Содержание:

Вспышки гнева, потоки слез, безутешная грусть и резкие перепады настроения — сильные эмоции детей выводят нас из равновесия. Как с ними бороться? Сердиться, ласкать ребенка, ждать, что это пройдет, или просто уступить? Принять решение нам поможет психолог Светлана Забегайлова.

Первое, что необходимо усвоить каждому родителю: каприз капризу рознь. Очень важно уметь отличить настоящее детское "горе" от капризов и соответственно себя вести. Есть каприз как простое эмоциональное давление на взрослого, попытка заставить родителей сделать так, как хочется ребенку. Плач, крики и катание по полу могут быть попыткой заставить родителя купить игрушку, устроить так, чтобы его не вели в детский сад или не уводили домой с детской площадки. Ребенок именно "давит из себя слезу", добиваясь от вас желаемого. Если ребенку удалось добиться своего с помощью какого-то неприглядного поведения, он будет совершенствоваться в нем, прибегая к этому способу все чаще и чаще. Самое главное оружие борьбы с таким капризом — это спокойствие и терпение. На все действия ребенка нужно реагировать с пониманием и во время капризов не делать никаких уступок. А когда ребенок утихнет и успокоится, постарайтесь не ругать и не стыдить малыша — просто выразите надежду, что он больше никогда не повторит своего поведения, и заверьте его, что выбранный им способ манипуляции непродуктивен.

Но есть и другие капризы, вызванные голодом, болезнью, усталостью, тревогой, недосыпанием, перевозбуждением. Малыш может рассердиться или горько заплакать, когда у него что-то не получается или его не могут понять. Эмоции ребенка младшего школьного возраста подобны погоде: если она вам не нравится, надо подождать, и она изменится. То же самое и с малышом. Сейчас развалившаяся башня из кубиков выбила малыша из равновесия, и он безутешно рыдает по этому поводу, а через минуту это событие покажется ему делом вчерашнего дня, и он с любопытством переключится на пробегающую мимо кошку. Обычный день ребенка переполнен множеством трудных задач, он познает, приобретает новые умения, пытается сделать что-то самостоятельно и при этом в течение всего дня слушает указания, оценки и нравоучения взрослых. Малыш испытывает огромное количество эмоций, которые быстро сменяют друг друга. Эти эмоции связаны с новыми открытиями, с маленькими победами и очень часто с неудачами и трудностями на пути познания мира. Малышу еще не хватает речевых навыков, чтобы ясно выразить свои потребности, чувства и желания. Когда всего этого накопится слишком много, ваш ребенок может начать хныкать, плакать и кричать. Посмотрим, как реагировать на перепады настроения в этом случае и что поможет нам привести малыша в былое равновесие.

К содержанию

Методы борьбы

  1. Не раздражайтесь. Некоторые родители крайне плохо переносят детский плач. Тем не менее, вы обязаны взять себя в руки и поддержать ребенка. Неадекватные реакции и ожидания родителей лишь усиливают напряженность и усугубляют детские капризы. Родительский гнев и крики только испугают ребенка, и он еще больше заведется. Постарайтесь сохранять спокойствие.

    Крохе нужно помочь научиться легко и комфортно открывать для себя мир. Не поддавайтесь его перепадам настроения, будьте для малыша источником самообладания, доброжелательности и спокойствия. В конце концов, как можно успокоиться малышу, испытывающему, в силу своего возраста, явный недостаток внутреннего контроля, если окружающие его взрослые также не в состоянии сдерживать свои эмоции и то и дело теряют над собой контроль? А вот побыть с ним рядом, дать ему почувствовать вашу готовность прийти ему на помощь — это очень важно для ребенка. Следите за тоном своего голоса. Если вы не умеете владеть собой и повышаете голос, дети будут делать то же самое.

  2. Доброжелательно воспринимайте детские переживания. Во время переживания ребенок находится в возбужденном состоянии и не может с ним справиться. Эта внутренняя сила может его напугать, и поэтому рядом ему нужен нежный и спокойный взрослый, который поможет направить энергию в нужное русло, успокоит, поддержит и возьмет на себя избыток чувств. Попытки призвать ребенка к разуму или крики ни к чему не приведут, так как малыш слишком возбужден. Не стоит долго ждать, если ребенок не может успокоиться самостоятельно, придите к нему на помощь, например, скажите: "Я понимаю, что ты устал и тебе грустно. Посиди, подумай, чем я могу тебе помочь, а когда ты успокоишься, мы поговорим". Вы покажете малышу, что принимаете его чувства и сопереживаете ему.
  3. Побудьте рядом с малышом, возьмите его на руки. Малышу нужна поддержка. Посадите его на колени и помогите ему успокоиться. Если ребенок просто ищет вашего тепла, не реагируйте зло и нетерпимо, иначе он будет все больше и больше хандрить. Например, вы можете нежно гладить его по спине, медленно покачивать, повторяя: “Мой хороший, поплачь немного, пусть из тебя выйдет вся грусть и злость, а я побуду рядом ”. Часто ребенку этого уже достаточно. А в будущем не забывайте оделять ему больше внимания — тогда исчезнет потребность добиваться его плачем. Все реже родители пользуются прекрасным доверительным жестом: когда малыш грустит, плачет или пытается вам что-то сказать, можно крепко взять его ручку в свою руку. Этот жест говорит об участии, полном нашем внимании и СОЧУВСТВИИ. Мы все время торопимся, разговаривая с детьми, вам недосуг отложить параллельные дела. Но наши нуждаются в любви; получая отклик, они сами учатся проявлять любовь и сочувствие и растут отзывчивыми, жизнерадостными, а не эмоционально зажатыми.
  4. Постарайтесь отвлечь ребенка. Вместо того чтобы впадать в панику или стараться урезонить малыша, который впал в истерику, постарайтесь переключить его внимание. Иной раз такой двигательной активности, как танцы или игра в мячик, может быть достаточно, чтобы успокоить ребенка. Маленькое чадо будет заинтриговано, если вы спокойно сядете на пол, достанете его игрушки и начнете увлеченно играть, время от времени приглашая его присоединиться. Но маленькие детишки, еще плохо понимающие речь, часто совсем перестают себя контролировать. Поэтому могут оказаться полезными простые, но эффективные приемы: можно, завернув малыша в одеяльце, выйти с ним на балкон или поднести его к открытому окну, чтобы кроха мог глотнуть свежего воздуха. Некоторым детям помогает контрастное или прохладное умывание лица и шеи, другим — теплый душ. Когда ребенок успокоится, приласкайте его и посидите с ним столько, сколько ему потребуется, не стыдя и не отчитывая при этом. Если ваш малыш трет глазки или сосет пальчик, возможно, пришло время поесть или поспать.
  5. Не заставляйте ребенка подавлять печаль. Самообладание, самоконтроль, внутреннее спокойствие и умиротворение — как замечательно было бы, если бы все дети были похожими на маленьких буддийских монахов, но это невозможно. Злясь, бурча и раздражаясь, малыш освобождается от отрицательной энергии. Он немного похож на кастрюлю-скороварку, которая, находясь под давлением, то и дело выпускает лишний пар. Зная, что внутри ребенка бушуют разные внутренние конфликты, вам будет легче понять, почему в возрасте от двух до четырех лет дети очень возбудимы и обидчивы. Разрядка просто необходима неокрепшей детской психике так ребенок освобождается от негативной энергии, которая накапливается в процессе детской деятельности, иначе справляться с ней малыш пока не умеет. Если ребенок постоянно проявляет характер, помните что в отличие от взрослых детям труднее подбирать слова для выражения своих ЧУВСТВ (тем более, если они только начинают разговаривать); дети проявляют свои внутренние проблемы своим поведением — им легче показать, чем рассказать. Слишком часто, когда мы требуем от детей скрывать истинные чувства, мы делаем это для того, чтобы успокоить себя, поскольку крики и слезы детей часто действуют нам на нервы. Тем не менее, опасно подавлять эмоции, печаль и переживания. Наши собственные родители не знали, как отвечать на наши эмоции, и чувствовали себя неловко в подобных ситуациях. Поэтому, повзрослев, и мы научились не выражать своих чувств, подавлять их в себе; так мы поступаем и с нашими детьми.
  6. Покажите, что вам небезразличны его переживания, и дайте ему понять, что все люди иногда грустят и плачут. Иногда ребенку важно получить ваше сочувствие и понять, что отрицательные эмоции возможны и их не нужно стыдиться. Нельзя считать детские слезы признаком душевной слабости. Да, сильный человек не ропщет, не жалуется, не прибедняется ради сочувствия, но он принимает свои чувства, если они есть, и только так он может с ними справиться и снова встать, расправив плечи. И он должен быть уверен, что его чувства нормальны, они возможны, но если долго горевать, делу не поможешь. Однако это убеждение не слабого человека, а сильного, уверенного в себе и любящего себя. А может ли полюбить себя ребенок, когда его чувства отвергаются, когда самые близкие люди дают понять: нам нет дела до твоих переживаний, вставай, хватит плакать по пустякам. Переживания не проходят просто оттого, что вы пытаетесь их приуменьшить или считаете проблему незначительной.
  7. Позволяйте плакать не более 10 минут. Не позволяйте ребенку испытывать сильных эмоциональных переживаний более 10 минут! Выслушайте его, помогите справиться с эмоциями и постарайтесь переключиться на другие занятия. Проявляя сочувствие фразами вроде "Тебе грустно, поплачь, мой дорогой!", не стоит, однако, ими злоупотреблять — эти слова полезны как сопереживание, но не всегда помогают малышу выйти из состояния грусти. Чем больше вы даете ребенку переживать, тем дольше вам придется его утешать. Для рыданий и гневных криков малышу необходимо немного времени, дайте ему это время. Но затем посмотрите крохе в глаза, войдите с ним в контакт с помощью взгляда. Воспользуйтесь спадом напряжения, чтобы сказать: "Теперь все прошло. Пошли, поиграем на улице". Ребенок почувствует, что вы его поняли, а значит, можно заняться чем-то другим
  8. Любите малыша с его радостью и с его печалью. Мы очень любим, когда наши дети смеются и поют, и так же не любим слушать, как они плачут и кричат. Но ребенок имеет право быть грустным, недовольным, сердитым, в плохом настроении. Ему необходимо знать, что вы принимаете как его смех, так и слезы, что выражение самых сильных эмоций ребенка не сможет разрушить вашу любовь к нему. Дети, совсем как мы, иногда встают не с той ноги; как и мы в конце дня, после яслей или школы чувствуют себя вымотанными. Не только взрослые испытывают усталость.

    К тому же бывает, что повышенная чувствительность и ранимость являются признаками специфического психического склада детей, свойствами их нервной системы. Изменить эти врожденные особенности по своему желанию нельзя. Здесь не помогут уговоры, упреки и наказания. Любые насильственные меры лишь усугубят проблему, увеличив напряженность и волнение, а значит, еще сильнее ослабят нервную систему- ребенка и подорвут уверенность в себе. Наши малыши растут и становятся независимыми. При этом для их благополучия очень важно наше одобрение, но их желание следовать собственным порывам часто оказывается сильнее. Если мы признаем важность их собственных взглядов, допускаем, что у них может быть личное мнение по какому-то поводу и собственный взгляд на какие-то вещи, значит, мы воспитываем своих детей, проявляя к ним уважительное отношение, и это лучший способ вызвать у них ответные чувства.

  9. Радуйтесь! Ребенок хотел получить эту игрушку, остаться на качелях, съесть пирожок, а вы сказали ему "нет". Он недоволен, зол и проявляет свои эмоции. Поставьте себя на его место. Есть из-за чего расстраиваться! Не волнуйтесь, если ребенок то смеется, то плачет, то злится, то ласкается: быстрые смены настроения — это очень хороший знак, ребенок развивается. Был бы повод для беспокойства, если бы малыш никогда не плакал, не кричал и не злился. Это в порядке вещей, что он переживает определенные эмоции, — это жизнь! Просто старайтесь корректировать поведение малыша, если он что-то хочет, учите его не выражать свои желания бурно и несдержанно, объясняйте, что некрасиво проявлять свои чувства принародно, напоказ, и тем более не поощряйте истерики. Не торопитесь удовлетворять просьбы ребенка, высказанные капризным тоном. Попробуйте объяснить ему, что он гораздо быстрее и легче добился бы своего, если бы говорил спокойно. Твердо придерживайтесь правила: пока малыш ноет, все его требования игнорируются; лишь только он перестает капризничать — просьбы удовлетворяются. Отмечайте более эффективные способы просить: "С помощью стонов тебе никогда ничего не добиться. Лучше успокоиться и сказать так...".
  10. Старайтесь найти причину его переживаний и помогите с ними справиться. Гневные истерики и крики ребенка надо воспринимать терпимо; более того, важно быть проницательными и стараться понять причину детских слез. Каждый раз, сталкиваясь с препятствиями и трудностями на пути движения к самостоятельности, малыши впадают в негодование и ярость. К сожалению, в этом возрасте они не могут по-другому выразить разочарование, вызванное собственной слабостью. Но это не единственная причина. Наиболее часто причиной нытья является какая-то реальная потребность или проблема, которую мы долго не замечаем. Это потребность во внимании или сочувствии, плач от одиночества, когда родители много работают и редко находят время для игры с малышом. Это могут быть обычные детские страхи: боязнь темноты, громких звуков, собак, ведьм, врачей или воды. И если никто не поможет ребенку справиться с его горем, откажется выслушать его, то плач и крики станут устойчивой формой защиты от страхов и тревог.
Светлана Забегайлова, психолог