Содержание:

У сплавщиков на Урале пора отдыха начинается с майских праздников. В паводок некатегорийные уральские реки становятся полноводными и ускоряются до 7-8 км/ч, что и привлекает туристов-водников.

Сплав по реке Койва

К содержанию

День первый. Едем на север через юг

Утро 6 мая у туристов, собравшихся на сплав, началось рано: у кого-то в 6.00, у кого-то — в 5.00, у меня же, благодаря привычке собирать вещи в последний момент, — в 4.00. Уже в 6.40 грузим снаряжение в турклубе, в 7.30 подъезжаем к вокзалу.

Нас встречают туристы, готовые разгружать "Газель", со словами: "Обычно электричка до Чусового уходит со второго или третьего пути". Как порядочные, переносим вещи и снаряжение по подземному переходу, а не бежим по путям на вторую платформу.

Постепенно на перрон подходят все туристы из моей группы. С третьего пути провожаем электричку на Качканар... и вот на второй путь подходит еще одна — наверняка наша! Дружно загружаем вещи, не обращая внимания на недовольные взгляды бабушек, спешащих занять лучшие места.

Одна старушка не выдерживает:

— Не ставьте этот рюкзак передо мной, я ноги не смогу вытянуть!

— А это куда ж вы едете-то? — мучает любопытство вторую старушку.

— На сплав по Койве, бабушка, на станции Пашия выходим.

— Дак электричка-то эта до Екатеринбурга...

— ?!

"До отправления пригородного поезда сообщением Нижний Тагил — Чусовой остается 5 минут. Поезд стоит на первом пути", — доносится до нас из вокзального динамика спокойный голос дикторши.

Пауза длится долю секунды. "Назад-назад, выходим, электричка не наша, на юг едет, а нам — на север", — кричит кто-то. Мигом выгружаем спасжилеты, рамы, весла (уже позже, при спуске судов на воду, замечаем, что в этой кутерьме потеряли одно весло), гондолы катамаранов, рюкзаки, котлы ("Аккуратнее, аккуратнее, замараете же"), многочисленные коробки с провизией. С негласного разрешения двух стоящих поблизости полицейских, по рельсам бежим к нашей электричке и быстро забрасываем в нее все снаряжение.

Утренняя зарядка получилась насыщенная, знатно размялись, сдали экзамен на сплав-пригодность. 8.21 — с облегчением наблюдаем, как наша электричка медленно трогается навстречу приключениям.

К содержанию

Первые километры на воде

— Итак, дорогие наши сплавщики, — начинаю я в качестве руководителя сплава вводный инструктаж. — На этом сплаве мы делимся на 4 экипажа: "Басеги-1" во главе с капитаном Дмитрием Кубриковым, "Басеги-2" во главе с Юрием Барановым, "Иркут-6, или Адмирал Кузнецов" во главе с Женей Кузнецовым и экипаж "Безымянный" (на гондоле катамарана отсутствовало название) во главе с Романом Горбиковым.

Отдельно, на резиновой лодке, позже прозванной "Командоры" плывет Виталий Павлович Голицин. Назначаю дежурные экипажи на все четыре дня, предупреждаю о вреде употребления алкоголя и отсутствия спасжилета на воде, о предосторожностях относительно клещей. Всё, все предупреждены, значит, вооружены.

12.30 — выходим на ст. Пашия, под моросящий дождь грузим вещи в "Газель", набиваемся в автобус местного водителя Леонида Алексеевича.

— Как у вас здесь жизнь? — интересуюсь я.

— Как в 3D, — загадочно отвечает Л.А.

18 км тряской дороги, и мы у висячего моста в поселке Кусье-Александровский (Пермский край). Разгружаемся, расплачиваемся с водителем по таксе 100 руб. с человека.

— Приезжайте к нам еще!

— Спасибо, обязательно.

Под продолжающийся моросящий дождь собираем катамараны, варим на костре борщ, обедаем и в 16.00 становимся на воду.

Койва — "брызганная вода" — весело несет свои воды мимо устья речки Кусьи, заканчивающейся метровой высоты водопадом. Ниже на правом берегу возвышается камень Малый Шайтан с небольшим гротом у основания.

Наш экипаж "Басеги-1" начинает притираться, пригребаться, приспосабливаться друг к другу. На носу слева — Лариса Егорова, опытная туристка, не раз бывавшая в пеших походах на Байкале и Алтае, справа — Настя Танасийчук: обладают опытом многократных матрасных сплавов, у Насти за плечами Водная школа-2017.

На корме слева Георгий Максимец — бывший инструктор коммерческой фирмы "Мир приключений", ныне — строитель. На Койве и этом участке Чусовой не был. На корме справа — наш капитан Дмитрий Кубриков, сплавляющийся более 15 лет слаженным экипажем. На этом маршруте был, по крайней мере, на Чусовой точно.

Посередине катамарана слева заняла свое место Аня Максимец — бывшая жительница Шадринска (Курганская обл.), ныне — екатеринбурженка, мама 4-летней Полины, преданная жена походника — все равно, что жена декабриста, следующая везде за своим мужем и стойко переносящая походные неудобства.

Описание маршрута и достопримечательностей

К содержанию

Первая высота — камень Стрельный. Первая стоянка с приятным сюрпризом

Я, пользуясь преимуществом "среднего звена" на правой гондоле (можно иногда не грести), достаю путеводитель и начинаю "охоту" за достопримечательностями. (Кому интересно — это путеводитель "Урал. Сплавы по рекам Чусовая, Ай, Белая, Зилим, Нугуш, Лемеза, Малый Инзер, Сакмара, Серга, Юрюзань, Исеть, Косьва, Койва, Усьва, Сосьва, Улс, Лозьва, Вагран, Вишера" издательства "Азимут" из серии "33 маршрута".) И вскоре по курсу предстает во всем своем великолепии высокий и статный Стрельный камень с зубчатыми вершинами.

"Тропинка на его вершину проходит между двумя наиболее высокими утесами. Попасть к ее началу можно только, подплыв на судне", — читаю я в путеводителе. Мы смещаемся к левому берегу, но ток струи настолько силен, что нас относит чуть ниже, за утес. Остальные экипажи не успевают сориентироваться и причаливают к противоположному берегу, на пологий галечный пляж.

Мы же выходим на берег и начинаем подниматься на вершину Стрельного камня. Запахи пропитанного влагой хвойного леса бодрят и упоительной свежестью наполняют легкие. По пути встречаем цветущие кусты и похожие на карликовую сирень кустарники.

Наконец поднимаемся на вершину камня, с которой открывается великолепный вид на петлю Койвы с перешейком и холмы, покрытые таежным лесом. Когда взгляд свысока ограничивает только далекая линия горизонта, меня охватывает чувство полной свободы и надменного спокойствия, с которым орел парит над землей высоко в небе, выслеживая добычу.

Одухотворенные, спускаемся вниз и продолжаем сплав. Проходим стремительный перекат Висячка (название дано по существовавшему здесь ранее подвесному пешеходному мосту). Вечереет, пора искать поляну для бивуака.

Замечаем на берегу вокруг костровища множество сосновых пеньков — вот она, наша первая стоянка: и дрова есть, и взгорье посуше для палаток. Хочется поблагодарить тех туристов, которые напилили и оставили на этой поляне пеньки: они согревали нас еще на протяжении трех дней сплава, а последний койвинский подарок (так мы называли пеньки между собой) остался на берегу в Чусовом для тех туристов, которые будут сплавляться после нас.

Водный туризм

К содержанию

День второй, водно-скальный

Ночью ударили заморозки. Промокшие накануне палатки покрылись тонким ледком. Моя соседка по палатке, Настя Танасийчук, жалуется на то, что мерзла ночью в двух спальниках, горнолыжной куртке и теплых штанах и предлагает выходить с маршрута на день раньше (благо запланированный километраж позволяет).

Объясняем Насте, что в спальник нужно ложиться в минимальном количестве одежды, чтобы не нарушать теплообмен между кожей и внутренним пространством спальника. Идею о сокращении сплава на день никто не поддерживает.

После вкуснейшего завтрака овсяной кашей с изюмом и сгущенкой настроение улучшается, заморозки уже не сильно пугают, а влажные от конденсата вещи не так расстраивают. Продолжаем сплав. Сегодня наша задача проплыть 25 км по Койве и встать на ночевку недалеко от ее устья на правом берегу Чусовой, чтобы осмотреть камень Дыроватые Ребра с аркой "Царские ворота" — визитную карточку Чусовой.

А по берегам Койвы нас еще ждет множество достопримечательностей. Широкий, мелкий, быстрый Паршинский перекат не позволяет нам уйти к левому берегу, чтобы причалить к одному из чудес нашего маршрута — камню Арка, подземная полость которого тянется на 14 м. Поэтому дугообразный свод берегового камня Арка быстро проносится мимо нас.

Следующая интересная скала на нашем маршруте — камень-стенка Горевой с Большой Горевской пещерой и единственной карстовой аркой в бассейне реки Койвы — Игольное Ушко. Причаливаем у самой высокой части скального отвеса и поднимаемся на вершину по тропе в поисках описанных выше достопримечательностей. Замечаем отверстие в скале, куда спуститься можно только с веревочной страховкой, предполагаем, что это и есть одно из отверстий карстовой арки Игольное Ушко.

К содержанию

Погода на Урале на майские

Идем дальше, река не изобилует сплавщиками: проплывают, в основном, пермяки — "соленые уши"; изредка встречаются "ни рыба, ни мясо" — ребята из Миасса, парни из Горнозаводска. И все они, узнав, что наша группа из Тагила, дружно кричат в ответ: "Тагил рулит!". Сплавщиков-новичков отпугнула обещанная накануне суровая погода. И действительно: снег сыпет то хлопьями, то крупой; то внезапно появляется из-за тучи солнце и дразнит нас своими теплыми лучами, то поднимается порывистый ледяной ветер и выдувает из-под одежды драгоценное тепло...

На обед пристаем к небольшой поляне у подножия Родничного камня. Подкрепившись рыбным супом из консервов, по тропе доходим до смотровой площадки — вершины одного из первых по пути утесов. С нее открывается широкая панорама — как самого камня, так и Койвы, протекающей у его подножья. Недалеко от площадки, справа от тропы расположена скала Пушкин, названная так за поразительное сходство с портретом поэта в профиль.

Следующая достопримечательность, у которой мы делаем остановку, — Туристическая почта: почтовый ящик, прибитый к сосне, в котором любой желающий может оставить свою запись, а также ознакомиться с "письмами" других групп. Но, к сожалению, почтовый ящик превратился в кормушку: в нем мы обнаруживаем только краюху хлеба и горстку семечек.

Погода на Урале на майские

К 18.00 подплываем к поселку Усть-Койва. Подходящего места для лагеря на правом берегу Чусовой, у устья Койвы, между чередой дач и туристских баз не находим. Решаем разделиться: часть группы уходит на скалы Дыроватые Ребра за 2 км по берегу против течения Чусовой, другая половина отправляется на катамаранах по течению выбирать поляну для ночевки.

Забравшись на крайнюю вершину одного из пяти крупных, вертикально поставленных пластов Дыроватых Ребер, мы, к сожалению, не находим ни двух пещер, ни грота Влюбленных, ни карстовой арки "Царские ворота". Они просто не открылись уставшим, жадным до достопримечательностей туристам. Ничего не поделаешь: отправляемся вниз по Чусовой на воссоединение со второй частью группы, надеясь поскорее отужинать горяченьким жарким.

В завершение сегодняшнего дня природа радует нас красивым пейзажем: багровым закатом на реке у камня Красный. Встаем на ночевку на правом берегу Чусовой, на огромной поляне, на которой ранее располагалась деревня Койва, самый древний населенный пункт этих мест.

Продолжение следует.