и в квартире где-то хранить.

Но постепенно велосипед мы полюбили. В пять уже гордо крутили педали на «настоящем» двухколесном велосипеде. И теперь у нас в квартире (вместо вешалки) у входа громоздятся уже 2 велосипеда: взрослый (мамин) и детский (сына). С удовольствием катаемся вместе. Вот какой у нас сложился стиль «гуляния» весной и летом: мы садимся на свои велосипеды и просто катаемся по удобным дорожкам. Замечаем какую-нибудь интересную площадку, останавливаемся. Ребенок играет на ней с детьми, а я сижу рядом и читаю. Прогулка из «обязаловки» превращается в веселое приключение, и при этом мы выбираем площадки не по близости к дому, а просто те, которые нам нравятся! И с каждым разом открываем для себя новые!

Физкультура № 3. Лыжи. С лыжами оказалось еще труднее, чем с велосипедом (не только Леше, но и мне). Начиналось все опять в три года с требования: «Мам, купи и мне лыжи!» (Просто мы часто гуляли в том парке, где, как я уже писала выше, катаются любители лыж от 2-х до 82-х...). Купили. Первые лыжи были с «детским» пластиковым креплением. На морозе голыми руками нужно было засунуть широкие детские ботинки в эти почему-то ужасно узкие крепления, застегнуть их. А потом еще учить ребенка кататься... Кататься расхотелось быстро. Как на велосипеде мы не понимали, что нужно поочередно крутить педали, так на лыжах мы не понимали, что на лыжах нужно... скользить! Леша на лыжах упрямо «топал». Но ничего, мама хоть нетерпеливая, но упрямая. К тому же перед глазами был пример других маленьких лыжников.

Так что на следующий год мы катались уже сносно. И у нас появились лыжи со «взрослыми» креплениями, были куплены модные лыжные ботинки. Особенно Леша полюбил кататься с горок. Всего несколько падений, и мы ощутили всю прелесть свободного полета!

А в эту зиму я заметила за своим ребенком странную особенность: вместо того, чтобы ехать по лыжне, он старательно пытался «расставлять ноги» на широкой тропинке рядом. «Леша, зачем?» «Мама, ну ты посмотри, как дяди ездят — ведь так быстрее! Я тоже так хочу!» Дяди, надо сказать, ездят «коньковым» ходом. И мой сын, вдохновленный примером, решил освоить эту технику самостоятельно. После нескольких таких тренировочных катаний наш папа (который раньше занимался в лыжной секции) оценил успехи сына как вполне удовлетворительные. Надеюсь, это была объективная оценка...

Физкультура № 4. Домашний спортивный уголок. Без комментариев.

Физкультура № 5. Детская спортивная секция. Леше было 5 с половиной лет, когда я почему-то решила, что именно теперь «пора». Просто видела, что у ребенка энергия бьет ключом, а выхода достойного не находит (в садике «носиться» не дают, лыжи и велосипед — это только с мамой по выходным, а по будням «простой»). К тому же я твердо уверена, что спорт не только закаляет тело, но еще и дисциплинирует и воспитывает. А еще помогает интеллектуальному развитию (ведь не зря крохам, отстающим в развитии, рекомендуют интенсивный массаж!). «Бодрость духа, грация и пластика», — как пел известный поэт. Особенно здорово, когда мальчишек тренируют мужчины.

Секцию выбирали по территориальной доступности — самой близкой оказалась секция тхэквондо. Ребенок от секции в восторге, этим летом поедет в первый раз в спортивный лагерь.

Физкультура № 6. Шахматы. Однажды, чтобы скоротать время в поезде, моя сестра показала и научила играть моего ребенка в шахматы. Результат? Леша просто заболел этой игрой. Пришлось искать ему шахматный кружок, соответствующий возрасту (6 лет.). После нескольких его занятий в кружке мне, его маме, к стыду моему, выиграть у него практически невозможно...

Вот так. Как оказалось, в большинстве своем физкультурные занятия не требуют значительных временных и материальных затрат (достаточно просто взять на прогулку с ребенком лыжи или велосипед, а в дорогу — захватывающую настольную игру), а результаты не заставят себя ждать!

Сегодня утром веду ребенка в садик. Подходим к пешеходному переходу. Красный свет на светофоре. Пока ждем зеленый, мой сын вдруг кладет руки на плечи и начинает их интенсивно крутить. Забавно? И еще вспоминаю, как недавно во время нашей регистрации на рейс в аэропорту Барселоны Леша, чуть отойдя от очереди, начал тренировать свои «тхэквондошные» «махи» с поворотами. Вот так вот физкультура и спорт незаметно захватили моего ребенка...

Каким видам спорта он отдаст предпочтение, когда вырастет? Мне это неважно. Я только искренне надеюсь, что любовь к спорту у него — навсегда...

Ольга, ol_238@mail.ru