Содержание:

Интересное качество человеческой натуры: нечаянно услышанному мы верим больше, чем сказанному открыто, в лицо! Если, к примеру, подруга говорит вам: "Как ты сегодня хорошо выглядишь", то вы, скорее всего, подумаете, что она просто старается быть вежливой. Но если вы случайно подслушаете, как она говорит то же самое кому-нибудь еще, то сочтете ее мнение искренним и честным. Даже маленькие дети (старше 18 месяцев) обращают больше внимания на то, что им удается подслушать, чем на то, что им говорят напрямую.

Внимание к подслушанному напоминает мне черный ход в доме. Мои родители всегда запирали парадную дверь, но черный ход оставляли открытым, чтобы дети могли бегать во двор. В каком-то смысле все мы похожи на этот дом. Мы стоим на страже "парадного входа", отвергая комплименты, якобы неискренние или неумеренные. А тем временем через "черный ход" к нам попадают сообщения, которые мы подслушали случайно.

Существует три способа, позволяющих стимулировать желательное поведение, посылая идеи через секретный черный ход детского разума:

  1. "Сплетничание": вы намеренно говорите то, что ребенок должен "случайно" подслушать.
  2. Сказки: вы преподносите желаемую идею в форме сказки.
  3. "Психология наоборот": вы добиваетесь взаимодействия, говоря ребенку сделать обратное тому, чего вы в действительности от него хотите.

К содержанию

1. "Сплетничание" ("Тсс... Эй, плюшевый мишка, я расскажу тебе о том, что сегодня сделала Лорен!")

"Сплетничание" подразумевает высказывание мыслей шепотом, чтобы заставить малыша прислушаться к ним.

Удивительно, но если нам кажется, что мы слышим нечто, не предназначенное для наших ушей, то обращаем на эти слова больше внимания и склонны больше им доверять. (Это относится и к детям, и ко взрослым, и даже к правительствам!) Вот как это делается.

Когда ребенок находится рядом с вами, громко прошепчите какую-нибудь похвалу в его адрес, обращаясь к супругу (супруге), птице, плюшевому мишке, бабушке или притворяясь, что вы говорите по телефону. Не смотрите в этот момент на малыша. "Сплетничание" дает результаты только тогда, когда вы рассказываете "секрет", о котором малыш не должен знать. Начните с громкого шепота, а как только ребенок навострит уши и перестанет дышать, понизьте голос и прикройте рот рукой, как будто раскрываете кому-то тайну.

Немного позже, но в тот же день, повторите комплимент, только уже в открытую. Ребенок подумает: "Ого, должно быть, это правда. В последнее время я часто об этом слышу".

Начинать применять "сплетничание" можно где-то между 18 и 24 месяцами. Именно в этом возрасте дети уже понимают, что важные вещи люди часто произносят шепотом!

Вот несколько способов эффективного использования "сплетничания":

  • Похвалите какой-нибудь совершенный малышом поступок. Прошепчите попугаю: "Эй! Тсс! Эй, мистер Пташка! Сельма съела сегодня весь горох. Я сказала: "Она молодец, хорошая девочка". Эй, мистер Пташка, тсс. А потом Сельма сказала: "Спасибо". Мне так нравится, когда она говорит: "Спасибо, мамочка". Это меня так радует!" Такой прием эффективен, даже если малышу всего два года! Может быть, он и не поймет всего сказанного, но по вашему тону почувствует, что вы его цените.
  • Особые жизненные уроки. Предположим, двухлетняя Хелен боится собаки. Вместо того чтобы убеждать ее: "Не бойся, это хорошая собачка", лучше сделайте так, чтобы она подслушала, как вы предлагаете выход плюшевому мишке: "Да, Тедди, Хелен испугалась. Она попросила: "Домой, мамочка!" Но потом я показала ей, как быть храброй, и сказала: "Собачка, уходи, не будь злой! С хорошими девочками ты должна быть доброй!" А потом я обняла Хелен, потому что очень-очень сильно ее люблю!!!"
  • Притворитесь, будто нуждаетесь в помощи. Трехлетняя Изабелла, как правило, пропускает мамины просьбы мимо ушей и делает вид, что она глухая. Но когда Джойс вышла в другую комнату и громко прошептала: "Как бы я хотела, чтобы кто-нибудь помог мне собрать разбросанные игрушки!" — Изабелла тут же примчалась на выручку!
  • Сплетничание и воображаемые друзья. Некоторые дети придумывают себе воображаемых друзей. Это очень удобно: друг всегда рядом. Кроме того, данный способ является отличной возможностью попрактиковать социальные навыки. Беседуя со своим воображаемым другом, малыш поверяет ему свои сокровенные мысли: "Мамочка такая злая! Она запретила мне смотреть телевизор!" Вы тоже можете передавать важные сообщения, разговаривая с воображаемым другом малыша: "Зукерс, если ты и Сюзи быстро обуетесь, то сможете пойти со мной в магазин". Предупреждение! Некоторые дети не любят, когда с его другом разговаривают посторонние: "Она мой друг! Не говори с ней!"

В качестве "сообщника" в своих диалогах можете использовать любимую игрушку ребенка. Кит, отец Джека, обращается за советом к Волшебному Кролику: "Подожди, Джек, я спрошу Волшебного Кролика". Потом он отворачивается от сына и произносит громким шепотом: "Привет, Волшебный Кролик! Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, помоги мне. Должен ли Джек мыть руки перед едой?" Потом Кит подносит ухо к розовым губам кролика, стараясь расслышать его "ответ". "Что? Что ты сказал? Ага... Он обязательно должен помыть руки?"

Джек наблюдает за отцом с расширенными от изумления глазами, а Кит, кивая головой в знак согласия, продолжает: "Но он должен сделать это быстро? И садиться есть прямо сейчас? Ладно, ладно, Волшебный Кролик, я передам ему. Спасибо!!! Я люблю тебя!!!" Потом Кит поворачивается к сыну и передает ему сообщение от кролика. "Эй, Джек, я только что говорил с Волшебным Кроликом. Он сказал, чтобы ты супербыстро вымыл руки и дал пять!"

Использование данного приема занимает всего одну минуту, но при этом помогает сохранять в семье теплую дружескую атмосферу. Нехитрая уловка Кита предотвращает ссоры и скандалы, которые длились не меньше получаса и портили всем настроение на целый день.

К содержанию

2. Сказки ("Жил-был маленький мальчик...")

Классические истории вроде "Красной шапочки" рассказывались вокруг костра еще в древние времена не только в качестве развлечения, но и в качестве наставления, например, относительно того, что нельзя разговаривать с незнакомыми "волками". Неугасающая популярность сказок свидетельствует об их эффективности. Как и "сплетничание", они идеально подходят для обучения деток старше двух лет.

Эти короткие рассказы задействуют оба полушария мозга одновременно. Левое полушарие усваивает язык и сюжет истории, а правое — как ребенок должен себя вести в аналогичных ситуациях.

Эффективность сказок в значительной степени обусловлена тем, что малыш даже не осознает, что чему-то учится. Полезные уроки, вплетенные в ткань повествования, как высаженные семена, быстро прорастают в его сознании и помогают ему отличать плохое от хорошего.

В основном сказки состоят из трех частей:

  • Введение. Благодаря описаниям различных чувств эта часть задействует детский разум. Расскажите, что маленькая Царевна-лягушка видит, слышит, поет, ест на завтрак, во что она одета, что интересного она наблюдает по дороге в школу и т. д. Введение играет большую роль, поскольку завораживает малыша и подготавливает к дальнейшим событиям. К тому моменту, как вы перейдете к следующей части, он будет чувствовать себя так комфортно, надежно и тепло, что черный ход его разума широко распахнется сам собой.
  • Основная фабула. Именно здесь ребенку незаметно преподносится важный жизненный урок. Например, что случилось с маленькой Царевной-лягушкой, когда она отказалась делиться, не стала мыть голову или ударила братика.
  • Счастливый конец. Завершать сказку благоприятным финалом — это все равно, что обернуть ее красивой бумагой. Знание того, что в конце Царевна-лягушка обязательно вернется домой, где ее ждут поцелуи, объятия, любимая игрушка и вкусная еда, благоприятно влияет на укрепление у малыша чувства порядка и безопасности.

Вы можете сами придумывать собственные сказки, содержащие конкретные жизненные уроки, которые вы хотели бы преподать малышу. Вот еще несколько советов:

  • Пусть в главных ролях выступают смешные маленькие животные — лосенок Мими или мышонок Стивен.
  • Не делайте героями сказок маленьких деток. Из-за них история кажется слишком реальной и пугающей.
  • Используйте театральные эффекты: повышайте голос, переходите на шепот, чтобы привлечь внимание ребенка или выделить особо важные места.
  • Включайте в повествование персонажей-помощников: ангелов, фей, говорящую жабу или дружелюбные деревья, которые всегда приходят на выручку главному герою.
  • Сделайте одним из героев ворчащее, брюзжащее, злое животное, которое в конце всегда ловят. (Ведь мир вашего малыша наполнен и радостными, и страшными вещами.)

Спустя некоторое время ваш ребенок будет без конца требовать продолжения о подвигах любимых героев, пока они не станут милыми воспоминаниями детства!

К содержанию

3. "Психология наоборот" ("Не чисти зубы!")

Маша, бойкая трехлетняя девчушка, обожает поднимать свое платье. Разумеется, это доставляет ей удовольствие потому, что злит родителей. Поначалу они просто просили: "Пожалуйста, дорогая, не делай так", но не могли при этом сдержать улыбку — ведь девочка была такой очаровательной. Вскоре она повторила свой номер перед бабушкой, пожилой соседкой и продавцом бакалеи. В каждом случае ответом ей служил веселый смех, и это подвигало ее на новые эксперименты.

Что только не пробовали родители Маши, чтобы заставить ее прекратить баловаться. Вход было пущено все — от убеждения до тайм-аутов, однако толку не было никакого. Наконец они перешли к радикальному методу. Вместо бесконечных "нельзя" они серьезными голосами подбадривали дочурку: "Еще! Давай еще! Выше! Поднимай выше! Не опускай руки!" Через неделю представление Маши закончилось навсегда. Она только периодически поднимала юбку, демонстрируя свою независимость; как только родители дали дочери понять, что одобряют ее поступки, девочка потеряла интерес к игре.

С 18 месяцев наши маленькие "неандертальцы" находят новое развлечение — открытое неповиновение.

Это способ почувствовать свое влияние и продемонстрировать самостоятельность. "Психология наоборот" — это возможность обернуть склонность в свою пользу.

Понятное дело, что нет такого приема, который постоянно давал бы положительные результаты, однако родителям особо упрямых и своевольных малышей этот занимательный метод подходит идеально, поскольку дает возможность маленьким "мачо" (как мужского, так и женского пола) пойти на уступки, сохранив при этом лицо и самоуважение.

Я отношу данный прием к идеям через черный ход, поскольку дети, поглощенные отказом выполнять непосредственную просьбу, не замечают, как она проскальзывает через черный ход. Вся прелесть "психологии наоборот" заключается в том, что она позволяет малышам и продемонстрировать свое неповиновение, и выполнять то, что нам нужно. И все довольны!

Ниже представлено несколько забавных приемов "психологии наоборот".

  • Апеллируйте к собственническому чувству ребенка. В конце осмотра двухлетняя Миа вдруг решила забрать с собой одну из моих игрушек. Я предупредил ее, что буду очень сильно скучать по ней, но Миа осталась равнодушной к моим словам. Поэтому я предложил иной выход: "Ладно, никаких проблем. Можешь забирать игрушку". После этого собрал ее одежду и заметил: "Тогда я забираю твои ботиночки, носочки, маечку и штанишки! Идет?" Миа нахмурилась и потянулась к одежде. Я протянул руку к игрушке — и мы совершили одновременный обмен сокровищами, словно шпионами у Берлинской стены.
  • Не делай этого! Запретите малышу есть то, что для него полезно. Умоляйте: "Нет! Нет! Не ешь яблоко! Пожалуйста. Пожа-а-алуйста!"

Трехлетнему Мейсону было явно скучно сидеть в моем кабинете, пока я осматривал его сестренку. Внезапно он решил, что с него довольно, и заявил: "Сейчас я уколю вас в глаз". На что я стал умоляюще просить: "Только не бей по ноге. Пожалуйста, пожалуйста, только не по ноге! Нет, нет, нет!!!" Он злорадно ухмыльнулся и, ясное дело, стал колоть меня, словно булавкой, в ногу, пока я отчаянно "протестовал".

Джессика часто отказывается выполнять мамины просьбы. Но вот что обнаружила ее мама: стоило ей сообщить воображаемому другу Джессики, мышонку Нане, что Джессика слишком маленькая, чтобы сделать то-то или то-то, как дочурка сломя голову неслась доказывать, что ее мама сильно заблуждается!

Харви Карп, Пола Спенсер,
из книги "Новое воспитание: без слез и конфликтов"
(примечание: Харви Карп — доктор медицины,
автор известной книги "Самый счастливый малыш в квартале").