Содержание:

К содержанию

Разбираемся с определением

Мода на специализированные классы не проходит более десяти лет. В начале девяностых, система образования РФ переживала первый крупный кризис постсоветского периода. С падением "железного занавеса" уверенность, что наше образование - лучшее в мире, сильно пошатнулась. Школьные обмены с иностранными учебными заведениями, возросшие требования к поступающим в вузы, изменение топ-листа специальностей высшего образования...

В таких условиях рождение альтернативного образования: частные школы, профильные классы при вузах, гимназии и лицеи - закономерно. И не всегда было важно, где именно учится ребенок. Главное, чтобы программа отличалась от общепринятой, а администрация среднего учебного заведения давала гарантии поступления в один из институтов. Понятие "специализированный" было расплывчато. Оно употреблялось в описании любых классов и школ, которые хоть чем-то отличались от традиционных.

Время шло. К 2000 годам специалисты разобрались и четко сформулировали, что же это такое.

Гимназия и лицеи были выделены в отдельные структуры. Дети там учатся строго по определенным нормам. К специализированным классам отнесли:

  • Профильные классы, открытые в общеобразовательных школах, которые ведут подготовку к поступлению в какой-либо вуз;
  • Классы с углубленным изучением отдельных предметов;
  • Гимназические и лицейские классы в обычных школах;
  • Классы, где обучение ведется по авторским методикам;
  • Классы коррекционно-развивающего обучения.

К содержанию

Школа Остапа Бендера

Удивительно, но сейчас сложно найти обычный общеобразовательный первый класс. Большинство школ стараются организовать специализированный. Сделать это не сложно. Достаточно предоставить программу в Департамент Образования, утвердить ее и можно набирать детей.

Получают ли в этом случае ученики более качественное образование? Не факт. Шанс нарваться на красивое, ничего не гарантирующее название, к сожалению - велик.

Наталья Ивановна, учитель младших классов (фамилию и номер школы попросила не называть): "У нас три первых класса. Один из них - с углубленным изучением информатики. Второй - работает по программе "Одаренный ребенок". Третий - по программе "Школа ХХI века". Чем они отличаются от обычных? В принципе, ничем. Каждая программа включает один-два дополнительных предмета. Для "одаренного ребенка" - это курс "междисциплинарное обучение" (что-то наподобие обществознания для малышей). Для "информатики" - азы общения с компьютером. Программа нашего третьего класса вообще не проработана до конца. Лет десять назад специальные классы действительно давали качественное образование своего профиля. Сейчас все практически сошло на нет. Например, успеваемость детей, обучающихся по программе "одаренный ребенок" находится на том же уровне, что и учеников обычных общеобразовательных классов. Ни о какой особой "одаренности" речь не идет".

Зачем школам вводить родителей в заблуждение? Основных причин две. Во-первых, недобор учеников. Сегодняшние первоклассники родились 98-99 годах. После августовского кризиса детей появилось мало. Сейчас шести-семилеток практически в два раза меньше, чем 5 лет назад. Есть обычные школы, которые не могут набрать нужного количества учеников. Большая часть родителей стараются устроить детей в гимназии и прогимназии. Чтобы полностью заполнить общеобразовательные классы, нужно придать им хотя бы видимость привлекательности.

С демографическим кризисом связан еще один немаловажный нюанс. Педагоги единодушны: чтобы продуктивно работать со школьниками в специализированных классах, необходим отбор. Например, курс междисциплинарного обучения подразумевает, что к первому классу ребенок в состоянии прочитать адаптированный научно-популярный текст, пересказать его и сделать выводы. Педагоги же вынуждены брать всех подряд. Малышу достаточно знать буквы и умел считать хотя бы до десяти. В результате, требования программы школьники выполнять не могут. Класс неоднороден, часть ребят уже в начальных классах попадают в "отстающие".

Во-вторых, финансовые причины. Общеобразовательные школы живут в основном за счет государственного обеспечения. Не секрет, что этих денег не достаточно. Наличие специализированных классов дает школе шанс получить что-то еще, кроме общепринятых крох: добавки к окладам учителям, оборудование для лабораторий и компьютерных классов и др. Кроме того, за дополнительные курсы и предметы учебное заведение официально имеет право вводить плату. Например, за занятия английским языком с первого класса в среднем по Москве родители доплачивают 500-1000 рублей в месяц. Умножьте сумму на среднее количество детей в классе (25), потом на количество месяцев в учебном году. Минимум получается сто двенадцать тысяч пятьсот рублей. Такая сумма не лишняя в бюджете любой школы...

Но отказываться от специализированных классов - не стоит. Сильные, по уровню подготовки, соперничающие с гимназиями и лицеями в Москве есть. Главное не попасться на уловки недобросовестных администраторов.

К содержанию

Принимаем контрмеры

Как избежать вольного или невольного обмана? Необходимо выяснить как можно больше о программе, по которой ведется обучение.

Гимназический класс. К сожалению, все еще встречаются ситуации, когда администрация школы называет так один или несколько классов, не имея на то законных прав. Статус "школы с гимназическими классами" получить сложно. Иногда школа лишь планирует это сделать в скором будущем, а пока имеет один-два класса, например, "для детей с повышенной работоспособностью". Однако родителей утомлять юридическими подробностями не считает нужным.

Идеально, когда школа имеет право преподавать по программе гимназического класса все 11 лет обучения. Но чаще, гимназические классы работают только на базе младшей школы. А через четыре года ребенок продолжает заниматься по обычной программе, или родители вынуждены искать другое учебное заведение. Многие школы не спешат раскрывать этот маленький секрет потенциальным ученикам. Обязательно уточните тонкий момент в окружном отделении Департамента Образования! См. таблицу "Название таблицы"!

Классы с углубленным изучением одного или нескольких предметов. Попросите показать учебники. Несколько скрепленных степлером распечатанных листов - учебным пособием назвать нельзя. Во всяком случае, основным. Чем известнее и качественные книги, по которым учатся дети, тем выше результат.

Если занятия по авторской методике ведет педагог, не участвующий в ее разработке, то он должен иметь сертификат, что сам прошел обучение. Для каждой программы есть свои методические рекомендации. Не зная их, учитель попросту сотрясает воздух.

Один из самых верных показателей сильного специализированного класса - победа школьников на олимпиадах различных уровней. Если среди выпускников физматкласса нет ни одного призера хотя бы окружной, скорее всего, качество обучения не соответствует заявленному стандарту.

Профильные классы. Администрация школ чаще всего подкупает родителей потенциальных учеников количеством выпускников, поступивших в вузы заявленного профиля. Это не показатель! Кто может гарантировать, что должный уровень подготовки обеспечила именно школа, а не нанятые мамой и папой репетиторы?

Поинтересуйтесь, с какими вузами учебное заведение поддерживает отношения. Несколько лет назад была возможна форма сотрудничества, когда выпускные экзамены в школе засчитывались в качестве вступительных в определенный институт. Сейчас это запрещено. Но в хороших школах наработанные связи сохранились. Если профильные предметы или соответствующие спецкурсы читает преподаватель вуза-парнера - хороший признак. Иногда вся "профильность" заключается лишь в наличии в учебном плане одного-двух предметов. Например, "введение в экономику". Как вы думаете, стартовые знания по экономической теории сильно помогут на экзамене по математике на экономический факультет МГУ им. Ломоносова?

К содержанию

Истории из жизни

Разочарована Очень довольна

Тамара Ивановна, мама ученика специализированного спортивного класса:
"Когда сын заканчивал начальную школу, на ее базе открылся специализированный "футбольный" класс. Он давно проявлял спортивные способности и его, вместе с хорошо развитыми физически мальчишка, пригласили там учиться. Дима любил футбол, поэтому мы согласились. Занятия вели специально приглашенные педагоги из спортивной школы. Сын быстро набрал хорошую спортивную форму. Стал "звездой" дворовой футбольной команды. К сожалению, на этом спортивные успехи закончились. Чтобы перевести футбол из разряда увлечений в профессию, ему не хватало таланта. Не секрет, что без него не может состояться профессиональный футболист.
И общеобразовательные предметы за 4 года в спецклассе мальчик запустил. Педагоги ориентировали ребят на спортивные победы и закрывали глаза на слабые знания по другим дисциплинам. К счастью, я во время спохватилась и перевела ребенка в обычный класс. Иначе пошел бы он после школы, минуя институт прямо в армию".

Татьяна, выпускница класса с углубленным изучением естественных наук:
"Я благодарна своей школе и педагогам. Считаю, что специализированные классы - замечательный вариант для увлеченных людей, у которых нет лишних денег. Сколько себя помню, хотела стать врачем. Всем известно, как сложно поступить в медицинский. Если бы не школа, моя мечта, скорее всего, осталась неисполненной. Денег на репетиторов в семье не было. А так все получилось очень удачно. С пятого по одиннадцатый я училась в специализированном естественнонаучном классе.
Школа дала мне глубокие знания по биологии. В обычном классе на этот предмет отводиться слишком мало учебных часов.
Представление о будущей профессии, выходящее за рамки сериала "Скорая помощь". Нас несколько раз водили на экскурсию в клиники. Один из спецкурсов читал преподаватель мединститута.
Последние два года ходила на подготовительные курсы при медицинском институте. Поступила на факультет "лечебное дело" с первого раза!".

К содержанию

Записная книжка родителей

На вопросы родителей отвечает Специалист Управления региональной образовательной политики и инспектирования Министерства образования РФ Л.И. Максимова.

  • Должны ли родители сдавать деньги на ремонт класса и сами принимать участие в благоустройстве школьного помещения?
  • Согласно закону "Об образовании" школа имеет право использовать дополнительные финансовые средства, которые в качестве пожертвования добровольно переведены на ее счет физическими и юридическими лицами. Но собирать деньги в принудительном порядке, в том числе и на ремонт класса, противозаконно.

Только сами родители могут решить, будут они помогать школе или нет.

То же самое касается участия в благоустройстве. Эти вопросы лучше обсудить на родительском собрании или заседании родительского комитета.

Юлия Бобкова
Статья предоставлена журналом
Куда пойти учиться